К трибуналу всё готово. СКР собрал доказательства преступлений киевских властей против мирного населения на востоке Украины
Следственный комитет России собрал доказательства преступлений киевских властей против мирного населения на востоке Украины
источник: content.izvestia.ru
С самого начала вооруженного конфликта на Украине Следственный комитет России возбуждает уголовные дела по факту обстрелов и бомбежек мирного населения и преступных приказов украинского командования. Какова судебная перспектива дел о геноциде русскоязычного населения Донбасса, будут ли они квалифицированы как военные преступления, что может грозить фигурантам возбужденных СК РФ дел Олегу Ляшко, Игорю Коломойскому, Арсену Авакову, Валентину Наливайченко, Валерию Гелетей, Виктору Муженко, Степану Полторак, командирам воинских подразделений, участникам нападений на российское посольство в Киеве, «Известия» выяснили в самом СК России.
– Следственный комитет расследует такие преступления, руководствуясь как нормами международного права, так и российского законодательства, позволяющего привлекать к уголовной ответственности иностранных граждан, совершивших преступления за пределами нашей страны, в случае, если они не понесли за это наказание, – заявила «Известиям» официальный представитель ведомства Светлана Петренко. – Причем такие преступления не имеют срока давности. И наши следователи примут все возможные меры, чтобы рано или поздно как исполнители этих преступлений против мирного населения, так и те, кто отдавал приказы, понесли заслуженное наказание.
Материалы, собранные в управлении по расследованию преступлений, связанных с применением запрещенных средств и методов ведения войны, могут быть в дальнейшем направлены в международные суды либо специально созданный трибунал. Перспективы такого суда сегодня вряд ли возможно оценить, но, как считают в СКР, их задача – собрать достаточную доказательную базу, чем следователи и занимаются все это время, допрашивая при любой возможности свидетелей и участников событий, и изучая все поступающие материалы.
Расследование основного дела о совершении тяжких и особо тяжких преступлений представителями высшего политического и военного руководства Украины на территории самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик продолжается. Кроме того, расследуется ряд уголовных дел, не соединенных в одно производство (нападение на посольство, похищение российских военнослужащих в Крыму и другие). В ходе следствия получены неопровержимые доказательства совершения многочисленных преступлений против мира и безопасности человечества.
В рамках расследования Следственный комитет направил в компетентные органы Украины более 30 запросов о правовой помощи в связи с событиями на юго-востоке страны. Однако украинская сторона отказывается сотрудничать с правоохранительными органами РФ, ссылаясь на то, что исполнение этих запросов может нарушить суверенитет Украинской Республики.
При этом СК России исполняет запросы, поступающие из компетентных органов Украины, в том числе связанные с вооруженным конфликтом в Донбассе. Украинскую сторону интересует происхождение оружия, которое пытаются приписать российским воинским частям, местонахождение граждан России, которые по данным украинских следователей принимают участие в боевых действиях в ДНР и ЛНР, где и как лечили раненых украинских солдат в России.
В качестве свидетелей и потерпевших по уголовному делу допрошено 130 тысяч человек, проведено более 200 сложных судебных экспертиз. Около 20 тысяч граждан признаны потерпевшими.
«Собранные доказательства свидетельствуют о массовых нарушениях прав и свобод человека и продолжающейся на протяжении длительного времени на территории юго-востока Украины гуманитарной катастрофе, вызванной преступными действиями украинской военщины», – считают в СКР.
Все эти дела можно разбить на подразделы, которые показывают и масштаб трагедии и проделанную следствием работу.
Два миллиона беженцев
По данным на 2 февраля 2017 года, количество находящихся в России украинских беженцев – 2302448. Из них с Юго-Востока Украины – 1039977.
На лечение в Россию приехали 1361 несовершеннолетних. Некоторых из них поддерживают и сотрудники СКР. Так, фактически каждый день к оставшемуся без ног и руки 11-летнему Ване Воронову приходят гости и учителя из кадетского корпуса при Следственном комитете.
Массовые акции протеста и уличные беспорядки в 2013-2014 гг. в Киеве были организованы украинской оппозицией, в частности, партиями «Батькивщина», «Народный фронт», «Свобода» при значительной финансовой поддержке со стороны США и других стран НАТО, а также украинских олигархов (Коломойский и другие). Движущей силой майдана выступили украинские националистические формирования, в частности, организация «Правый сектор», представители которых принимали активное участие в вооруженных столкновениях с правоохранительными органами.
Непосредственные свидетели майдана дали показания о наличии у радикалов оружия и их возможной причастности к убийству как сотрудников правоохранительных органов, так и участников самого майдана с целью дальнейших политических провокаций. За участие в акциях протеста радикалам выплачивались денежные средства в размере $100-500 в день – в зависимости от их роли. На майдане присутствовали иностранные граждане, разговаривавшие на английском языке, которые были замечены в передаче денежных средств активистам. Для участников майдана было организовано бесплатное питание.
Материальные доказательства
Свидетели передали российским следователям множество фрагментов оружия и осколков боеприпасов, которые приобщены к материалам дела. Согласно результатам комплексных взрывотехнических судебных экспертиз, там есть фрагменты и части снарядов тяжелого вооружения неизбирательного действия, в том числе от реактивных систем залпового огня «Град», «Ураган», а также тактического ракетного комплекса «Точка У».
Химическая экспертиза образцов почвы, которые передали беженцы с Украины, показала, что в ней содержатся продукты сгорания зажигательной смеси Н-17, которой снаряжают мины и авиабомбы. Эти боеприпасы украинская армия применяла против мирного населения.
В частности, в ходе расследования уголовного дела собраны достаточные доказательства, дающие основания для предъявления обвинения Виктору Юшко, командиру 1-го гаубичного артиллерийского дивизиона 44 отдельной артиллерийской бригады вооруженных сил Украины. Он с командиром бригады полковником Лисовым и другими военнослужащими в нарушение протокола о прекращении применения оружия на юго-востоке Украины прицельно обстрелял из тяжелых видов вооружения объекты гражданской инфраструктуры в Горловке. В том числе жилые дома на улицах Планерная и Озеряновская. Погибли три человека, среди них была 11-летняя Катя Мочалова.
По данным ОБСЕ, в период с 6 мая 2014 года по 27 января 2017 года совершено 4176 обстрелов из тяжелых видов вооружений в сторону ЛНР\ДНР. Количество погибших и раненых по приблизительным данным ООН без разделения на стороны и по состоянию на 30 сентября 2016 года – 9574 убитых, 22231 раненый. По данным ЛНР/ДНР, среди погибших – 116 несовершеннолетних.
Наемники переквалифицировались в ландшафтных дизайнеров
Открытым остается вопрос об участии иностранных наемников в конфликте.
– Официальных сведений об участии в военных действиях граждан других стран у нас нет. Следовательно, запросы о правовой помощи направляются только на Украину, – рассказали «Известиям» в СКР. – Украинская сторона нам не отвечает.
Расследование уголовных дел в отношении граждан России, участвующих в качестве наемников в вооруженном конфликте на территории юго-востока Украины, продолжается. В том числе, по делам в отношении Артема Широбокова и Романа Железнова, которые обвиняются в наемничестве и участии в вооруженном конфликте в составе полка «Азов», Дмитрия Федотова, наемника из батальона «Айдар». Они прибыли на территорию Украины в период с февраля по июль 2014 года. При этом неоднократно судимый Железнов по кличке Зухель скрывался от очередного уголовного преследования.
В период деэскалации конфликта в 2015 году российские наемники пытались приобрести ранее обещанное им украинское гражданство, проводя митинги у здания администрации президента Украины. А также получить вид на жительство и найти работу в Киеве. Но в итоге остались ни с чем и теперь находятся на территории Украины нелегально.
В СК сообщили, что некоторые из них работают дворниками, мойщиками автомобилей или чернорабочими на кладбище. При этом немногочисленным знакомым, оставшимся в России, они рассказывают, что успешно устроились на Украине и работают ландшафтными дизайнерами, политологами либо хорошо оплачиваемыми рабочими.
Вербовщик из Зеленограда
Еще один из наемников, воевавших на Украине – гражданин России Александр Разумов. В апреле 2014 года он находился в Киеве и добровольно вступил в состав «Правого сектора» (запрещен в России). Разумов прибыл на территорию военной базы ВСУ «Десна», где прошел первоначальную боевую и идеологическую подготовку. А вернувшись в Россию в августе 2014 года, занялся вербовкой среди своих знакомых в Зеленограде. Разумов предлагал им участвовать в боевых действиях в составе «Правого сектора».
На основании вердикта присяжных заседателей Александр Разумов признан виновным и приговорен к семи годам лишения свободы.
– Не секрет, что в период конфликта с территории РФ на Украину выехало некоторое количество граждан РФ, поддерживающих радикальные группировки – «Правый сектор», УПА (Украинская повстанческая армия и другие, – рассказала Светлана Петренко. – Эти граждане в последующем вступили в ряды добровольческих националистических украинских батальонов «Айдар», «Азов», «Торнадо». Известно, что не все из них принимали участие в боевых действиях на территории Украины, они не совершали тяжких преступлений против мира и человечества, но при этом оказались брошены нынешней украинской властью. Им отказано в гражданстве, получении украинского паспорта. Но эти люди боятся вернуться домой, опасаясь уголовного преследования в России. В каждом конкретном случае проводится проверка. И если объективных данных о совершении преступлений нет, то человек не может быть привлечен к уголовной ответственности, бояться ему нечего.
Тайная тюрьма для похищенных
Среди собранного массива данных есть и дела тех, кто похищал граждан России для обмена на пленных. Так, из уголовного дела следует, что «с момента начала боевых действий на территории юго-востока Украины, то есть с апреля 2014 года, лица из числа руководства Службы безопасности Украины (СБУ), используя свои властные и распорядительные полномочия, действуя умышленно, создали преступное сообщество с целью похищения граждан России и дальнейшей торговли людьми.
Вот лишь один из эпизодов. 18 июня 2014 гражданин России Владимир Безобразов, находившийся в Одесской области, по надуманному основанию (якобы вербовал людей на сторону ЛНР для оказания вооруженного сопротивления ВСУ) привлечен к уголовной ответственности. Под давлением он дал признательные показания и заключил сделку со следствием.
Суд назначил ему условную мера наказания и освободил, но Безобразов снова был похищен представителями СБУ с целью последующего обмена. До августа 2016 года он незаконно находился в изоляторе временного содержания Харьковского управления СБУ. Обвинения ему не предъявляли, следственные действия не проводили, причину его задержания кто-либо пояснять отказывался. Затем Безобразова с двумя другими задержанными вывезли в неизвестное им место и отпустили только в декабре в районе Ново-Луганска. Там Безобразов и его товарищи по несчастью перешли на территорию ДНР и вернулись в Россию.
Следователи на основе полученных показаний полагают, что на территории Харькова расположена одна из так называемых тайных тюрем СБУ, где содержатся похищенные граждане Украины и России.
Заочно предъявлено обвинение двум гражданам Украины – Роману Ткаченко и Сергею Павленко, проходившим службу в вооруженных силах Украины. По версии следствия, они причастны к похищению российских военнослужащих Александра Баранова и Максима Одинцова. Установлено, что в 2016 году Ткаченко и Павленко вступили в сговор с представителями силовых структур Украины, чтобы похитить военнослужащих России.
Они должны были найти бывших слушателей военного вуза, не успевших получить документы о высшем образовании и убедить их прибыть на территорию Украины. В социальных сетях Павленко и Ткаченко вступили в переписку с военнослужащими РФ, сообщив, что могут помочь с получением подлинников документов об образовании и убедили пересечь границу Украины, аргументируя это тем, что передать документы смогут только на своей территории. После того как Баранов и Одинцов оказались на украинской территории, представители силовых структур Украины сразу же захватили их и до сих пор удерживают в СИЗО.
Ущерб на 112 миллионов евро
В Европейский суд по правам человека направлено 2869 исковых заявлений жителей Донбасса, являющихся гражданами Украины. 2169 жалоб приняты к производству. Общая сумма заявленных требований о причиненном ущербе составляет более 112 млн. евро.
В соответствии с «Конвенцией о защите прав человека и основных свобод» право подачи индивидуальных жалоб в ЕСПЧ предоставлено только лицам, непосредственно являющимся жертвами нарушения ее положений. Либо их законным представителям. Поэтому СК России не может участвовать в этом процессе. По некоторым данным, рассмотрение всех жалоб из зоны конфликта сейчас приостановлено.
А почему СКР («России», то есть) собирает какие-либо доказательства о правистельстве и силовых структурах других стран, если «настамнет»? А потом с пеной у рта вопит что-то о Российском суверинетете и чтобы никто не лез к *нам* с расследованиями и доказательствами?