[Не новость. Две статьи для сравнительного анализа] Газовые войны

отметили
23
человека
в архиве
[Не новость. Две статьи для сравнительного анализа] Газовые войны
«Газпром» выпихивают из Европы

Источник: www.gazeta.ru/business/2016/12/22/10443287.shtml
Алексей Топалов 08.01.2017, 13:09

«Газпром» в 2017 году займет более трети газового рынка ЕС

источник: politikus.ru

«Газпром» в 2016 году обновил рекорды по объемам поставок в Европу. В 2017 году российский холдинг столкнется с серьезным противодействием со стороны политиков Евросоюза, но все равно удержит около трети европейского рынка. Впрочем, есть еще одна угроза, которая может встать перед российской компанией, — возможные поставки сжиженного газа из США.

Для «Газпрома» 2016 год в отношении зарубежных поставок можно назвать более чем успешным. В конце года компания подряд поставила несколько рекордов по экспорту в дальнее зарубежье, дойдя до 614,5 млн кубометров в сутки. Как говорил глава «Газпрома» Алексей Миллер, такого не было ни во времена Советского Союза, ни в постсоветский период.

Общегодовые поставки «Газпрома» в дальнее зарубежье, по словам Миллера, должны составить около 180 млрд кубометров, что также является абсолютным максимумом. Ранее компания планировала экспортировать в Европу 166–170 млрд кубов.

Для сравнения: в 2015 году, по данным «Газпром-экспорта», в страны дальнего зарубежья было поставлено 158,6 млрд кубометров, в 2010-м — 138,6 млрд кубов, в 2005-м — 154,3 млрд кубов, а в 2000 году — 130,3 млрд кубометров.

Доля «Газпрома»

Миллер в декабре указывал, что в первую очередь потребление российского газа наращивала Германия. Также увеличивали закупки Великобритания, Франция, Италия, Польша и Греция.

В основном потребители наращивают объемы импорта из-за ожиданий холодной зимы, а также потому, что существует риск нарушения транзита российского газа через украинскую территорию. К отопительному сезону 2016–2017 годов Украина подошла с минимальными запасами в хранилищах — 14,5–14,7 млрд кубометров, а в начале января с наступлением морозов увеличила отбор газа из подземных хранилищ до 100 млн кубометров в сутки при общем объеме газа в украинских ПХГ на 4 января 2017 года — 11,8 млрд кубов.

«В 2016 году «Газпром» занимал на рынке ЕС рекордную долю — 32–33%, — комментирует замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. — И если тенденция сохранится, то в следующем году доля как минимум останется такой же».

Завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов отмечает, что если по объемам «Газпром» действительно ставит рекорды, то финансовым показателям до максимумов далеко. По словам эксперта, наиболее удачным для «Газпрома» был 2008 год, когда монополия выручила от своих экспортных поставок (речь идет об общем экспорте, не только в дальнее зарубежье) $69,1 млрд.

«По итогам 2016 года выручка компании может оказаться ниже примерно на 55% от показателей 2008 года, — предупреждает Агибалов.

Связано это с падением цен на нефть, так как цена долгосрочных контрактов «Газпрома» привязана к цене на нефть с лагом в 6–9 месяцев.

По словам Гривача, в начале 2016 года стоимость 1 тыс. кубометров российского газа для европейских контрагентов в среднем составляла около $200. К лету она вслед за нефтяными котировками пошла вниз и опустилась до $150–160. Но к концу года цена восстановилась до примерно $180.

В начале 2017 года, по оценкам замглавы ФНЭБ, поставки «Газпрома» вновь подорожают до $200 за 1 тыс. кубов, а дальнейшее изменение цен на топливо будет зависеть от поведения цен на нефть.

Глава совета директоров инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский на первое полугодие 2017 года дает ценовой прогноз в $200–210 за 1 тыс. кубов.

Но основные риски связаны не столько с ростом цен на газ, сколько с политическими настроениями в Европе. Несмотря на рекордные закупки «голубого топлива» из России, ЕС продолжает декларировать снижение зависимости от энергопоставок из России.

Живые трубы

Намерение Европы снизить газовую зависимость от России хорошо видно на примере противостояния по вопросу проекта газопровода «Северный поток – 2» (труба мощностью 55 млрд кубов, которая должна пройти через Балтийское море до Германии, параллельно уже действующему «Северному потоку», чья мощность также составляет 55 млрд кубометров).

Ряд стран Евросоюза в 2016 году дважды обращался в Еврокомиссию с требованием запретить проект как усиливающий доминирующие позиции «Газпрома» и несущий угрозу европейской энергобезопасности. Кроме того, противники «Северного потока – 2» полагают, что он нарушает нормы Третьего энергетического пакета ЕС, который, в частности, запрещает одной и той же компании заниматься поставками и транспортировкой газа.

«Тем не менее «Северный поток – 2» имеет очень неплохие перспективы, — полагает Иван Андриевский. — Демонтаж украинской газотранспортной системы — это только вопрос времени».

«Северный поток – 2» задумывался именно для того, чтобы исключить Украину из цепочки поставок российского газа. Ранее Россия неоднократно заявляла, что не собирается продлевать транзитный договор с Украиной, истекающий с началом 2020 года. Правда, при этом Москва параллельно говорила, что транзит может быть продолжен, но лишь в том случае, если Киев предложит выгодные условия.

Даже если Украине удастся удержать российский транзит, уладив противоречия с Россией, то изношенность газотранспортной системы в любом случае не позволит дать гарантий по безопасности и непрерывности газовых поставок через украинскую территорию в Европу, отмечает Андриевский.

«В ЕС это понимают, поэтому, даже несмотря на сложные отношения с Россией, в отношении газового сотрудничества верх берут не политические, а практические составляющие, — отмечает эксперт. — Об этом, например, говорит расширенный допуск «Газпрома» к мощностям газопровода OPAL (сухопутное продолжение первого «Северного потока») в обход Третьего энергопакета. Поэтому не исключено, что «Северный поток – 2» все же получит необходимую поддержку в Европе».

Впрочем, решение Еврокомиссии о предоставлении «Газпрому» доступа к дополнительным мощностям OPAL в конце декабря было временно заблокировано Европейским судом по иску Польши. Окончательный вердикт по OPAL будет вынесен по разрешении спора.

Американская угроза

Еще одним риском для «Газпрома» в Европе являются поставки на европейский рынок сжиженного природного газа (СПГ) из Америки. В 2016 году Штаты отправили в Европу несколько танкеров с СПГ, и пока говорить о крупных объемах рано.

Сейчас на руку «Газпрому» играет ценовая конъюнктура — несмотря на то что сам по себе американский газ дешевле российского, затраты на сжижение, регазификацию и доставку нивелируют это конкурентное преимущество. Иван Андриевский полагает, что для американских производителей более интересными останутся рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, где и конкуренция не так высока, и цены выше, и нет риска ценовых войн.

«Кроме того, принципы внешней политики США со сменой власти могут несколько измениться, — отмечает эксперт. — Как ожидается, отношения с внешними партнерами могут стать более рациональными и прагматичными. В итоге газовая экспансия в Европу уже станет рассматриваться с точки зрения экономической выгоды, а не реализации политических амбиций».

В 2017 году в связи с ценовой конъюнктурой поставки сжиженного газа в Европу из США, по мнению Андриевского, останутся незначительными. Но уже в 2018 году ситуация может измениться не в пользу российского поставщика.

Инфографика

источник: cdu.ru
Источник: www.cdu.ru/catalog/mintop/infograf/

«Газовый удар» США: чем ответит Россия?

Источник: politrussia.com/ekonomika/laquo-gazovyy-udar-raquo-ssha-699/
Иван Рощепий 27 АПРЕЛЯ 2016, 21:29

источник: politrussia.com

22 апреля Соединенные Штаты Америки, которые в ближайшее время всерьез рассчитывают стать крупнейшим экспортером сжиженного газа в мире, сделали первый шаг на этом пути – из порта Луизианы на экспорт в Европу отправился первый танкер с СПГ. Об этом сообщили со ссылкой на свои источники журналисты The Wall Street Journal. По предварительным расчетам, 295-метровый корабль под названием «Креольский дух» должен прибыть в конечную точку маршрута, Португалию, 27 апреля.
Американские средства массовой информации сразу после отплытия танкера поспешили заявить, что начало экспорта сжиженного газа Соединенными Штатами в Европу, вполне вероятно, встряхнет европейский рынок, на котором давно доминирует Россия, изменив существующий на нем баланс. А их португальские коллеги даже посоветовали Кремлю опасаться поставок газа из США в Европу.

Российские эксперты, в свою очередь, предпочли не драматизировать ситуацию, отмечая, однако, что после 2020 года, когда в США заработает ряд проектов по производству сжиженного газа, в Старом Свете может развязаться настоящая ценовая война. Закономерным ее результатом может стать, во-первых, снижение прибыли «Газпрома» и, как следствие, доходов российского бюджета; во-вторых, потеря монополией доли европейского рынка, что также повлияет на размер получаемых дивидендов; и в-третьих, негативно скажется на развитии российской газовой инфраструктуры – как минимум противостояние с США повлияет на строящиеся и набирающие силу СПГ-проекты, а как максимум поставит крест на намерениях усовершенствовать и расширить российскую газотранспортную систему на европейском континенте.

В самом «Газпроме» поспешили усмирить возникшие вдруг страсти. Официальный представитель компании Сергей Куприянов заявил:
Мы работаем по контрактам, а не по американской прессе. Наши цены конкурентоспособны на европейском рынке.

Однако применение для описания ситуации военной терминологии, когда гипотетическое будущее называют не иначе как «войной», а действия США – открытием «второго газового фронта», «миной замедленного действия» и «газовой атакой», не позволяют относиться к событию как к чему-то рядовому. Скорее, они посылают России сигнал, призывающий, пока есть время, начать готовиться заранее к возможным последствиям.

Врага нужно знать в лицо

Совсем недавно Штаты не то что не претендовали на роль крупного экспортера газа – долгое время внутренняя добыча не могла удовлетворить потребности страны, из-за чего газ приходилось импортировать. Еще в 2014 году импорт газа в США превышал экспорт на 32,3 млрд куб. м в год.

источник: politrussia.com

Дверь на рынок энергоресурсов для США распахнула «Сланцевая революция», которая сделала возможным запуск целого ряда СПГ-проектов. Как следствие, в Соединенных Штатах образовался излишек голубого топлива, который они и поспешили отправить на экспорт.

Politrussia.com
Сразу стоит сказать, что автор не относится к «Сланцевой революции» как чему-то заранее провальному и не поддерживает всевозможные «траурные прогнозы». С его точки зрения, стоит относиться сланцу как к одному из источников энергии, которая с каждым годом становится все более дефицитной. После достижения пика добычи целого ряда природных ресурсов перед человечеством уже не будет стоять вопрос об энергоэффективности и стоимости того или иного вида топлива, оно будет озабочено лишь проблемой поиска более-менее достойного источника энергии.

Сейчас в Штатах запущена только первая очередь СПГ-терминала Sabine мощностью около 6 млрд куб. м (4,5 млн тонн) в год – именно здесь была заготовлена первая партия газа для Европы. В течение 2016 года ожидается открытие еще трех очередей терминала, совокупная мощность которого вырастет до 24,5 млрд куб. м (18 млн тонн) в год.

Чуть позже, к 2020 году, в Штатах также планируется ввести в строй еще четыре СПГ-терминала: CovePoint, Freeport, Cameron, CorpusCristi. По разным оценкам, к 2018-2020 годам суммарная мощность пяти проектов может составить 68-135 млрд куб. м (50-100 млн тонн) в год, а в далекой перспективе потенциал США оценивается в 813 млрд куб. м (600 млн тонн) в год.

При этом нельзя не заметить одну стратегическую ошибку, допущенную Штатами изначально. США, ощутив нефтегазовую независимость после «Сланцевой революции», были поставлены перед выбором: жить сегодняшним днем или подумать о будущих поколениях. Другими словами: отправить образовавшийся излишек газа на экспорт или подумать о том, чтобы растянуть свою независимость от внешних поставок энергоресурсов на максимально длительный период. Выбрать первое было очевидной оплошностью, однако свойственная американцам любовь жить на широкую ногу дала о себе знать. К тому же к решению начать экспорт ресурсов США подталкивали нелицеприятные показатели торгового баланса последних лет.

источник: politrussia.com

Само собой, не вся продукция американских производителей будет предназначаться для Европы – подтверждением можно считать хотя бы то, что первый в истории «экспортный» танкер отправился из США в конце февраля прямиком в Бразилию. Однако по задумке львиная доля все равно предназначается для рынка Старого Света.

Как водится, для такого решения имелись не только экономические причины, такие как наличие спроса на СПГ и привлекательная цена, но и геополитические – Штаты даже особо не скрывают тот факт, что они не против «подвинуть» позиции России в Европе.

источник: politrussia.com

На какие характеристики своего продукта рассчитывали Соединенные Штаты Америки, по сути, начиная наскок на европейский рынок?

У сжиженного природного газа существует целый ряд преимуществ, к которым можно отнести:

Возможность доставки в любую точку мира, где есть регазификационный терминал;
Возможность оперативно менять объемы производства и поставок газа в зависимости от рыночной конъюнктуры;
Сравнительно низкая стоимость: например, по прогнозам WSJ, американский газ может стоить $4,3 за миллион БТЕ, а российский — $5,8.
В то же время при определенных раскладах сильные стороны СПГ могут обернуться против него.

Ориентируйся на поле боя

Пожалуй, самая безобидная проблема, с которой могут столкнуться Соединенные Штаты, увеличивая экспорт СПГ в Европу, – ограниченная вместимость танкеров.

Потребление газа в Старом Свете в 2015 году оценивалось в 510,8 млрд куб. В то же время самый большой в мире танкер Mozah способен за раз перевозить 266 тыс. куб. м – для того, чтобы покрыть потребность Европы в газе, он был бы вынужден совершить почти два миллиона рейсов.

Вместимость всего мирового флота СПГ-танкеров на конец 2014 года оценивается в 55,2 млн куб. м. Значит, все 385 судов, обслуживая одну Европу, должны были бы сплавать в США и обратно 9287 раз.

источник: politrussia.com

В то же время годовая мощность одного только расширенного «Северного потока» будет сопоставима с вместимостью всего танкерного флота.

Но не это самое страшное: рынок СПГ все же масштабами несколько меньше. Возможность получить заветное «голубое топливо» из танкера по дешевой цене обратно пропорциональна наличию у страны или у ее соседей пункта регазификации. И чем он дальше, тем выше будет стоимость сжиженного газа.

Себестоимость американского СПГ складывается из ряда составляющих:

1) биржевая цена на трубопроводный газ в США ($72-126 за 1 тыс. куб. м);
2) переменные расходы на сжижение (15% от стоимости сжижаемого газа);
3) постоянные расходы на сжижение ($81-126 за 1 тыс. куб. м);
4) транспортировка СПГ-танкерами (около $36 за 1 тыс. куб. м);
5) регазификация ($18 за 1 тыс. куб. м).

Оценки стоимости американского СПГ в Европе при разных внутренних ценах на газ в США и при различных допущениях об отношении к уже сделанным затратам могут оказываться как дороже (до $306 за 1 тыс. куб. м), так и дешевле ($136,8 за 1 тыс. куб. м) российского газа, цена которого оценивается в $180 за 1 тыс. куб. м.

Современная европейская инфраструктура позволяет сделать достаточно неутешительный для сторонников «американского захвата» вывод: основные потребители российского газа испытывают определенные трудности с доступом к пунктам регазификации, что можно считать в определенной степени даже нашим конкурентным преимуществом.

источник: politrussia.com

В американском СПГ нуждаются преимущественно страны Восточной Европы, являющиеся сегодня локомотивом антироссийской истерии. Однако в их случае ситуация с наличием поблизости заветных терминалов наиболее плачевна – их рядом просто нет.

Поэтому мы получаем характерную картину: вся Центральная и Восточная часть Европы опутана сетью трубопроводов без какого-либо намека на конкуренцию со стороны поставщиков СПГ.

источник: politrussia.com

Лучшая защита – это нападение

Россия сегодня удовлетворяет третью часть потребностей Европы в газе. Только в 2015 году «Газпром» поставил в европейские страны 158,56 млрд куб. м газа, поступательно наращивая объем продаж.

источник: politrussia.com

Основными потребителями российского газа в Старом Свете являются Германия, Италия, Великобритания, Франция и Польша.

источник: politrussia.com

При этом, несмотря на успешную деятельность на рынке, Россия принимает меры к усилению своего влияния. Так, в 2015 году было заключено соглашение о строительстве газопровода «Северный поток-2», реализация которого явно поставит США в деликатное положение. При нынешней ценовой конъюнктуре российский газ явно привлекательнее сжиженного американского, и он явно способен отстоять свои позиции на рынке даже при условии повышения цен на нефть.

Однако все это не делает нереальным увеличение доли СПГ в поставках энергоресурсов в Европу с 10 до 20%, как это ранее прогнозировали эксперты. Другое дело, что осуществляться оно будет, во-первых, не за счет уменьшения доли российского газа на рынке, а за счет сокращения потребления угля, а во-вторых, реальную конкуренцию на европейском рынке сжиженного газа американцам составит продукция, например, российского «Ямал СПГ» — строительство проекта уже выходит на финишную прямую.

В отличие от уже действующего СПГ-завода «Сахалин-2», ориентированного преимущественно на азиатский рынок, проект «Ямала СПГ» в силу своего месторасположения способен привлечь и европейских потребителей (хотя, опять же, основные надежды на него возлагает Китай). К сильным сторонам проекта специалисты относят низкую себестоимость добычи и сжижения газа за счет экономии удельной энергии в условиях низких среднегодовых температур Арктики.

источник: politrussia.com

Не замечать того, что американцы чувствуют угрозу со стороны наших СПГ-проектов, нельзя. Так, введенные после начала конфликта на Украине санкции в первую очередь ударили по российским проектам добычи и производства сжиженного природного газа. Например, «Газпрому» пришлось отказаться от услуг Газпромбанка, который попал в черный список, хотя изначально планировалось, что банк примет активное участии в финансировании проектов «Балтийский СПГ» и «Владивосток СПГ».

Тот же «Ямал СПГ» долгое время испытывал проблемы с финансированием, решить которые удалось лишь в марте этого года. И неудивительно, что всего спустя месяц США «неожиданно» начинают свой крестовых поход на европейский рынок.

Результат его предсказать сегодня достаточно сложно. Если расчеты специалистов верны и действия американцев до 2020 года не окажут существенного влияния установившееся в Европе энергетическое равновесие, то к началу вероятной «ценовой войны» Россия подойдет уже во всеоружии: с готовыми и работающими трубопроводом «Северным поток 2» и проектом «Ямал СПГ». А такой тяжелой артиллерии противостоять будет уже очень сложно.
Добавил Stopor Stopor 8 Января 2017
проблема (2)
Комментарии участников:
1sr
+1
1sr, 8 Января 2017 , url
Все хоккей с Газпромом и ВТБ. Основная опасность — Греф и компани.
PM
+1
PM, 8 Января 2017 , url
Пока сквозь все буквы продрался, пару раз задремать успел. Фигня редкостная.
Stopor
+1
Stopor, 9 Января 2017 , url
Всё фигня. Кроме пчёл. А если подумать, то и пчёлы — тоже фигня. ))


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать