Россия выигрывает у Ближнего Востока сражение за нефтяной рынок Азии
Объем поставок нефти из России в Азию постепенно растет. РФ начинает вытеснять оттуда традиционных ближневосточных поставщиков сырья. К такому выводу пришли в своей статье журналисты агентства Reuters.
В первую очередь Россия наращивает экспорт нефти в Китай, который занимает второе место в мире по потреблению этого вида сырья. В 2016 году, подсчитали эксперты Reuters, РФ опередила Саудовскую Аравию по сумме поставок «черного золота» в КНР. По статистике таможенного управления Китая, за 11 месяцев прошлого года россияне и саудиты экспортировали в Поднебесную почти одинаковое количество нефти — 47,44 против 47,43 млн тонн. Однако по сравнению с тем же периодом 2015-го объем поставок из РФ вырос на 26,1%, а из Саудовской Аравии — лишь на 2,9%.
В 2017 году, утверждают журналисты информагентства, эта тенденция получила продолжение. Причина в том, что российские нефтяные компании наращивают поставки независимым китайским НПЗ. Например, Reuters стало известно, что завод Shandong Wonfull Petrochemical Group уже купил около 2 млн баррелей российской легкой сибирской нефти с поставками в феврале и мае. Еще одна частная нефтеперерабатывающая компания из Шаньдуна — Tianhong Chemical — приняла партию сырья из РФ в январе.
Но не Китаем единым сыт российский экспортер нефти. В конце прошлой недели лидер нефтепереработки Южной Кореи SK Energy объявил, что заключил первый за десятилетие контракт на поставку сырья из РФ. Южнокорейская компания приобрела 1 млн баррелей сырой нефти у ЛУКОЙЛа. Поставка ожидается в конце марта — начале апреля 2017 года.
В пресс-службе SK Energy пояснили, что переориентация на импорт нефти из России связана со снижением возможностей традиционных ближневосточных поставщиков. Ведь страны ОПЕК серьезно уменьшили добычу в рамках венских соглашений.
Мы пойдем морским путем!
В заключение аналитики Reuters приводят статистику главных морских ворот на Дальнем Востоке России. Три из них входят в топ-10 крупнейших российских нефтеналивных портов.
Одним из основных считается порт Восточный в заливе Находка. В общероссийском рейтинге нефтеналивных морских терминалов он занимает четвертое место по грузообороту. За 2016 год Восточный перевалил 32,7 млн тонн наливных грузов, что на 4% больше, чем за 2015-й. А в январе оборот порта составил 2,77 млн тонн, или +0,1% к январю 2016-го. То есть сбавлять набранный темп Восточный не собирается.
Не отстает от него и портово-производственный комплекс «Пригородное» на юге Сахалина, где отгружают нефть и газ, добытые в рамках проекта «Сахалин-2» («Газпром» — 50% плюс одна акция, англо-голландская Shell — 27,5% минус одна, японские Mitsui — 12,5% и Mitsubishi — 10%). В Пригородном за прошлый год объемы перевалки нефти выросли на 2,4% к 2015-му — до 16,4 млн тонн. А в январе 2017-го прирост в годовом соотношении составил 11%.
Наконец, порт Де-Кастри в Хабаровском крае — нефтяной терминал проекта «Сахалин-1» («Роснефть» — 20%, американская ExxonMobil — 30%, японская Sodeco — 30%, индийская ONGC — 20%) в прошлом году увеличил отгрузку нефти на 10% до 11,3 млн тонн. А в прошлом месяце — перевалил 950 тыс тонн нефти — плюс 0,3% к уровню января 2016-го. :///