Переусердствовали: СБУ прокомментировала угрозу сбить белорусский самолет

отметили
22
человека
в архиве
Переусердствовали: СБУ прокомментировала угрозу сбить белорусский самолет
В Службе безопасности Украины прокомментировали расшифровку переговоров киевского авиадиспетчера с самолетом белорусского перевозчика «Белавиа». 21 октября его вернули в аэропорт под угрозой поднять истребители. «Вполне возможно, что сработал человеческий фактор. Человек переусердствовал», — прокомментировали в СБУ.

Добавить, в общем-то, нечего. Выходит, сначала украинские силовики потребовали от сотрудников аэропорта любой ценой развернуть Boeing737с формулировкой «угроза национальной безопасности», а теперь спешат сделать хорошую мину при плохой игре и свалить все на диспетчера. Правда, и его критиковать не стали. Просто пожурили. Хотя безобидное слово «переусердствовал» вряд ли подходит к ситуации, когда пилота лайнера полного пассажиров шантажируют боевой авиацией.

Тем более, что, по словам специалистов, экипаж «Белавиа» действовал в строгом соответствии со всеми правилами: вылет из Киева ему разрешили, от курса он не отклонялся и воздушного пространства не нарушал.

МИД Белоруссии предупреждал, если Киев не извинится и не компенсирует моральный и материальный ущерб, то будут «предприняты дополнительные шаги».

И вот они сделаны. Терпение Минска лопнуло. Администрация президента Белоруссии через государственные СМИ обнародовала переговоры украинских диспетчеров с пилотами самолета «Белавиа», который они заставили развернуться. В противном случае пассажирский самолет угрожали подбить.

Диспетчер УВД «Киев-Радар»: «Белавиа-840, Киев-Радар».

Пилот: «Слухаю».

Диспетчер: «Белавиа-840, поступило указание: вам надо, необходимо вернуться на аэродром вылета Жуляны. За невыполнение будет поднята боевая авиация на перехват».

Пилот: «А что случилось такое?»

Диспетчер: «В эфир не могу передать, у 840 по прибытии все узнает».

В этом документе звучат заявления об угрозе поднять в воздух истребители. И это была не инициатива диспетчера. В стенограмме переговоров называется ведомство, от которого исходили приказы.

Пилот: «А причину уточнили? „Белавиа“ восемь четыре ноль».

Диспетчер: «Белавиа-840, говорит руководитель полетов. Информация о вашем возврате на аэродром Жуляны поступила от военного руководства, весь доклад более детальный вам скажут после посадки».

Пилот: «Понятно. Возвращаемся».

Минск выразил официальный протест и потребовал от украинской стороны возместить авиакомпании все понесенные в результате инцидента убытки. Прошло 10 дней, но никакого ответа на это не последовало.

«В целом у нас вызывает определенное удивление позиция украинской стороны, в отношение которой Беларусь всегда придерживалась добрососедских отношений и дружественной линии. Украинская сторона имела возможность добиться своих целей, не прибегая к принудительным действиям в отношении воздушного судна, а используя двусторонние механизмы по линии силовых структур», — подчеркнул пресс-секретарь МИД Белоруссии Дмитрий Мирончик.

Как оказалось, сотрудникам СБУ нужно было посадить белорусский самолет, чтобы обыскать одного пассажира – гражданина Армении Армена Мартиросяна. Сам задержанный рассказал, что у него искали некий накопитель информации. Ничего не нашли и отпустили. Следующим рейсом он вылетел в Минск.

«В Киеве я был по личным вопросам. Никаких противоправных действий во время нахождения в Украине не совершал, — поясняет Армен Мартиросян, при задержании которого хотели использовать истребители-перехватчики. — У меня на руках есть акт, подписанный сотрудниками таможенной, пограничной служб и СБУ, что ничего незаконного, „угрожающего национальной безопасности страны“ с Украины я не вывозил».

Мартиросян убежден, что пострадал из-за своей гражданской позиции, неугодной Киеву. Он потерял время и деньги за билет и намерен подать в суд на украинские власти.

Минск тоже может завалить Киев судебными исками. Угрозы СБУ поднять в воздух боевые истребители были абсолютно неправомерны, заявляют эксперты по воздушному праву, ведь пилоты ничего не нарушили.

«В ситуации, когда осуществляется нормальная связь между диспетчером и экипажем, когда нет риска того, что самолет может быть захвачен и применен в целях совершения теракта, угрозы применения боевой авиации выглядят несколько завышенными и чрезвычайными», — подчеркивает глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

По правилам, если самолет чужой страны нарушил границы или отклонился от курса и предоставленного ему коридора, то его могут предупредить, а затем и открыть огонь на поражение.

Но, в случае с «Белавиа» вылет был разрешен, полет выполнялся по согласованной трассе. От курса самолет не отклонялся, воздушное судно никто не захватывал.

«Все нарушено, грубейшие нарушения. Угрозы и перехват, все, что предписано Чикагской конвенцией не делать в отношении гражданских судов, Киев применил. Это факт, который требует серьезное расследования ИКАО», — настаивает эксперт по воздушному праву Виктор Бордунов.

Несмотря на незаконность требований, пилоту пришлось подчиниться, на нем лежала ответственность за жизнь 136 пассажиров и шести членов экипажа, которые находились в это время на борту.

«Мы должны выполнять команду диспетчера и мы ее выполнили: прямым путем вернулись в Жуляны. На первом месте у нас была безопасность полетов. И она была соблюдена на 100 процентов», — отмечает командир воздушного судна Виктор Шишло.

Киев извиняться пока не собирается. Пресс-служба СБУ 1 ноября 2016 года выступила с заявлением, где сказано, что они лишь «просили обеспечить возврат пассажира, речи об истребителях не было». На международных линиях разговор между диспетчером и командиром воздушного судна по правилам должен вестись на английском, и тут все можно было бы списать на трудности перевода.

Только в этой нештатной и стрессовой ситуации, говорили они на понятном друг другу русском языке.

А в нем слова «боевая авиация» имеет только одно значение и назначение – убивать.
Добавил bad_santa bad_santa 4 Ноября 2016
проблема (1)
Комментарии участников:
waplaw
+3
waplaw, 4 Ноября 2016 , url
Переусердствовали на Майдане, в Доме профсоюзов в Одессе и далее по списку… Всё усердствуют в Донбассе и никак не остановятся.
Кто же теперь вам поверит — усердно-свидомые


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать