В пятерку ведущих мировых валютных дилеров в этом году вошла компания, в штате которой нет ни одного «живого» продавца — все операции проводятся торговыми роботами. Между тем растущая зависимость бирж от искусственного интеллекта вызывает тревогу как у экспертов, так и у российских властей.
Войти в заветную пятерку компании XTX Markets Ltd. помогли не расторопные торговцы, а математические программы, сообщил Bloomberg. Теперь, вкусив все прелести роботизированной валютной торговли, ее владельцы планируют наращивать присутствие на рынках акций, сырья и облигаций.
Как пояснили «РГ» эксперты, «торговый робот» — это специальная программа с определенным алгоритмом совершения сделок на рынке. Например, существуют системы, способные одновременно отслеживать несколько сотен финансовых инструментов, используя для анализа сразу несколько десятков индикаторов. Понятно, что человек на такое не способен.
Впрочем, у этого инструмента есть и очевидные недостатки. Например, при некоторых непредсказуемых или нетипичных ситуациях (особенно глобальных) робот может принять неверное или опасное для рынка решение. И всего одна ошибка может привести к цепной реакции, в которой будут участвовать тысячи роботов. В результате возможны ничем не обоснованные скачки цен и курсов, дестабилизация рынка. Например, как это было в начале октября этого года с падением британского фунта. Или как в знаменитом flash crash (мгновенный коллапс) в США в 2010 году, когда индекс Доу-Джонса за пять минут обвалился сразу на тысячу пунктов, а капитализация американского фондового рынка уменьшилась более чем на триллион долларов, напоминает начальник управления операций на фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко.
Растущие риски, особенно внешние, осознают и российские власти. Как заявил на прошлой неделе первый зампредседателя Центробанка РФ Сергей Швецов, регулятор планирует обязать иностранных брокеров раскрывать данные о своих высокочастотных клиентах (HFT-трейдерах). «Мы сегодня не видим клиента, который использует HFT, если он идет через иностранного брокера, — посетовал он. — Мы хотим, чтобы они регистрировались на бирже». Другими словами, в случае какого-либо сбоя в ходе торгов необходимо понять, из-за чего возникла проблема — в результате ошибки или действий робота, у которого возник сбой. Кроме того, не исключено, что сбой может быть вызван и действиями недоброжелателей, способных преднамеренно запустить вредоносную программу.
Ошибка роботов
в 2010 году снизила капитализацию фондового рынка США на один триллион долларов
Ограничения HFT необходимы, и ряд стран этим уже давно озабочен, поясняет первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. «Например, в Японии, где до 70 процентов сделок проходит именно через HFT, вводится специальная регистрация и повышенные требования к риск-менеджменту, — отмечает он. — В Китае для них повышаются биржевые сборы и законодательно ограничивается количество».
Между тем число роботов растет в самых разных сферах, и фондовые биржи, где скорость и точность принятия решений ценится особенно высоко, здесь не исключение, продолжает эксперт. По словам Ивана Андриевского, за последние 10 лет объем высокочастотного трейдинга в США забрал примерно 55 процентов сделок, в Европе — около 40 процентов, в Китае и Индии — чуть более трети. В России в настоящее время на долю искусственного интеллекта приходится 35-40 процентов биржевых контрактов.
Впрочем, у роботов нет явного преимущества там, где от скорости мало что зависит, полагает Георгий Ващенко. Например, в конкурсе на звание лучшего частного инвестора борьба между искусственным интеллектом и человеком идет пока с переменным успехом. «Тем не менее тренд на роботизацию отрицать невозможно: уже сегодня более 70 процентов сделок на мировых биржах совершаются роботами, — отмечает эксперт. — Я полагаю, что их доля может вырасти до 90 процентов уже в этом десятилетии».
Добавил
suare 19 Октября 2016