Комментарий: Чтобы научиться понимать социальные медиа, включите их в школьную программу!
отметили
22
человека
в архиве
На фоне лавины фейковых новостей в интернете и победы Дональда Трампа каждому из нас требуется больше понимания того, что такое социальные медиа, считает Мартин Муно.
Лицо человека, сидящего на лавке, закрыто газетой. «За ней всегда прячется кто-то умный», — так звучит рекламный слоган одной авторитетной немецкой газеты. Смысл его такой: чтение газеты делает тебя образованнее и помогает сформировать мнение, необходимое гражданам в демократических обществах для участия в определении того или иного политического курса. Впрочем, последнее предложение, как и традиционные СМИ, вышли из моды, подобно вельветовым костюмам.
Классические масс-медиа утратили роль основного источника информации. Согласно опросу агентства Reuters, проведенному полгода назад, в Германии больше людей получают информацию через Facebook, Twitter и другие социальные медиа, чем из газет. Особенно молодежь использует соцсети как первичный, а то и единственный источник информации.
Мы получаем то, что «лайкаем»
Проблема известна давно: в соцсетях мы получаем сведения от тех, на чьи новости мы подписаны. В основном это друзья, с которыми у нас и так общие взгляды. Многочисленные исследования подтверждают, что люди склонны потреблять в первую очередь только ту информацию, которая соответствует их убеждениям. Алгоритмы компаний Google и Facebook только усиливают этот феномен, ибо там мы получаем еще больше того, что ищем или на что нажимаем кнопку «нравится». Возникают так называемые «пузыри фильтров». В них, как в помещениях, усиливающих эхо, люди слышат только то, что сами думают и во что верят.
Этот принцип отчасти характерен и для традиционных масс-медиа: консервативно настроенные люди читают в Германии газету FAZ, а сторонники партии «зеленые» — taz. Но и та, и другая газета в интернете строго следуют правилу: разделять новость и комментарий, чтобы критиковать позицию оппонента.
Опасные, но необходимые фильтры
Вообще-то, ничего страшного в фильтрах нет. Чем больше информационных потоков на нас устремляется, тем больше мы нуждаемся в техниках и инструментах, чтобы отличить важное от неважного. В эпоху появления современного гражданского общества эту функцию выполняли именно масс-медиа. До сих пор каждый тираж газеты New York Times украшает фраза: «Все новости, достойные быть напечатанными» («All the news that's fit to print»). Иными словами, сначала проверяется значимость новостей, и затем они публикуются согласно четкой иерархии.
Но в ленте новостей Facebook ничего подобного пока нет. Там вперемешку идут сообщения прессы, видео с котятами, мнения на политические темы, личные воспоминания, эпизоды кулинарного эксгибиционизма и так далее. Ложные сообщения расходятся миллионами и имеют реальные последствия: 28-летний мужчина открыл стрельбу в вашингтонской пиццерии, поверив фейковой новости о том, что Хиллари Клинтон создала в ней сеть по распространению детской порнографии.
Скажи мне, что ты «лайкаешь», и я скажу, кто ты
Есть и еще одно фундаментальное отличие «новых» и «старых» медиа: если я читаю бумажную газету, то после прочтения от меня остается только один след — в урне для макулатуры.
В Faceboook же я оставляю за собой целый шлейф данных. Не так давно была опубликована модель, согласно которой на основании «лайков» человека в социальных сетях можно не только понять, что он собой представляет, но и сделать прогноз его поведения. 70 «лайков» достаточно, чтобы узнать человека лучше, чем его друг, 150 — чтобы превзойти родителей, а 300 лайков хватит, чтобы компьютер предсказывал поведение человека точнее, чем его супруга или супруг, утверждают авторы модели.
Это делает нас зависимыми от манипуляций. Как только мы в Германии ни удивлялись совершенно противоречивым предвыборным обещаниям и заявлениям Дональда Трампа. Но что, если через наши профили в Facebook нам будут доступны только те обещания, которые мы поддерживаем, и мы ничего не услышим о тех, которые нам не нравятся? С такой помощью могут появляться тоталитарные общества, о которых Сталину и Гитлеру не приходилось и мечтать.
Всесильная ложь
Согласно исследованию Стэнфордского университета, четверо из пяти 12-13-летних подростков в США сегодня не умеют отличить новости от рекламы. Если мы хотим, чтобы такого у нас не происходило, нам необходимо значительно улучшить образование своих детей в вопросах обращения со СМИ. Мы должны научить их тому, какие шансы и какие риски подстерегают их в интернете. Мы должны раскрыть механизмы появления эффекта информационного эха и показать, как работают популисты, перевирающие правду, и как можно проверять факты.
Место, где это должно происходить, — школа. Нам необходимы педагоги, которые сами разбираются в интернете и в соцсетях. И нам необходимо освободить для этого предмета место в школьной программе — пусть и за счет рассказа об одном из германских кайзеров.
Автор: Мартин Муно, обозреватель DW
Лицо человека, сидящего на лавке, закрыто газетой. «За ней всегда прячется кто-то умный», — так звучит рекламный слоган одной авторитетной немецкой газеты. Смысл его такой: чтение газеты делает тебя образованнее и помогает сформировать мнение, необходимое гражданам в демократических обществах для участия в определении того или иного политического курса. Впрочем, последнее предложение, как и традиционные СМИ, вышли из моды, подобно вельветовым костюмам.
Классические масс-медиа утратили роль основного источника информации. Согласно опросу агентства Reuters, проведенному полгода назад, в Германии больше людей получают информацию через Facebook, Twitter и другие социальные медиа, чем из газет. Особенно молодежь использует соцсети как первичный, а то и единственный источник информации.
Мы получаем то, что «лайкаем»
Проблема известна давно: в соцсетях мы получаем сведения от тех, на чьи новости мы подписаны. В основном это друзья, с которыми у нас и так общие взгляды. Многочисленные исследования подтверждают, что люди склонны потреблять в первую очередь только ту информацию, которая соответствует их убеждениям. Алгоритмы компаний Google и Facebook только усиливают этот феномен, ибо там мы получаем еще больше того, что ищем или на что нажимаем кнопку «нравится». Возникают так называемые «пузыри фильтров». В них, как в помещениях, усиливающих эхо, люди слышат только то, что сами думают и во что верят.
Этот принцип отчасти характерен и для традиционных масс-медиа: консервативно настроенные люди читают в Германии газету FAZ, а сторонники партии «зеленые» — taz. Но и та, и другая газета в интернете строго следуют правилу: разделять новость и комментарий, чтобы критиковать позицию оппонента.
Опасные, но необходимые фильтры
Вообще-то, ничего страшного в фильтрах нет. Чем больше информационных потоков на нас устремляется, тем больше мы нуждаемся в техниках и инструментах, чтобы отличить важное от неважного. В эпоху появления современного гражданского общества эту функцию выполняли именно масс-медиа. До сих пор каждый тираж газеты New York Times украшает фраза: «Все новости, достойные быть напечатанными» («All the news that's fit to print»). Иными словами, сначала проверяется значимость новостей, и затем они публикуются согласно четкой иерархии.
Но в ленте новостей Facebook ничего подобного пока нет. Там вперемешку идут сообщения прессы, видео с котятами, мнения на политические темы, личные воспоминания, эпизоды кулинарного эксгибиционизма и так далее. Ложные сообщения расходятся миллионами и имеют реальные последствия: 28-летний мужчина открыл стрельбу в вашингтонской пиццерии, поверив фейковой новости о том, что Хиллари Клинтон создала в ней сеть по распространению детской порнографии.
Скажи мне, что ты «лайкаешь», и я скажу, кто ты
Есть и еще одно фундаментальное отличие «новых» и «старых» медиа: если я читаю бумажную газету, то после прочтения от меня остается только один след — в урне для макулатуры.
В Faceboook же я оставляю за собой целый шлейф данных. Не так давно была опубликована модель, согласно которой на основании «лайков» человека в социальных сетях можно не только понять, что он собой представляет, но и сделать прогноз его поведения. 70 «лайков» достаточно, чтобы узнать человека лучше, чем его друг, 150 — чтобы превзойти родителей, а 300 лайков хватит, чтобы компьютер предсказывал поведение человека точнее, чем его супруга или супруг, утверждают авторы модели.
Это делает нас зависимыми от манипуляций. Как только мы в Германии ни удивлялись совершенно противоречивым предвыборным обещаниям и заявлениям Дональда Трампа. Но что, если через наши профили в Facebook нам будут доступны только те обещания, которые мы поддерживаем, и мы ничего не услышим о тех, которые нам не нравятся? С такой помощью могут появляться тоталитарные общества, о которых Сталину и Гитлеру не приходилось и мечтать.
Всесильная ложь
Согласно исследованию Стэнфордского университета, четверо из пяти 12-13-летних подростков в США сегодня не умеют отличить новости от рекламы. Если мы хотим, чтобы такого у нас не происходило, нам необходимо значительно улучшить образование своих детей в вопросах обращения со СМИ. Мы должны научить их тому, какие шансы и какие риски подстерегают их в интернете. Мы должны раскрыть механизмы появления эффекта информационного эха и показать, как работают популисты, перевирающие правду, и как можно проверять факты.
Место, где это должно происходить, — школа. Нам необходимы педагоги, которые сами разбираются в интернете и в соцсетях. И нам необходимо освободить для этого предмета место в школьной программе — пусть и за счет рассказа об одном из германских кайзеров.
Автор: Мартин Муно, обозреватель DW
Источник:
dw.com/p/2UzwN
Добавил suare 30 Декабря 2016
1 комментарий
На эту же тему:
77
Симоньян о перебоях на американском телеканале: «Ну, а теперь вы поняли, какие у нас длинные руки?»
— 13 Января 2017
85
[«Свободная» Америка] Американские активисты подали в суд сразу на несколько спецслужб США, требуя обнародовать документы, касающиеся «российских кибератак» во время президентской кампании
— 28 Декабря 2016
80
Трамп одним твитом обрушил стоимость производителя F-35 на $3,5 миллиарда
2 — 12 Декабря 2016
43
«Я никогда не видел такого прежде. Мы, несомненно, движемся к новому миру, где все на поверхности, и мы следим за ними в реальном времени и обсуждаем их» - Глава Twitter
— 8 Декабря 2016
45
Первый выпуск Charlie Hebdo на немецком вышел с карикатурой на Меркель: «Новая выхлопная труба — и тебя хватит еще на четыре года»
2 — 1 Декабря 2016
59
Обама сколачивает в ЕС антиамериканский блок с новым лидером и «последним защитником либерального Запада» Ангелой Меркель. «Выбирать-то не из кого»
— 21 Ноября 2016
60
Яков Кедми о США и ЕС: «Господа, вы лизали не ту задницу»
— 12 Ноября 2016
56
Frankfurter Allgemeine Zeitung рассказала, почему разваливается империя Меркель
— 6 Сентября 2016
51
Financial Times: эра Меркель подошла к концу
— 27 Октября 2015
48
[зеркало] Немецкое СМИ: претензии к Путину Меркель должна адресовать себе
— 26 Декабря 2014
43
Германия депортирует американских дипломатов, замешанных в скандале с прослушкой
— 30 Октября 2013
28
США могли прослушивать телефон Меркель
— 24 Октября 2013
Комментарии участников: