Резкое снижение объемов сланцевой нефтедобычи в США стало началом конца, который может вылиться в катастрофичные последствия для американской экономики. И, к сожалению, понимают это очень немногие американцы.
Для обретения независимости в сфере энергетики, США нужно удвоить нынешние объемы нефтедобычи, учитывая, что на пике добычи в феврале 2015 г. сланцевая нефтепромышленность США производила чуть более 5 млн баррелей в день.
Хотя реальная проблема заключается не в удвоении объемов, а в возможности извлекать прибыль из этого процесса.
Сланцевая нефтедобыча и газодобыча США не приносят реальных доходов с 2009 г. Особенно это касается одного из крупнейших производителей природного газа в США — Chesapeake Energy. Это второй по величине производитель природного газа в стране, который за последние десять лет не принес и пяти центов.
Как видно, Chesapeake Energy не получала положительный свободный денежный поток или реальную прибыль с 2006 г. Совершенно удивительное достижение второго по величине производителя природного газа в стране. Можно было бы подумать, что такая большая компания однозначно гарантирует прибыль.
Если же рассмотреть совокупный отрицательный свободный денежный поток за десятилетний период, то ситуация будет похожа на настоящее стихийное бедствие.
Chesapeake Energy потратила на $60 млрд больше, чем поступило из операционных денежных потоков.
В основном Chesapeake выманивали у инвесторов их с трудом заработанные деньги, чтобы дать Америке независимость в энергетической сфере, или по крайней мере они пытались сделать это. К сожалению, многие из этих инвесторов до сих пор не понимают, что их обманули. Почему? Из-за того, что огромный долг Chesapeake и долги других сланцевых энергокомпаний проданы в виде облигаций и принадлежат многим государственным и частным пенсионным фондам.
И ситуация только усугубляется. Страховые компании инвестировали в схему Понци в сфере сланцевой энергетики США, что удивительно, так как страховые компании должны инвестировать в очень безопасные и консервативные активы.
Тем не менее ультранизкие процентные ставки в банках благодаря ФРС заставили инвесторов и институты искать «высокодоходные» инвестиции. И, несмотря на то что сланцевая нефтяная промышленность на самом деле не приносит особых денег, она платит своим держателям облигаций по более высокой ставке, чем другие инвестиционные сегменты на рынке.
К сожалению, когда инвесторы или учреждения захотят получить доходы от своих первоначальных инвестиций в сфере сланцевой нефтедобычи, они узнают весьма неприятную правду.
Гвозди в гроб Chesapeake Energy
Chesapeake Energy является вторым по величине производителем природного газа в Соединенных Штатах. А теперь давайте посмотрим на ряд более тревожных признаков у Chesapeake.
Один из хитроумных способов финансирования операций при недостаточном денежном притоке – выполнить разводнение капитала. Если компания не может получить прибыль, значит надо выпустить очередную порцию акций для очередной группы бедных разгильдяев.
Для того чтобы выполнить свою роль в создании энергетически независимой Америки, Chesapeake Energy разводнила 70% своих акций на 319 млн за последнее десятилетие. И все бы ничего, если бы инвесторы были вознаграждены достойной стоимостью акций. К сожалению, производительность акций Chesapeake является столь же мрачной, как и процент от доли разводнения. Несмотря на то что с начала года цена акций Chesapeake удвоилась, она снизилась на 75% со своего максимума в 2014 г.
Кроме того, стоимость акций Chesapeake в 2008 г. составляла $62 за акцию, сегодня – лишь $7 за акцию. Всем опытным инвесторам, глотающим шумиху, раздуваемую СМИ, по поводу нового «бычьего» рынка в сфере энергетики, стоит посмотреть «электрокардиограмму» Chesapeake Energy.
Зеленые доллары представляют собой совокупные активы Chesapeake, красная линия показывает совокупные обязательства. Чтобы получить «справку» о том, что «пациент» здоров, активы компании должны перевесить ее долги — и с большим отрывом.
В прошлом, возможно, все так и было, однако сегодня мы видим неизлечимо больного пациента.
В III квартале 2016 г. общая сумма обязательств Chesapeake оказалась выше на $13,7 млрд по сравнению с общим объемом активов в $12,5 млрд. Кому принадлежат долги в $9 млрд в Chesapeake?
Хорошо, допустим, есть небольшой шанс того, что Chesapeake сможет нарастить прибыль за счет добычи природного газа. Для этого потребуется больше расходов. И если посмотреть на график ниже, можно увидеть еще одну тревожную тенденцию.
Согласно данным капитальные расходы Chesapeake упали на колоссальные 90%, составив $1,6 млрд, после пика в $14,7 млрд в 2012 г. Это, безусловно, движение в неправильном направлении.
Учитывая все финансовые показатели, будущее Chesapeake Energy выглядит довольно тускло. К сожалению, эти показатели отражают лишь часть стихийного бедствия в этой сфере.
Chesapeake Energy выживает за счет резкого снижения выплат роялти землевладельцам
Несмотря на то что для финансирования своего бизнеса Chesapeake Energy пришлось потратить на $60 млрд больше, чем поступило из операционных денежных потоков, в период разводнения акций этого оказалось недостаточно. Согласно нескольким источникам Chesapeake Energy решила сократить свои выплаты роялти землевладельцам, чтобы помочь сделать Америку энергетически независимой.
Вот как представляется эта ситуация в статье «How The Fracking Industry Avoids Paying Royalties To Its Landowners» на ecowatch.com.
История вопроса
Дон Фоснер владеет рогатым скотом на своих 370 акрах в северной Пенсильвании, но не получает прибыль от сельского хозяйства. Затем в 60 лет он продает все, кроме нескольких ягнят, и выходит на пенсию, сдавая в аренду землю для проведения бурения и добычи природного газа.
Выглядит многообещающе. Две скважины, пробуренные на его арендованной земле, могут принести десятки миллионов кубических футов природного газа. В декабре прошлого года он получил чек на $8506 за месяц сланцевых работ.
Затем в один прекрасный день в апреле Фоснер вскрыл конверт роялти и обнаружил, что, несмотря на то что его скважины по-прежнему производят такое же количество газа, фонтан наличных замедлился. На балансе было $1690.
Chesapeake Energy, компания, которая пробурила свои скважины, утаила почти 90% доли доходов Фоснера якобы для покрытия неопределенных расходов на «сборы» и не объяснила почему.
«Они заявили, что вы станете миллионером через несколько лет, но этого не произошло. Я думаю, от нас ждали, что мы согласимся на любые их условия», — отметил Фоснер.
В другом материале было размещено видео о том, как плохо поступила компания Chesapeake с фермерами и землевладельцами.
Один из фермеров получил роялти в $1,10 за один месяц, а затем $0,10 на следующий. И это был действительно шок, учитывая, что другой землевладелец получил чек на $30 тыс. от Chesapeake вместо выплаты роялти. Это было как раз в районе месторождения Marcellus в Пенсильвании.
Кроме того, против Chesapeake в ряде штатов было возбуждено несколько крупных дел, касающихся выплаты роялти.
Предположительно, Marcellus является самым крупным и наиболее прибыльным месторождением сланцевого газа в США. Из 43 млрд куб. футов сланцевой нефтедобычи в день в США Marcellus дает 18 млрд куб. футов в день – 42% от общего объема.
Но, как объяснили несколько американцев, они не получали свои роялти, даже если Chesapeake продолжала добывать газ. В то время как другие компании выплачивают своим землевладельцам справедливую долю роялти, ситуация в сланцевой энергетической отрасли США ненамного лучше, чем финансовая катастрофа на Chesapeake.
Вот график, на котором сланцевая нефтедобыча США отмечена красным цветом с 2009 г. Здесь можно увидеть реальную картину поистине стихийного бедствия в сфере сланцевой энергетической отрасли США. Несмотря на то что этот материал в основном посвящен второму по величине производителю сланцевого газа в США, можно ясно увидеть, что вся группа понесла большие потери в 2012-2014 гг.
Что еще более удивительно в цифрах в этом графике, сланцевые производители понесли большие потери (отрицательный свободный денежный поток), когда цены на нефть были на своих самых высоких отметках с 2011 по 2014 гг. Несмотря на то что цены на нефть упали в 2014 г., средняя цена за год составила $93.
Кроме того, график показывает также прогноз развития отрицательного свободного денежного потока для всей отрасли в 2015 и 2016 гг. Таким образом, сланцевая нефтедобыча в США находится в красном секторе по денежному потоку уже в течение восьми лет подряд.
Сегодня рыночная цена на нефть вдвое меньше, чем в 2014 г.: на уровне $49-50. Ряд аналитиков указывают на «повышение эффективности» и «более низкие издержки производства», тем не менее это не спасет отрасль, реализующую неэкономичный процесс добычи нефти и газа.
Сумма ущерба от инцидентов на дорогах США и пейзаж сланцевой нефтедобычи не учтены в графиках. Вот картинка, наглядно показывающая, какой отпечаток накладывают буровые по добыче сланцевого газа на землевладение фермера. Можете представить себе что-то подобное на вашем живописном сельхозугодии? Что может быть хуже! Особенно если учитывать, что компания, производящая добычу, не делает вам выплаты роялти. Конечно, когда производство, наконец, будет завершено, оборудование снимут. Однако отпечаток останется.
Уровень урона, наносимого местным и федеральным трассам сланцевой газодобычей, огромен. В исследовании, проведенным Форумом энергетической политики, с 2009 г. налоги на добычу газа в Арканзасе принесли $182 млн – сумма дорожного ущерба составила $450 млн. В 2012 г. объем компенсационных сборов за выбросы в окружающую среду в Пенсильвании составил $204 млн – при том, что объем ущерба, наносимого дорогам, превысил $3,5 млрд!
Словом, великая сланцевая нефтедобыча США оказалась провальным мероприятием. Более того, сланцевая нефтедобыча США стоит на пороге стихийного бедствия. И кто будет платить по счетам, когда отрасль взорвется окончательно и на дорогах останутся десятки тысяч пробуренных некогда скважин? Кто отремонтирует все эти дороги? Что произойдет, когда поставки природного газа для выработки электроэнергии значительно упадут?
Да, именно! США столкнутся с серьезными неприятностями. Тем не менее американцы сегодня не имеют ни малейшего понятия о том, что сланцевая нефтедобыча США не приносит реальных денег, срывает обязательства перед землевладельцами, загрязняет грунтовые воды и разрушает бесчисленное количество дорог по всей стране. И все это, чтобы сделать Америку «энергетически независимой».
Что же, это отличный план.