Комментарии участников:
Путин утвердил новую доктрину информационной безопасности РФ
Основой доктрины стала актуализация подходов к защите национальных интересов в информационной сфере с учетом современных реалий
Президент России Владимир Путин утвердил своим указом новую доктрину информационной безопасности РФ.
Прежняя доктрина информационной безопасности РФ, утвержденная 9 сентября 2000 года, признана утратившей силу, говорится в тексте указа, размещенном на официальном портале правовой информации.
Указ вступает в силу со дня его подписания.
Национальные интересы
Национальными интересами в сфере информационных технологий является обеспечение прав и свобод граждан, а также неприкосновенность частной жизни, говорится в Доктрине информационной безопасности РФ.
Во второй главе документа, размещенного на официальном портале правовой информации, определены национальные интересы РФ в информационной сфере.
Первым приоритетом названо «обеспечение и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в части, касающейся получения, использования информации, неприкосновенности частной жизни при использовании информационных технологий».
В соответствии с документом национальным интересам соответствует также «обеспечение информационной поддержки демократических институтов, механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, а также применение информационных технологий в интересах сохранения культурных, исторических и духовно-нравственных ценностей многонационального народа РФ».
В доктрине подчеркивается необходимость обеспечения «устойчивого и бесперебойного функционирования информационной инфраструктуры, в первую очередь критической информационной инфраструктуры РФ, и единой сети электросвязи РФ в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время».
Внешняя угроза
Ряд зарубежных стран наращивает информационное воздействие на Россию, преследуя военные цели, говорится в Доктрине.
«Одним из основных негативных факторов, влияющих на состояние информационной безопасности, является наращивание рядом зарубежных стран возможностей информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру в военных целях», — говорится в документе.
«Одновременно с этим усиливается деятельность организаций, осуществляющих техническую разведку в отношении российских государственных органов, научных организаций и предприятий оборонно-промышленного комплекса», — говорится в Доктрине.
В документе отмечается, что «спецслужбы отдельных государств используют средства оказания информационно-психологического воздействия, направленного на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в различных регионах мира и приводящего к подрыву суверенитета и нарушению территориальной целостности других государств».
В доктрине указано, что в эту деятельность вовлекаются религиозные, этнические, правозащитные организации.
Разработчики предупреждают, что различные террористические и экстремистские организации «широко используют механизм информационного воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание для нагнетания межнациональной и социальной напряженности».
В Доктрине говорится также о возрастании масштабов компьютерной преступности, прежде всего в кредитно-финансовой сфере, увеличении числа преступлений, связанных с нарушением конституционных прав и свобод, в том числе в части, касающейся неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, при обработке персональных данных с использованием информационных технологий. «При этом методы, способы и средства таких преступлений становятся все изощреннее», — отмечают разработчики Доктрины.
В документе подчеркивается, что состояние информационной безопасности в области обороны страны характеризуется увеличением масштабов применения отдельными государствами и организациями информационных технологий в военно-политических целях, в том числе для осуществления действия по подрыву суверенитета, политической и социальной стабильности, территориальной целостности РФ и ее союзников, представляющих угрозу миру, глобальной и региональной безопасности. В Доктрине констатировано также усиление разведдеятельности иностранных государств в отношении РФ.
Дискриминация СМИ
Средства массовой информации РФ подчас подвергаются за рубежом дискриминации, российским журналистам чинят препятствия в их профессиональной деятельности, говорится в Доктрине информационной безопасности РФ.
«Российские средства массовой информации зачастую подвергаются за рубежом откровенной дискриминации, российским журналистам создаются препятствия для осуществления их профессиональной деятельности», — подчеркивается в документе, размещенном на официальном портале правовой информации.
В Доктрине говорится также, что в последнее время «наращивается информационное воздействие на население РФ, в первую очередь на молодежь в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Ликвидация отсталости IT
РФ провозгласила ликвидацию зависимости от иностранного IT частью стратегии информбезопасности.
Уровень зависимости отечественной промышленности от зарубежных информационных технологий остается высоким, это делает социально-экономическое развитие РФ зависимым от геополитических интересов зарубежных стран, говорится в новой доктрине информационной безопасности.
«Состояние информационной безопасности в экономической сфере характеризуется недостаточным уровнем развития конкурентоспособных информационных технологий и их использования для производства продукции и оказания услуг. Остается высоким уровень зависимости отечественной промышленности от зарубежных информационных технологий в части, касающейся электронной компонентной базы, программного обеспечения, вычислительной техники и средств связи», — говорится в тексте документа, размещенном на портале правовой информации
В нем подчеркивается, что это " обусловливает зависимость социально-экономического развития Российской Федерации от геополитических интересов зарубежных стран".
Доктрина также отмечает недостаточную эффективность научных исследований, направленных на создание перспективных информационных технологий, низкий уровень внедрения отечественных разработок и недостаточное кадровое обеспечение в области информационной безопасности, а также низкую осведомленность граждан в вопросах обеспечения личной информационной безопасности.
Среди основных направлений обеспечения информбезопасности в РФ в документе перечислены ликвидация зависимости отечественной промышленности от зарубежных информтехнологий, повышение конкурентоспособности российских IT-компаний, развитие отечественной конкурентоспособной электронной базы.
В Доктрине подчеркивается также, что в нашей стране будут создавать и внедряться информационные технологии, «изначально устойчивые к различным видам воздействия».
В целях обеспечения стратегической стабильности Россия будет двигаться по пути защиты суверенитета в информпространстве, участия в формировании системы информбезопасности, обеспечивающей противодействие использованию информационных технологий в военных целях, а также развития национальной системы управления российским сегментом интернета.
Доля IT и электронной промышленности как в ВВП РФ, так и в структуре экспорта должна расти, говорится в документе.
14:17 Артем Солодков
Новая доктрина информационной безопасности России: главные положения
Президент Владимир Путин утвердил доктрину информационной безопасности. Ее основные положения — в обзоре РБК
Документ состоит из 38 статей, разбитых на пять глав. Текст начинается с указания национальных интересов в сфере национальной безопасности. Далее идет перечисление основных информационных угроз в современном мире. На основании этих угроз формируются стратегические цели национальной политики, касающиеся экономики, военной сферы, дипломатии, науки и образования.
Национальные интересы
Обеспечение и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в части, касающейся получения и использования информации.
Обеспечение в России устойчивого и бесперебойного функционирования критической информационной инфраструктуры.
Развитие в России отрасли информационных технологий и электронной промышленности.
Продвижение достоверной информации о госполитике России и ее официальной позиции по социально значимым событиям в стране и мире.
Содействие формированию системы международной информационной безопасности.
Основные информационные угрозы
Ряд западных стран наращивает возможности информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру в военных целях.
Усиливается деятельность организаций, осуществляющих техническую разведку в России.
Спецслужбы отдельных государств пытаются дестабилизировать внутриполитическую и социальную ситуацию в различных регионах мира. Цель — подрыв суверенитета и нарушение территориальной целостности государств. Методы — использование информационных технологий, а также религиозных, этнических и правозащитных организаций.
В зарубежных СМИ растет объем материалов, содержащих предвзятую оценку государственной политики России.
Российским журналистам за рубежом создаются препятствия, российские СМИ подвергаются «откровенной дискриминации».
Террористические и экстремистские группировки нагнетают межнациональную и социальную напряженность, занимаются пропагандой, привлекают новых сторонников.
Возрастают масштабы компьютерной преступности, прежде всего в кредитно-финансовой сфере.
Растет число преступлений, связанных с нарушением конституционных прав и свобод человека, неприкосновенности частной жизни, защиты персональных данных. Эти преступления становятся все изощреннее.
Иностранные государства усиливают разведывательную деятельность в России. Растет количество компьютерных атак на объекты критической информационной инфраструктуры, их масштабы и сложность растут.
Высокий уровень зависимости отечественной промышленности от зарубежных информационных технологий (электронная компонентная база, программное обеспечение, вычислительная техника, средства связи).
Низкий уровень эффективности российских научных исследований, направленных на создание перспективных информационных технологий. Отечественные разработки плохо внедряются, кадровый потенциал в этой области низкий.
Отдельные государства используют технологическое превосходство для доминирования в информационном пространстве. Управление интернетом на принципах справедливости и доверия между разными странами невозможно.
Стратегические цели
Стратегической целью обеспечения информационной безопасности в области обороны страны является защита жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, связанных с применением информационных технологий в военно-политических целях, противоречащих международному праву, в том числе в целях осуществления враждебных действий и актов агрессии, направленных на подрыв суверенитета, нарушение территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности и стратегической стабильности.
В военной политике:
Стратегическое сдерживание и предотвращение военных конфликтов, которые могут возникнуть в результате применения информационных технологий.
Совершенствование системы обеспечения информационной безопасности армии.
Прогнозирование, обнаружение и оценка информационных угроз.
Содействие обеспечению защиты интересов союзников России в информационной сфере.
Нейтрализация информационно-психологического воздействия, в том числе направленного на подрыв исторических основ и патриотических традиций, связанных с защитой Отечества.
В области государственной и общественной безопасности:
Противодействие использованию информационных технологий для пропаганды экстремизма, ксенофобии и национализма.
Повышение защищенности критической информационной инфраструктуры.
Повышение безопасности функционирования образцов вооружения, военной и специальной техники и автоматизированных систем управления.
Обеспечение защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну.
Повышение эффективности информационного обеспечения реализации государственной политики.
Нейтрализация информационного воздействия, направленного на размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
В экономике:
Инновационное развитие отрасли информационных технологий.
Ликвидация зависимости отечественной промышленности от зарубежных информационных технологий.
Развитие отечественной конкурентоспособной электронной компонентной базы и технологий производства электронных компонентов.
В науке и образовании:
Достижение конкурентоспособности российских информационных технологий.
Развитие кадрового потенциала в области обеспечения информационной безопасности.
Формирование у граждан культуры личной информационной безопасности.
В международных отношениях:
Осуществление самостоятельной и независимой информационной политики.
Участие в формировании системы международной информационной безопасности.
Обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества всех заинтересованных сторон в информационной сфере, продвижение российской позиции в соответствующих международных организациях.
Организационная основа системы обеспечения информационной безопасности
Совет Федерации
Государственная дума
Правительство
Совет Безопасности
Федеральные органы исполнительной власти (федеральные службы и агентства)
Центральный банк
Военно-промышленная комиссия
Межведомственные органы, создаваемые президентом и правительством
Органы исполнительной власти субъектов
Органы местного самоуправления
Органы судебной власти.
Участники системы обеспечения информационной безопасности
Собственники и эксплуатанты объектов критической информационной инфраструктуры
СМИ
Банки
Операторы связи и информационных систем
Разработчики информационных систем и сетей связи.
Я сомневался. следует ли публиковать материалы столь развернуто, но подумал о том, что это документ долгосрочного (10-15 лет) действия, он ещё будет подробно обсуждаться и повлечет обширный поднормативный материал и статьи для обсуждения, поэтому надо дать первоисточник и подробные комментарии для специалистов и нас — людей в Интернет бывающих регулярно и с информационной безопасностью имеющих дело и знакомых не понаслышке…
Вот, например:
Вот, например:
Вице-спикер Госдумы Толстой призвал «соблюдать информационную гигиену»
По словам парламентария, «когда ломают наш банковский счет, мы сразу бежим жаловаться в правоохранительные органы, но когда ломают наши идеалы и ценности, мы этого даже не замечаем»
источник: cdn1.tass.ru
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой
Заместитель председателя Госдумы Петр Толстой назвал новую Доктрину информационной безопасности РФ важнейшим документом и обратил внимание на то, что люди сами должны осознавать угрозы, «соблюдать информационную гигиену» и приучить к этому своих детей.
По мнению политика, «вопрос обеспечения информационной безопасности в современном мире приобрел большую актуальность». «Террористы для вербовки своих сторонников используют социальные сети и даже чаты сетевых игр (вполне безобидные, казалось бы, ресурсы), это ни для кого не секрет, — отметил он в беседе с журналистами. — Все чаще в новостных лентах появляется информация о взломах кредитных карт и банковских счетов, появлении в открытом доступе личной информации граждан».
«Информационные атаки через средства массовой информации, которым подвергается наша страна в последние годы, — вообще отдельная история», — добавил вице-спикер. При этом, по словам парламентария, «когда ломают наш банковский счет, мы сразу бежим жаловаться в правоохранительные органы, но когда ломают наши идеалы и ценности, мы этого даже не замечаем».
«Доктрина информационной безопасности — важнейший документ, но надо понимать, что никакие доктрины не помогут, пока мы сами не начнем отдавать себе отчет о грозящих опасностях, пока не начнем соблюдать информационную гигиену и не приучим к этому своих детей», — заключил Толстой.
источник: publication.pravo.gov.ru
источник: publication.pravo.gov.ru
источник: publication.pravo.gov.ruисточник: publication.pravo.gov.ru
источник: publication.pravo.gov.ru
источник: publication.pravo.gov.ru
источник: publication.pravo.gov.ru
источник: publication.pravo.gov.ru
источник: publication.pravo.gov.ruисточник: publication.pravo.gov.ru
источник: publication.pravo.gov.ru
источник: publication.pravo.gov.ru
источник: publication.pravo.gov.ru
источник: publication.pravo.gov.ru
источник: publication.pravo.gov.ru
источник: publication.pravo.gov.ru
источник: publication.pravo.gov.ru
источник: publication.pravo.gov.ru
источник: publication.pravo.gov.ru
источник: publication.pravo.gov.ru
источник: publication.pravo.gov.ruисточник: publication.pravo.gov.ru
источник: publication.pravo.gov.ru
источник: publication.pravo.gov.ru
источник: publication.pravo.gov.ru
источник: publication.pravo.gov.ru
источник: publication.pravo.gov.ruисточник: publication.pravo.gov.ru
источник: publication.pravo.gov.ru
источник: publication.pravo.gov.ru
источник: publication.pravo.gov.ru
источник: publication.pravo.gov.ru
источник: publication.pravo.gov.ru
источник: publication.pravo.gov.ru
источник: publication.pravo.gov.ru
источник: publication.pravo.gov.ru
источник: publication.pravo.gov.ru
С 5 декабря 2016 года вступила в силу обновленная доктрина информационной безопасности России. Предыдущая, от 9 сентября 2000 года, просуществовавшая более 15 лет, признана недействительной.Она просто утратила силу, а не признана недействительной.
Для этого я и опубликовал официальный документ. Теперь его можно сравнить с филологическими «изысками» журналистов.
Пункт 2. Указа Президента Российской Федерации «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» изложен следующим образом: «Признать утратившей силу Доктрину информационной безопасности Российской Федерации, утвержденную Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г. № Пр-1895.»
Всё остальное — домыслы журналистов, публицистов и блогеров, которым непонятна разница между «утратившей силу» и «недействительной», «новая доктрина», как в исходном заголовке Газеты.ру, и «новая редакция доктрины». Разумеется, профессионалу всё это «народное творчество» и «художественная самодеятельность» на тему «Точь в точь» режут глаза, слух и мозговые извилины.
Пункт 2. Указа Президента Российской Федерации «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» изложен следующим образом: «Признать утратившей силу Доктрину информационной безопасности Российской Федерации, утвержденную Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г. № Пр-1895.»
Всё остальное — домыслы журналистов, публицистов и блогеров, которым непонятна разница между «утратившей силу» и «недействительной», «новая доктрина», как в исходном заголовке Газеты.ру, и «новая редакция доктрины». Разумеется, профессионалу всё это «народное творчество» и «художественная самодеятельность» на тему «Точь в точь» режут глаза, слух и мозговые извилины.
Еще на прошлой неделе отец Одноклассников и советник власти Герман Клименко на Эхе заявил, что национальные границы в интернете по китайскому образцу неизбежно появятся.
Не соврал.
Не соврал.