Дональд Трамп победил на президентских выборах по «восточноевропейскому рецепту», покорив избирателей сочетанием национализма и готовности искоренить коррупцию. Именно эта комбинация привела к власти многих лидеров постсоветского пространства. Таким образом, победа Дональда Трампа показала: Америка – такая же страна, как и все, считает обозреватель Bloomberg Леонид Бершидский.
«Не стоит плакать или заламывать руки, мои американские друзья. События вторника не знаменовали крах вашей демократии. Они лишь стали мощным ударом по американской исключительности и неуместному высокомерию элиты США», – успокаивает читателей Bloomberg обозреватель издания Леонид Бершидский.
«Дональд Трамп победил благодаря сочетанию, которое в Восточной Европе действовало эффективно с начала века: смеси ярко выраженного национализма и программы по борьбе с коррупцией, – раскрывает секрет успеха нового президента США журналист. – Многие скажут, что победа Трампа была подпитана расизмом и ксенофобией. Все не так просто».
Свои голоса за миллионера отдали не только белые американцы и мужчины. За него также проголосовали женщины и латиноамериканцы, которые в его высказываниях на их счет, видимо, не нашли ничего «особенно оскорбительного».
Большинство из тех, кто поддержал кандидатуру Трампа, были недовольны своим экономическим положением, особенно их беспокоили нестабильность доходов и рост страховых взносов в сфере здравоохранения. И все они без исключения считали Клинтон коррумпированным политиком. Как сказал один из сторонников победившего кандидата, «как по мне, пусть лучше правительством США управляет мафия, чем Хиллари Клинтон: мафия и то не столь бесчестна».
Эти слова напомнили Бершидскому о том, что он прежде видел «в другой части света», а именно в Восточной Европе.
«Трамп победил, вероятно, потому, что в конечном счете он был не просто националистом и популистом, как те, что недавно стали приобретать все больший успех в Европе, не достигнув, однако, руководящих постов. Он также непримиримый борец с коррупцией. Он оказался достаточно умен, чтобы воспользоваться той возможностью, которую ему предоставила WikiLeaks. Во вторник вечером на странице WikiLeaks в Twitter появилось сообщение: “Американский народ не любит коррупцию”».
В Центральной и Восточной Европе выступающие против коррупции партии имели огромный успех. В 2000-х в ряде стран региона – Польше, Словакии, Эстонии, Латвии, Словении, Болгарии – им удалось присоединиться к правящей коалиции. Однако далеко не всем удалось пережить повторные выборы. Наибольшего успеха среди подобных партий достигла польская «Право и справедливость». Она и сегодня стоит во главе страны благодаря националистским лозунгам и программе по борьбе с коррупцией.
Такое сочетание нашли привлекательным и многие политики постсоветского пространства. Бывший президент Грузии Михаил Саакашвили оттачивал эту стратегию после «революции роз», а лишившись власти, привез эту комбинацию с собой на Украину. На этой неделе он ушел с поста губернатора Одесской области, чтобы создать свою партию и участвовать в парламентских выборах. Об отставке он объявил в стиле Трампа: произнес проникнутую жалостью к себе мстительную речь. Саакашвили обличил коррупцию в администрации президента Петра Порошенко. Политик заявил, что президент Украины лично поддерживает «криминальные кланы» в Одессе, и пообещал «начать новый этап борьбы».
«Я тот солдат, который идет, сколько может, а потом столько – сколько надо. Сколько надо для полной победы и для того, чтобы избавить Украину от этой мрази, от этой коррупционной грязи», – заявил Саакашвили.
«Когда я смотрел, как Саакашвили произносит речь, я почти было ожидал, что зрители начнут скандировать: “Искорени это зло!” – как толпа скандировала на недавних выступлениях Трампа. Пока Саакашвили только начинает свою кампанию, так что украинцы еще могут научиться скандировать», – пишет Бершидский.
«Весьма забавно, что таким оружием, как WikiLeaks, Трампа снабдила Россия», – находит автор. Президент страны Владимир Путин, чье «ближайшее окружение известно своей склонностью к коррупции, – заклятый враг националистских антикоррупционных движений в ближайшем зарубежье России. Он главная мишень представителей этих движений. Польская партия “Порядок и справедливость” решительно настроена против Путина».
«Победив на президентских выборах по явно восточноевропейскому рецепту, Трамп показал, что Америка не так уж сильно отличается от, скажем, Польши или Грузии, – рассуждает обозреватель Bloomberg. – В Соединенных Штатах так же легко воззвать к национальной гордости избирателей, связав ее с их экономическими затруднениями и представлениями о коррупции среди чиновников».
При этом автор отмечает, что на Украине или в Грузии «неспособность Клинтонов четко разграничить деятельность их благотворительного фонда и частный бизнес, что подозрительно напоминает торговлю влиянием», нанесла бы еще больший урон их репутации, чем это произошло в Соединенных Штатах.
«Неважно, действительно ли Клинтон настолько погрязла в коррупции или же она была склонна к коррупции не больше, чем политики постсоветского пространства: все зависит от точки зрения. “Если они всю жизнь были государственными служащими, то почему они так богаты?” – в молодых демократиях такой вопрос стал бы мощным орудием против Клинтонов», – поясняет журналист.
«Соединенные Штаты никогда не сравнивают с молодыми демократиями Центральной и Восточной Европы, потому что та самая высокомерная американская элита, которая столь позорно проиграла в этом году, всегда гордилась политической традицией США. Как только традиция рухнула, некоторые эксперты были вынуждены признать, что не понимают свою страну. “Америка, мы тебя едва знали. У меня определенно сложилось неверное представление о стране”, – написал в Twitter экономист Пол Кругман».
«Пришло время оставить гордыню. В наиболее важных аспектах Соединенные Штаты – такая же страна, как и многие другие. Все, что может случиться в мире, может случиться и там. Только что случился Трамп», – пишет Леонид Бершидский.