Комментарии участников:
Новая Стратегия развития информационного общества: что изменилось за 10 лет
14 декабря, 19:43
источник: cdn1.tass.ru
Во вторник Совет безопасности РФ опубликовал на своем сайте для общественного обсуждения проект Стратегии развития информационного общества на 2017-2030 годы. ТАСС ознакомился с документом и сравнил его с предыдущей Стратегией, появившейся в России почти десять лет назад.
Сроки больше, задумки масштабнее
Первая Стратегия развития информационного общества РФ была утверждена на исходе второго срока Владимира Путина в феврале 2008 года (Совет безопасности одобрил ее в июле 2007 года) и действовала до 2015 года. Нынешняя Стратегия будет реализовываться в период с 2017 по 2030 год и, таким образом, охватит на шесть лет больше, чем предыдущий документ.
Согласно тексту документа, новая редакция Стратегии акцентируется на создании цифровой экономики и укреплении интеллектуального суверенитета страны (в старой редакции Стратегии слово «суверенитет» не использовалось в принципе). Под этим термином авторы понимают «суверенное право государства определять информационную, технологическую и экономическую политику в национальных сегментах сети». При этом отмечается, что международно-правовые механизмы, позволяющие отстаивать суверенные права государства на регулирование собственного информационного пространства, в настоящее время нигде не установлены.
Известно, что над новой Стратегией работали на протяжении всего текущего года, подготовлена она была при участии рабочей группы помощника президента РФ Игоря Щеголева «Интернет + экономика». В документ вошли предложения, которые обсуждались на самом высоком уровне, в том числе на встречах президента РФ Владимира Путина с представителями IT-индустрии, а также положения Посланий главы государства Федеральному собранию и Доктрины информационной безопасности России. Кроме того, новая стратегия резонирует с недавним поручением премьер-министра России Дмитрия Медведева разработать к маю 2017 года программу «Цифровая экономика».
Предыдущая редакция утратила актуальность (но выполнена так и не была)
Создатели новой Стратегии уверены: предыдущая редакция уже устарела и нуждается в переработке. По словам источника ТАСС, в отличие от ранее действовавшей редакции, где в основном решались технические вопросы, позволившие, например, запустить механизм «Электронного правительства», в новом документе упор сделан на создание системы, обеспечивающей эффективную и оперативную передачу достоверной информации между элементами информационного общества — гражданами, организациями и госструктурами.
Стратегию-2017 года от Стратегии-2008 отличает то, что в новом документе пока не обозначен KPI (ключевые показатели эффективности). В документе от 2008 года эти показатели были прописаны: ожидалось, что к 2015 году доля государственных услуг, доступных населению с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, будет доведена до 100%, а доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота — до 70%. Кроме того, предполагалось обеспечить 75% семей интернетом, однако и эта задача выполнены не была (судя по недавним опросам, доля активной аудитории – это выходящие в Сеть хотя бы раз за сутки – сейчас составляет 57% взрослых россиян).
Предыдущая Стратегия также предполагала вхождение России в двадцатку международных рейтингов в области развития информационного общества. Однако на сегодняшний день в Рейтинге развития электронного правительства ООН (E-government Development Rank) Россия занимает 35-е место, в Индексе развития ИКТ (ICT Development Index — IDI) — 45-е место, в Индексе готовности к сетевому обществу (Networked Readiness Index — NRI) — 41-е место. В новой Стратегии вопрос рейтингов не поднимается.
Новые цели, старые приоритеты
Как отмечается в новом документе, он является «основой для определения целей, задач и мер внутренней и внешней политики РФ в сфере применения информационных и коммуникационных технологий для развития информационного общества, формирования национальной цифровой экономики, реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов, определенных Стратегией национальной безопасности РФ».
В качестве цели указано создание в России «общества знаний», то есть такого общества, «которое стремится к получению, производству и распространению знаний и направляет их на развитие экономики, государства и граждан с учетом приоритетов национальной безопасности». Предыдущая Стратегия своей первостепенной целью ставила повышение качества жизни (в частности, образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения) на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий. Впрочем, эти же задачи нашли отражение и в новой Стратегии — для их выполнения предлагается создать новую технологическую основу в экономике и социальной сфере.
Такие приоритеты, как обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий, перекочевали из старой Стратегии в новую практически без изменений. Стратегия-2008 предполагала обеспечение 100%-го уровня доступности для граждан базовых телекоммуникационных услуг и технологий на всей территории страны, в новой Стратегии эта цель дополняется «задачами по интенсификации использования самих технологий».
Цифровая экономика без дискриминации
В новом документе подчеркивается, что для нового этапа развития страны характерно возникновение цифровой экономики, ключевыми факторами производства в которой являются данные, представленные в цифровом виде. Технологии обработки таких данных становятся главными способами повышения эффективности современной экономики. «Такие технологии, как и зарождающаяся цифровая экономика, используются активно в России, но основаны на зарубежных разработках, — говорится в Стратегии — [Это] усложняет решение задач защиты граждан и обеспечения информационной независимости государства».
Для решения данных проблем документ предлагает приоритетный сценарий развития информационного общества в России, который заключается в создании государством благоприятных условий для развития отечественных разработок в сфере IT. Российские компании должны создавать прорывные технологии, а государство — обеспечивать и защищать их интересы. В свою очередь, граждане должны быть осведомлены о преимуществах использования новых сервисов и товаров и иметь к ним недискриминационный доступ (то есть независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги). При этом разработчики обещают сохранить «традиционные и привычные людям формы получения товаров и услуг».
Предыдущая Стратегия также предполагала создание выгодных условий для развития «конкурентоспособной отечественной индустрии информационных и телекоммуникационных технологий», причем к 2015 году доля отечественных товаров и услуг в объеме внутреннего рынка IT должна была составить более 50% (в действительности отечественная IT-отрасль удовлетворяет потребности российского рынка только на четверть). Обе стратегии подразумевают привлечение инвестиций для развития российской отрасли информационных и телекоммуникационных технологий, а также отечественной электронной промышленности.
Традиционные ценности и импортозамещение
К числу принципов, на которых основана новая Стратегия, в частности, относится приоритет традиционных для России духовно-нравственных ценностей и основанных на них социальных норм при использовании технологий. Для этого в России должна быть сформирована безопасная информационная среда на основе популяризации информационных ресурсов, способствующих распространению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Предыдущая Стратегия также акцентировала внимание на традиционных ценностях, хоть и с другой формулировкой («пропаганда культурных и нравственных ценностей российского народа»).
В соответствии с новой Стратегией, компании, оказывающие услуги на территории России, должны создавать свои российские представительства в партнерстве с крупными отечественными организациями на паритетных условиях. При этом какое-либо сотрудничество в электронной сфере с иностранными компаниями предполагает хранение информации обо всех операциях и обработку данных исключительно на серверах, расположенных в России. Расчеты между сторонами должны осуществляться только через российскую платежную систему. Ничего подобного в предыдущей Стратегии прописано не было.
Наконец, в новом документе появляется приоритет на замещение импортного оборудования программного обеспечения и электронной компонентной базы, когда как в старом документе говорилось лишь о «стимулировании создания новых компаний, занятых производством высокотехнологичного оборудования». В Стратегии-2017 также говорится о поддержке экспорта российских информационных технологий за рубеж и поддержке уже существующих отечественных компаний в области IT.
Защита от врагов
Для предотвращения подмены, искажения или блокирования информации новая Стратегия предполагает использование российских криптоалгоритмов и средств шифрования при взаимодействии органов власти между собой, а также с гражданами и организациями. Предполагается, что для предоставления безопасных услуг и программного обеспечения в отечественных информационных и коммуникационных технологиях будут использоваться встроенные средств защиты информации. В документе также указано на необходимость защиты информационной инфраструктуры РФ, в том числе, с использованием систем обнаружения и ликвидации последствий хакерских атак на информационные ресурсы и критически важные объекты.
Еще одна «новинка» — намерение государства развивать механизмы блокировки и удаления запрещенной информации, а также интернет-ресурсов, нарушающих российское законодательство. Отдельным пунктом прописано «осуществление противодействия использованию интернета в военных целях», чего также не было в предыдущей Стратегии. Кроме того, в новом документе определяется вектор на правовое регулирование деятельности соцсетей, мессенджеров, интернет-телевидения и СМИ.
Как отмечают эксперты, новый документ не будет закрытым, в дальнейшем в него могут быть добавлены новые направления развития. Дальнейшими шагами по реализации Стратегии должна стать проработка реальных механизмов ее реализации.
признанный эксперт в области информационных технологий и интернет-маркетинга Игорь Ашманов по просьбе «Ридуса»кем признанный?
сделана попытка создать глоссарий — к нему могут быть претензии у тех, кто много занимался лексикографией, как я, напримеридиот не понимает, что мемы — они живут от месяца до полугода, мемы для школоты. придурашный старик пытаетцо разобратцо в интернете
нефть: она тоже не является собственностью государства, это собственность нациивластьимущие пердуны до сих пор пытаются протолкнуть форсед-мем статью конституции «недры принадлежат народу» только этим подонкам не верит уже никто абсолютно. конституция попрана не только в этой статье, кстати. И кстати, конституционный суд в России — бутафория, ещё печальнее чем совет федерации
Если просто правильно проанализировать медицинские данные граждан, получится автоматически увеличить продолжительность жизни на пять-семь лет»— Шахматы! — говорил Остап. — Знаете ли вы, что такое шахматы? Они двигают вперед не только культуру, но и экономику! Знаете ли вы, что ваш «Шахклуб четырех коней» при правильной постановке дела сможет совершенно преобразить город Васюки?
Ослепительные перспективы развернулись перед васюкинскими любителями. Пределы комнаты расширились. Гнилые стены коннозаводского гнезда рухнули, и вместо них в голубое небо ушел стеклянный тридцатитрехэтажный дворец шахматной мысли. В каждом его зале, в каждой комнате и даже в проносящихся пулей лифтах сидели вдумчивые люди и играли в шахматы на инкрустированных малахитом досках…
Мраморные лестницы ниспадали в синюю Волгу. На реке стояли океанские пароходы. По фуникулерам подымались в город мордатые иностранцы, шахматные леди, австралийские поклонники индийской защиты, индусы в белых тюрбанах, приверженцы испанской партии, немцы, французы, новозеландцы, жители бассейна реки Амазонки и завидующие васюкинцам — москвичи, ленинградцы, киевляне, сибиряки и одесситы.
Прошу прощения, дальше этот бред сивой кобылы комментировать не хочется
Других писателей у меня для вас нет ©У Вас для меня — тоже.
P.S. Этот документ подпишет Президент и
Пошла писать губерния!И так до первого сбоя финансирования по остаточному принципу. Я в этой теме давнее Вас и повидал всякого. Но в первые год-два можно что-то и поиметь по госзаказам.
«Прошлая программа была более конкретной, — напоминает Ашманов. — Она говорила о том, что нам нужно везде протянуть каналы и сделать информационную инфраструктуру. Но ничего не говорилось о том, какое содержание должно быть у этого информационного потока».
«Инфраструктуру реально построили: интернет кардинально изменился. Вообразить, что в метро будет Wi-Fi, десять лет назад было нельзя. Ростелеком довольно сильно протянул каналы по стране — инфраструктура построена, госуслуги развились, их много. А рассуждений о том, зачем все это, что будет делаться поверх этой инфраструктуры, там не было».
на счёт инфраструктуры, недимону нужно отдать должное. Интернет в России лучше чем в США — доступнее, дешевле и больше. Только правительство пердунов и воров не знает что с этим богатством делать. Построили, но использовать не могут. Напоминает культ Карго.
Согласен. Я в свое время для Республики Мордовия участвовал в написании Программы формирования информационного общества до 2010 года.
Постановление Правительства РМ от 14.03.2005 N 76 «О Республиканской комплексной целевой программе „Формирование информационного общества в Республике Мордовия в период до 2010 года“»
Так вот для себя, концептуально я определился, что её реализация пройдет в четыре этапа:
1. Создание компьютерной базы.
2. Прокладка каналов связи
3. Разработка сервисного обслуживания (системы услуг)
4. Формирование компетенций пользователей.
На тот момент (2005 год) в нашей республике даже компьютерная база была создана фрагментированная, о следующих трех уровнях говорить просто не приходилось. Можешь сравнить. Но над этим вариантом я уже не работал.
Да, уже позже, с появлением мобильных, переносных, носимых и имплантированных чипов и гаджетов я понял, что существует и пятый этап, но он выходит за рамки информационного общества: киборгизация (создание дополненной реальности в любой точке пространства и времени). Видимо это и есть общество знаний или цифровое общество.
Большая часть сигналов в нем передается между машинами (интернет вещей) в цифровых кодах с исключением из этого процесса естественных языков коммуникации. Так что информация и обучение становятся не нужны.
Постановление Правительства РМ от 14.03.2005 N 76 «О Республиканской комплексной целевой программе „Формирование информационного общества в Республике Мордовия в период до 2010 года“»
Так вот для себя, концептуально я определился, что её реализация пройдет в четыре этапа:
1. Создание компьютерной базы.
2. Прокладка каналов связи
3. Разработка сервисного обслуживания (системы услуг)
4. Формирование компетенций пользователей.
На тот момент (2005 год) в нашей республике даже компьютерная база была создана фрагментированная, о следующих трех уровнях говорить просто не приходилось. Можешь сравнить. Но над этим вариантом я уже не работал.
Да, уже позже, с появлением мобильных, переносных, носимых и имплантированных чипов и гаджетов я понял, что существует и пятый этап, но он выходит за рамки информационного общества: киборгизация (создание дополненной реальности в любой точке пространства и времени). Видимо это и есть общество знаний или цифровое общество.
Большая часть сигналов в нем передается между машинами (интернет вещей) в цифровых кодах с исключением из этого процесса естественных языков коммуникации. Так что информация и обучение становятся не нужны.