Циничный расчет

отметили
20
человек
в архиве
Циничный расчет
Почему России экономически выгодно воевать в Сирии? Страна демонстрирует свои военные разработки, экономит на защите границ и сдерживает развитие нефтяного сектора на Востоке.

Вооруженный конфликт в Сирии длится с весны 2011 года и в него, помимо сирийской правительственной армии и многочисленных террористических, религиозных и племенных группировок, уже вовлечены более двух десятков стран, включая США, Россию, Иран, Саудовскую Аравию, Турцию и Катар.

Поскольку цели у участвующих государств и их коалиций далеко не всегда совпадают, а в чем-то являются прямо противоположными, успехи армии Асада и ВКС РФ, поддерживающих правительственные силы с воздуха, уже привели к конфронтации с Соединенными Штатами и их сателлитами. Вокруг сирийского кризиса звучат нотки холодной войны и угрозы новых санкций Запада в отношении России, а также высказываются опасения, что российская экономика не выдержит нового противостояния с США, и, что это не наша война.

В СМИ обсуждается подсчет экономистов, что за год военная операция в Сирии обошлась российскому бюджету в 58 млрд рублей. Расходы могут возрасти, поскольку планируется создать полноценную военно-морскую базу РФ в сирийском Тартусе.

Но экономика подчиняется определенным законам и правилам, и при анализе стоимости военной кампании необходимо, во-первых, разделять капитальные расходы (CapEx), которых в Сирии у нас пока практически нет, и операционные затраты (OpEx), связанные с эксплуатацией техники, работы личного состава ВС России, а также используемых боеприпасов и топлива, а во-вторых, не смешивать стоимость операции с социально-экономическими результатами. И если не углубляться в политические теории, то вполне возможно оценить результаты и стоимость операции, пользуясь общепринятыми методологиями инвестиционной оценки проектов.

Критерии эффективности

С экономической точки зрения зарубежные военные операции эффективны в двух вариантах.

Первый – это когда они приносят для страны в целом реальную прибыль, превышающую не только все возможные издержки на подготовку и проведение военных действий, но и убытки от санкций, торговых ограничений и противодействий третьих стран. Такой была, например, Первая Опиумная война Великобритании против Китая в 1840-1842 годах, в результате которой англичане получили многомиллионные контрибуции от цинской администрации, огромный китайский рынок сбыта для тысяч тонн опиума из своих индийских колоний и … Гонконг в придачу.

Второй вариант — это когда общие затраты на проведение внешней военной компании для превентивного противодействия угрозам будут заведомо меньше вреда для экономики, ущерба для населения и целостности государства, в сравнении с возможными последствиями обороны на своей территории и с отражением нападения набравшего силу противника. Примером может служить бомбардировка британцами Копенгагена в 1807 году с захватом и уничтожением датского флота, что во многом предотвратило вторжение армии Наполеона на Британские острова.

Поскольку сирийской нефти мало, а все месторождения золота в Леванте исчерпаны еще в античности, то главной ценностью Сирии для самой страны и ее соседей являеются ее территория и ключевое местоположение на Ближнем Востоке и южном Средиземноморье. Именно в Сирии тысячелетиями пересекаются основные транзитные коридоры из Северной Африки в Западную и Центральную Азию, из Южной и Центральной Европы и Турции в страны Аравийского полуострова. Дамаск был конечной точкой основного маршрута знаменитого Великого Шелкового Пути и, возможно, станет частью современного китайского проекта «Экономического пояса Шелкового пути».

До войны в Сирии была построена целая сеть магистралей общей протяженностью 1103 км, которая соединяется с автодорогами Турции, Ирака, Иордании и Ливана. Сирия могла бы стать транзитной страной для более дешевой и безопасной доставки ближневосточной нефти и газа потребителям в Европе и Турции, чем более рискованные маршруты через Аденский залив и проливы, расположенные между «горячими точками»: Сомали и Йеменом.

Современная Россия не может позволить себе войну из идеологических принципов, как это делал СССР, поэтому операция наших ВКС – это превентивные меры, направленные на борьбу с террористическими угрозами и защиту экономических интересов России. И в сирийской операции есть сразу несколько аспектов, прямо или косвенно относящихся к экономике.

Экономия на сдерживании террористов

По данным Генштаба ВС наши ВКС за год с начала операции в Сирии уничтожили около 35 000 боевиков. Учитывая, что протяженность российских границ на Кавказе составляет 1254 км плюс территории союзников по ОДКБ, для обеспечения безопасности и сдерживания сопоставимого количества террористов, России пришлось бы развернуть в Южном федеральном округе (включая Крым) дополнительно одну или две общевойсковые армии, то есть от 70 000 до 120 000 человек личного состава и соответствующее количество техники. Бюджетные расходы могли бы в этом случае увеличиться на 250-300 млрд рублей в год.

Для сравнения, наша группировка в Сирии насчитывает всего порядка 4000 военнослужащих и 70 самолетов и вертолетов, что составляет лишь 2% российской боевой авиации. Даже если согласиться с оценкой в 58 млрд рублей, то все равно это самая эффективная военная кампания России за много десятилетий.

Помощь нефтегазовому сектору

До сирийского конфликта существовали планы стратегического межарабского энергетического сотрудничества с подключением Турции и Евросоюза. Транзит нефти и газа про трубопроводам через Сирию к терминалам на побережье Средиземного моря представлялся для Ирана, Саудовской Аравии, Катара, ОАЭ и Ирака более безопасным и экономически выгодным, чем морской путь из Персидского Залива через Аденский, Красное море и Суэцкий канал, поэтому в начале 2000-х годов была принята комплексная «Стратегия 2025» по созданию трубопроводных и дорожных коммуникаций, в том числе и на территории Сирии.

Но довольно скоро проявились противоречия между Саудовской Аравией и Катаром с одной стороны, и Ираном и Ираком с другой. Катар с Ираном к тому же делят одно на двоих крупнейшее месторождение «Северное/Южный Парс», содержащее 28 трлн кубометров газа и 7 млрд тонн нефти. Религиозные противоречия между суннитами и шиитами играют не последнюю роль на Ближнем Востоке, и Башар Асад предпочел подписать соглашения с шиитским Ираном и Ираком, где власть сейчас также в руках у шиитов.

Суннитские монархии рассчитывали переиграть ситуацию с трубопроводами в свою пользу, устранив Асада руками вооруженных суннитских группировок, таких как запрещенные в России ИГИЛ и Фронт ан-Нусры или тех, кто именуется в СМИ «умеренной оппозицией». Многочисленные жертвы среди населения Сирии и геноцид иноверцев никого не волновали. Вспомним слова Карла Маркса о том, что «при 300 процентах прибыли нет такого преступления, на которое не решился бы капитал».

Сейчас треть потребляемых странами ЕС энергоносителей поставляется из России, а большая часть Центральной и Юго-восточной Европы использует только российский газ, другого там пока просто нет. Если бы не такая зависимость по поставкам нефти и газа, то санкции Запада в отношении России были бы сейчас намного жестче и напоминали бы иранский вариант с заморозкой счетов и эмбарго на торговлю и технологии. Кстати, ежегодные потери Ирана от санкций оценивались в 12% от номинального ВВП страны.

Учитывая, что газовые переговоры между Катаром и Украиной ведутся с 2012 года, в случае победы суннитских группировок в Сирии катарский газ мог бы пройти через Сирию в Турцию, а затем соединиться черноморскими трубопроводами с действующей газотранспортной системой Украины, через которую десятилетиями сначала советский, а затем российский газ поставляется в Европу. Подобным маршрутом могла бы пойти и саудовская нефть в дополнении к потенциальным терминалам в Латакии. И очень хорошо, что России и Турции в 2016 году удалось нормализовать отношения.

Экспорт российской нефти в Европу составляет 160 — 170 млн тонн в год. Чистая выручка Газпрома от продаж газа в Европу составила в 2015 году 2,16 трлн рублей. Потеряв половину европейского рынка углеводородов российская экономика ощутила бы мощнейший удар, и падение ВВП с учетом жестких санкций могло бы составить не 3,7%, а 12% (как в Иране), то есть 9,6 трлн рублей в номинальном выражении, о курсе доллара можно было бы не рассуждать. И снова сравним это с условной оценкой в 58 млрд рублей, затраченных на операцию наших ВКС в Сирии.

Развитие ВПК

Открытость Минобороны в освещении действий нашей техники и военнослужащих в Сирии, позволяет ежедневно демонстрировать эффективность реального боевого применения не только новейших СУ-35С, но и проверенных временем Су-24М, Су-25СМ, Су-30СМ, ударных вертолетов Ми-24, Ми-28 и Ка-52, а также соответствующего вооружения и боеприпасов. Звучит немного цинично, но мир постоянно видит своеобразный репортаж о работе «авиакосмического салона».

По опубликованным в середине октября 2106 года данным Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству портфель экспортных оружейных заказов России составляет $52 млрд, а по итогам 2016 года Россия продаст вооружений на сумму $15 млрдв. А это, помимо всего прочего, тысячи рабочих мест на российских предприятиях, возможности проводить НИОКР, включая фундаментальные исследования и разработки в сфере высоких технологий, чего так не хватает нашей экономике.

Обеспечение экспорта

В 2016 году Россия вышла на первое место в мире по экспорту зерновых (около 40 млн тонн), обогнав по этому показателю США и Канаду. Экспорт нефти и нефтепродуктов через черноморские терминалы превышает 60 млн т. в год, а целом грузооборот портов Азово-Черноморского бассейна составляет примерно 220 млн т. в год, один только Новороссийский морской порт обладает пропускной способностью в 152 млн т. грузов, и там не только российское зерно, уголь и нефть, но казахская, азербайджанская и туркменская нефть. Большая часть экспорта направляется по маршрутам из Черного моря в Средиземное через проливы Босфор и Дарданеллы.

Постоянная военно-морская база в сирийской Тартусе и контроль Юго-восточной части Средиземного моря кораблями ВМФ России – это лучшая гарантия безопасности сотен миллионов тонн российских экспортных поставок, а вовсе не конвенция Монтрё о статусе проливов, которая уже нарушалась американцами (и пропустившей их турецкой стороной) в 2008 и 2014 годах.
Добавил suare suare 21 Октября 2016
проблема (1)
Комментарии участников:
1sr
+6
1sr, 21 Октября 2016 , url
Убедили, пиндосы. Невыгодно вам там воевать. Убирайтесь.
Имя_Фамилия
+3
Имя_Фамилия, 21 Октября 2016 , url
Ай-вэй, коллективный Запад критикует циничную расчетливость? Таки разве не это англосакский принцип " только деловой подход".
1. Да РФ оружие не плохо себя показало САР. Только взрывной эффект не продаж я вижу — а опасения западных партнеров перед этим оружием. Получаеться РФ не продает а запугивает?
2. Замедляет развитее? Я слышал Лукоил получал подряды в Ираке… сдаеться что РФ предпочла бы НЕ замедлять а взаимовыгодно торговать и развивать нефтепродуктами на БВ.
3. Сдерживает исламизм в дали от своих границ — и правильно делает. Я был поражен откровением кремлевского эксперта " Россия больше не будет вести войну на своей территории". Если это действительно военная доктрина РФ — я обеими руками ЗА!
1sr
+1
1sr, 21 Октября 2016 , url
Я Вам вот что скажу. Профессиональный секрет. На суде не все, что требуешь, доказывай, а если у Вас есть алиби — не доказывай больше ничего.
Можно писать до бесконечности о плюсах, минусах и других матерных знаках.
Защита России по Крыму, по Сирии вовне и внутри проста как валенок и автомат " Калашникова" и также надёжна и эффективна.
Крым.
1. Воля крымчан. Свободное волеизъявление. Право на самоопределение. Воля россиян.
2. Косовский прецедент.
3. Насилие не учинялось, но было предотвращено.
Сирия
1. Обязательства по договору. Мы обязаны защищать Сирию по международному договорному, не только гуманитарному праву.
2. Там международный терроризм воюет и против Асада, и против всех
3. Мы возглавляем, ведём процесс по принуждению к миру оппозиции. 700 населённых пунктов или около того.
KaperDonjon
+2
KaperDonjon, 21 Октября 2016 , url
Чет я себе даже не представляю насколько надо быть… что бы спрашивать «на кой сдалась эта Сирия?» и не видеть связи с нефтегазоторговлей.
i16chatos
+4
i16chatos, 21 Октября 2016 , url
Что, опять тебя, сиротку плешивую, обокрали?! Ну и пас бы себе в своей грызунии таких же, как ты, баранов!
Имя_Фамилия
+2
Имя_Фамилия, 21 Октября 2016 , url
Сирии простили советский долг. Взамен были подписаны контракты по нефти и газу. Затем при поддержке США там разожгли переворот и гражданскую войну. Что нивелировало выгоды от списания!

Правда вам ущемленцам: ФСБ наследница КГБ, капиталистическая РФ и СССР из более десятков республик — одна хрень.
vceok
+2
vceok, 21 Октября 2016 , url
Слышь знаток по мостам, газопроводам и электросетям. Весь мир и США продают в кредит. Это называется устанавливать сферы влияния.
suare
+2
suare, 21 Октября 2016 , url
Операция в Сирии позволила обнаружить и устранить отдельные недостатки российской военной техники, заявил министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу на открытии Единого дня приемки военной продукции.

«В ходе применения военной техники в Сирийской Арабской Республике был выявлен ряд конструктивных и производственных недостатков», — сказал глава Минобороны.

Шойгу отметил, что на Едином дне приемки будет рассмотрено, «какие меры принимаются и уже приняты по повышению надежности военной техники».

Российская военная операция в Сирии началась 30 сентября 2015 года. Боевая авиация РФ поддерживает наземные операции сирийской армии.

Самолеты и вертолеты РФ базируются на аэродроме Хмеймим в сирийской провинции Латакия. По данным СМИ, российские вертолеты также размещены на авиабазах «Аль-Шайрат» (близ города Хомс) и «Аль-Тайас» (близ Пальмиры).

В сирийскому порту Тартус расположен единственный за пределами бывшего СССР российский пункт материально‑технического обеспечения ВМФ РФ, в котором могут обслуживаться российские боевые корабли в Средиземном море.


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать