Трамп все испортил: почему провалился "независимый сайт о России" от Госдепартамента США

отметили
57
человек
в архиве
31 января внезапно и без предупреждения закрылся медийный проект Rus2Web, позиционировавшийся как независимая площадка для журналистов без цензуры. Для многих эта новость стала ударом, но в первую очередь – для сотрудников издания, получавших зарплату и гонорары за свои колонки. Работники индустрии начали говорить о конце оппозиционной журналистики в Интернете. Ruposters узнал, что из себя представлял Rus2Web, какие задачи перед собой ставил и что ждет подобные ресурсы в будущем.

источник: rpcdn.ruposters.ru

«Модный ресурс» для молодых

Сетевой проект «Радио Свобода» Rus2Web ворвался в модную оппозиционную повестку в мае 2015 года, когда американские СМИ получили внушительное финансирование для работы на российскую аудиторию. Rus2Web позиционировался как площадка для независимых авторов и «гражданских» журналистов без гнета корпоративных норм, самоцензурных схем и всего того, что, как считается, характерно для российских СМИ. По заверениям главного редактора проекта Екатерины Смирновой, абсолютная часть аудитории ресурса находилась в интервале от 18 до 34 лет.

источник: rpcdn.ruposters.ru
На фото главный редактор Rus2Web Екатерина Смирнова

Перед проектом стояли задачи, которые, по заявлению Смирновой, были к началу 2017 года успешно выполнены, после чего материалы и штат сотрудников будет перераспределен в другие части холдинга «Радио Свобода». Похоже, закрытие Rus2Web не было сюрпризом для журналистов и планировалось давно, хотя и раньше, чем задумывалось.

Радийный трафик

Отношения с «Радио Свобода» у проекта были как у мачехи и пасынка. В течение года в Rus2Web, до ноября 2015 не имевшее даже собственного сайта, планомерно привлекались известные журналисты, накачивавшие ресурс авторскими материалами. Среди них были Олег Кашин, Станислав Белковский и другие известные авторы. В «Радио Свобода» причастность к проталкиванию Rus2Web на российский медийный рынок не афишировали, но причастность известного бренда времен советских диссидентов к запуску интернет-ресурса в России скрыть получилось не очень.

источник: rpcdn.ruposters.ru
Источники трафика Rus2Web. Данные SimilarWeb

Именитые авторы в основном использовались как источники трафика – размещая на своих личных страницах ссылки на себя самих в Rus2Web, они пытались создать вокруг проекта свою устойчивую аудиторию. На авторских ссылках на опубликованные колонки далеко сайт не уехал – людям все равно, где читать свежие тексты любимых журналистов и аналитиков, поэтому пользователи не оставались на сайте, предпочитая более известные ресурсы.

Всемогущий холдинг

Когда пользователи решили узнать, на кого зарегистрирован Rus2Web, они обнаружили прямую связь с базирующимся в Чехии Radio Free Europe / Radio Liberty. «Радио Свобода» особо информацию не опровергало, продолжая заботливо продвигать проект на своих ресурсах и на площадках «Настоящего времени» — еще одного дочернего сайта «Радио Свобода». В апреле 2016-го в проект еще верили.

источник: rpcdn.ruposters.ru
Данные о регистрации домена Rus2Web

Политика перепечатывания материалов на сайтах «Радио Свобода» оказалась неудачной. Сайту до августа 2016 года не удавалось преодолеть отметку в 300 тысяч пользователей, средняя длительность нахождения на сайте составляла всего 43 секунды, что может быть неплохим показателем для новостного сайта, но никак не удачей для проекта с упором на спецматериалы, авторские колонки и интервью. Rus2Web просто не читали.

«В онлайн-редакции как модели тоже можно найти свои минусы. И я не призываю всех переходить на такую форму работы <…> У нас не было интриг. У нас не было скандалов. У нас не было разборок и криков. Мы признавали свои ошибки, мы приносили друг другу извинения», — говорила Ольга Бешлей, заместитель главреда.

источник: rpcdn.ruposters.ru
рафик Rus2Web за последние полгода. До сентября 2016 аудитория составляла не более 300 тысяч пользователей

«Звезды и ресурсы» перераспределились не в пользу проекта. Rus2Web был аппендиксом, нелюбимым ребенком, которого стесняются собственные родители. Работая без рекламы и не имея возможности добиться виральности собственных материалов, сотрудники «Рустувеба» были обузой для холдинга, созданного на деньги американских налогоплательщиков.

«Почему-то модный ресурс» — так окрестила политолог Екатерина Шульман сайт Rus2Web. Журналисты издания до сих пор очень гордятся этим титулом, не замечая иронии во фразе.

Истинные заказчики

В апреле 2015 года американский Совет управляющих по вопросам вещания (BBG) разместил отчеты о заявках на будущий финансовый год, в которых фигурировал раздел, озаглавленный «Противодействие реваншистской России». На проект было решено потратить 15,6 миллиона долларов.

источник: rpcdn.ruposters.ru
Динамика актуальности темы «Rus2Web» в Google

В задачах стояло продвижение проевропейских интересов в социальных медиа среди русскоговорящей аудитории, для чего предлагалось создать «Footage to Footage» (изобличение телевизионной пропаганды) и «цифровой samizdat» — прообраз той самой площадки для независимых журналистов, которые должны были открыто писать о проблемах России.

Rus2Web четко следовал доктрине BBG, реализуя обозначенную идеологическую линию. Но проблема так и осталась нерешенной – аудитория осталась «тусовочной», подписчиков никогда и не нужно было переубеждать, все читатели уже были ангажированы, прорваться на полигоны к другим слоям российской аудитории не представлялось возможным – ниши уже были заняты другими ресурсами с иной повесткой.

Новая линия Вашингтона

Сегодня в американском правительстве превалирует иное мнение насчет таких необоснованных и на поверку оказывающихся неэффективными трат. С подачи Дональда Трампа американские власти собираются создать Комитет аудита международного финансирования, в рамках которого чиновники новой администрации будут проверять бюджетные траты на подобные проекты и, как обещал Трамп еще во время своей избирательной кампании, сокращать и экономить. Предупреждение о неэффективных тратах получили уже 60% зарубежных проектов американских фондов.

«Радио Свобода», которое выступило «маткой» целой россыпи политических проектов в интернете, готовится к серьезному сокращению финансирования. Под переориентацией на «новые трендовые форматы» скрывается банальная реорганизация бюджета холдинга – все готово к тому, чтобы быть замороженным или закрытым навсегда. Первыми сокращают самых неэффективных.
Добавил Stopor Stopor 7 Февраля 2017
проблема (4)
Комментарии участников:
X86
+5
X86, 7 Февраля 2017 , url
ждем когда рухнет оранжевый рупор пропаганды «свобода» или как оно там.
Nezloi
0
Nezloi, 9 Февраля 2017 , url
Ну ты же тоже не знаешь, что у тебя глисты… Но это не значит, что их не надо травить…
rusinvent
+1
rusinvent, 7 Февраля 2017 , url
Интернет-проект закрылся. Это нормально вообще-то.
1000nic
+2
1000nic, 7 Февраля 2017 , url
Показатель отказов — 89%!!!
Убиццо веником, это какой же отстойный должен быть сайт, чтобы 9 из 10 зашедших сразу с него уходили ни на что не кликнув)))


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать