Зачем Евросоюзу понадобилось тратить на российские НКО 6 млн евро и какие задачи перед ними ставятся.
По мере приближения к активной фазе президентской кампании 2018 года в России на внешнем контуре активизируются усилия западных «партнёров» по созданию предпосылок возможной дестабилизации обстановки внутри России, в том числе и в рамках эксплуатации правозащитной и «демократической» риторики. Как стало известно Лайфу, Европейская комиссия, являющаяся своеобразным правительством ЕС, подготовила комплексную инициативу по продвижению в России «прав человека, демократических институтов», включая и прямую юридическую поддержку «гражданских активистов».
Европейская комиссия готовится выделить порядка 6 миллионов евро (порядка 360 миллионов рублей) в рамках проекта «Европейские инструменты для развития демократии и прав человека», который будет реализовываться в России в 2017–2018 годах.
У заинтересованных организаций есть месяц на подачу заявок, причём подчёркивается, что на средства из бюджета Евросоюза могут претендовать не только некоммерческие организации из стран — членов ЕС, но и российские НКО, что, учитывая цели и задачи, которые они должны будут реализовывать в рамках программы Еврокомиссии, фактически делает всю систему своеобразным инкубатором по производству «иностранных агентов». В этом легко убедиться, проанализировав заложенные в программе цели, которых должны достигать выигравшие тендер ЕС российские и зарубежные НКО.
В рамках конкурса победившие НКО должны будут предоставить заявки на проекты, в которых должны быть представлены проекты, направленные, в частности, на «улучшение открытости и ответственности органов власти, поддержку демократических институтов и механизмов».
Казалось бы, благие пожелания и цели, однако способы их реализации не оставляют сомнений в том, что предполагается ведение слабо завуалированной политической деятельности. Так, в частности, предполагается мониторинг состояния гражданского общества в России и наблюдение за ситуацией с правами человека в пенитенциарной системе, вооружённых силах, зонах и территориях с ограниченным доступом, в правоохранительных органах и избирательной системе.
Последнее особенно интересно, так как вмешательство в деятельность избирательной системы является прямой угрозой стабильности политической системы в стране и никакое государство — на Западе в первую очередь — не потерпит такого рода политизированных «мониторингов».
Однако это ещё не всё: на деньги из бюджета ЕС предполагается также и юридическая защита гражданских, экономических и социальных прав россиян. Но самое интересное содержится в следующем пункте: оперирующие на деньги иностранных государств российские НКО, участвующие в этой программе ЕС, должны будут реализовывать проекты по «поддержке и развитию эффективных практик вовлечения гражданских активистов в демократический процесс и мониторинг состояния с правами человека в России».
То есть, по сути, перед нами неприкрытая программа по формированию в предвыборный период неформальных сетей, работающих на деньги иностранных доноров в рамках «демократической» повестки, которые, по мнению экспертов, будут использоваться несистемной оппозицией для дестабилизации общественно-политической обстановки в российских регионах.
Также подчёркивается, что в рамках программы «Европейских инструментов» участвовавшие и победившие в ней НКО будут бороться с «проявлениями нетерпимости» в России, а также юридически защищать «жертв насилия на почве ненависти», причём упор будет делаться на представителях всевозможных меньшинств, которые заведомо и априори объявлены жертвами российского общества и государства.
Третий блок направлен на непосредственную финансовую поддержку активистов в области продвижения демократии и прав человека, а также создание институтов, которые бы способствовали их росту в России, — проведение тренингов, содержание ресурсных центров и в общем всю ту активность, что создаёт предпосылки в государствах — объектах такого рода вмешательства к формированию неформальных мобилизационных сетей, которые удобно использовать в рамках стратегии децентрализованного протеста.
Особо подчёркивается, что заявки должны быть ориентированы на проведение публичных кампаний в защиту толерантности, прав человека, а также в поддержку гражданских активистов, которые этим занимаются. Также в списке приоритетов — работа в социальных сетях и распространение этого «месседжа» в русскоязычной аудитории с прицелом на молодёжь.
Суммы, которые чиновники Евросоюза собираются выделять на поддержку гражданского общества в России, довольно значимы: заявки на гранты должны быть по сумме не менее чем 200 тысяч евро и не более 650 тысяч евро, то есть от 12 до 40 миллионов рублей, что для многих российских НКО является колоссальным объёмом средств.
Политолог-международник Юрий Почта подчёркивает, что активизация поддержки российского «гражданского общества» со стороны зарубежных государственных структур связана с приближающимися выборами:
— Цель таких инструментов — это «мягкая сила», воздействие на наши выборы, критика выборов с позиции нелегитимности. Это попытка организации всевозможных протестов, естественно, под видом борьбы с нарушениями прав человека и демократических процедур. Всё, что делал тот же Сорос, всевозможные американские и европейские агентства мы видим за европейские деньги. Нас ждёт выборный год, и в этот период лучше всего лодку раскачивать. Наши «грантоеды» с удовольствием ждут этих денег, потому что от Америки пока прекратилось, теперь они ждут европейские деньги. Говоря о последствиях, ничего не будет, кроме шума лишнего и лишней суеты. Как-то повлиять на результаты выборов, конечно, они не смогут, а вот подгадить в информационном и имиджевом плане — вполне.
Политтехнолог, профессор ВШЗ Олег Матвейчев отмечает, что выделение средств по линии Евросоюза для влияния на внутриполитические процессы в России попахивает практиками времён холодной войны и само по себе довольно архаично, не учитывая изменившиеся условия в стране:
— В Украину в своё время вкачивалась гораздо более серьёзная сумма усилиями США. Клинтон похвасталась, что эта сумма составила аж 5 млрд долл. Поэтому на фоне таких трат европейские попытки совершить преобразования в России являются не стратегической инвестицией, но это всё-таки инвестиция. Поэтому, если эти деньги попадут на территорию России, мы можем быть довольны: они с радостью будут освоены некоторыми российскими НКО и, надеюсь, что с помощью финансовой налоговой службы государство получит причитающиеся налоги. Что касается самого акта выделения денег, то он попахивает практикой старых лет, практикой холодной войны, экспорта цветных революций на территорию России и, конечно, является элементом архаичного ведения дел… Это уже попытка вмешательства в дела суверенного государства, и караться она должна по всей строгости закона.