Мордовский «халифат»: в школу в хиджабе и с автоматом. Что стоит за «платочным скандалом», который произошел в российской глубинке - селе Белозерье

отметили
22
человека
в архиве

Этот религиозный скандал, случившийся в начале года, обсуждала вся страна. Рамзан Кадыров поспорил с министром образования России Ольгой Васильевой о праве мусульманок носить платки в школах. А тему-то для жаркого диспута подкинуло Белозерье — татарское село в Мордовии, в 20 километрах от Саранска. Мы поехали туда, чтобы понять: что стоит за «платочным бунтом»?

— … Нет, ну вот зачем они это сделали? — переживает глава Белозерья Рясим Салихов. — На всю Россию снова прогремели. Сами ведь могли договориться! А тут этот сор из избы потащили…

В Белозерье под Новый год 11 учительниц вдруг заявили, что отказываются выполнять приказ нового директора школы. Приказ запрещал ношение религиозных одежд в школе. «Платочный бунт» вскоре перекочевал на исламистские сайты. Там запрет трактовался уже как наезд на веру. И тема вышла на федеральный уровень.

УРОК В БЕЛЫХ ПЛАТКАХ

…Что вы въехали в богатое татарское село, можно понять по домам — иные и с рублевскими дворцами сравнить не стыдно.

источник: s16.stc.all.kpcdn.net

Дома в Белозерье можно спутать с рублевскими дворцами.Фото: Алексей ОВЧИННИКОВtrue_kpru

 

Белозерская школа, из-за которой и разгорелся весь этот сыр-бор с платками, встречает надписью «Рехим итегез!» («Добро пожаловать!») .

источник: s14.stc.all.kpcdn.net

Крыльцо скандальной школы с надписью на двух языках.Фото: Алексей ОВЧИННИКОВtrue_kpru

 

В кабинетах несколько учительниц и правда ведут уроки в белых платках. Такие же головные уборы и на ученицах.

— А как же приказ? — спрашиваем у преподавателя биологии Алии Аберхаевой. Она — одна из тех 11 педагогов, отказавшихся снимать платок.

— Ждем, что будет, — пожимает она плечами. — Но это наша традиция.

— Не было такой традиции! — категорична директор школы Вера Липатова. — Я с 1985 года здесь работаю и никогда такого у мордовских татар не было! Хиджабов арабских вообще до 90-х годов не знали, пока молодежь не стала возвращаться из Саудовской Аравии и Катара, где получили своеобразное духовное образование.

источник: s9.stc.all.kpcdn.net

Ученица белозерской школы разговаривает по телефону.Фото: Алексей ОВЧИННИКОВtrue_kpru

СТАРШЕКЛАССНИКИ? НА НАМАЗЕ

И директор рассказывает о вспыхнувшей моде на хиджабы, когда женщины Белозерья вдруг стали ходить укутанными с ног до головы, словно и не Мордовия это, а Эр-Рияд. В 2014 году появилось постановление мордовского правительства: подобный стиль в государственных школах неприемлем! На встрече чиновников с жителями Белозерья договорились: хиджабов в школе не будет, учительницы и ученицы (с 1-го по 5-й класс) ходят с непокрытыми головами. Не надевают платок и когда переходят в старшие классы. Но «договор» обошли и девочки пришли в школу в хиджабах — не канонических, но очень похожих. Волосы закрывает белый платок, шею — высокий воротник водолазки.

— Мы им предлагали в качестве переходного варианта носить традиционные татарские платки, не несущие религиозной нагрузки, а они ни в какую… — говорит директор школы.

— А где старшеклассники? — обращаю я внимание.

— Пятница же! Мальчики сегодня пойдут на намаз… — отвечают в школе.

источник: s12.stc.all.kpcdn.net

Еще одна особенность этого необычного села — повышенная тяга его обитателей к предпринимательству. Отсюда и богатые дома, и деньги на 8 мечетей.Фото: Алексей ОВЧИННИКОВtrue_kpru

«ГДЕ ВЫ ТЕРРОРИСТОВ ВИДИТЕ?»

Почти все 3 тысячи белозерцев — татары, и по пятницам здесь никто не работает. Алкоголь вовсе не продают.

— Всем селом на мечеть скидывались! — глава религиозного общества «Джума» Наиль Хабибуллов гордо ведет по винтовой лестнице на минарет Соборной мечети Белозерья. Откуда открывается вид на село и остальные его 7 (!) мечетей. Звучит приглашение к намазу, мы спускаемся и снимаем обувь. У большинства мужчин в зале — окладистые бороды. Все опускаются на ковер, а после молитвы слушают проповедь имама. О власти, данной Богом, умягчении злых сердец, смирении...

— Мир у нас, где вы тут террористов видите? — встречает нас имам Наиль Кадеев сразу после службы. Он убеждает, что платок — обязанность мусульманки, что девочки и учителя имеют право ходить в них в светское учреждение.

«ДА НЕ С ГОЛОВНЫМИ УБОРАМИ МЫ БОРЕМСЯ!»

— Дело-то не в платках, — вздыхает министр культуры и нацполитики Мордовии Анатолий Чушкин. — Это подражание чуждой культуре. Через эти платки татарам Мордовии навязывается привычка ставить нормы шариата выше законов России. Мы активно проводим «круглые столы» с активом, имамами. И ситуация меняется, хотя иногда не так быстро, как хотелось бы. Российские муфтии развенчивали связь платка с исламом, что в исламе нет жесткого требования носить платок. Но в Белозерье к этому не прислушались. Мы им говорили: стройте свое медресе и ходите там в чем хотите. Не с платками мы боремся, а вот с этим.

И министр показывает фото из соцсетей: одетая по шахидской моде девушка, у которой видны только глаза, позирует с муляжом калашникова на фоне школьной доски. Снимок из Белозерья...

РАДИКАЛЫ С СОСЕДНЕЙ УЛИЦЫ

Давая характеристики селу, мордовские чиновники обычно подбирают слова:

— Оно у нас… Не совсем обычное….

И правда, в селе власть долго бездействовала. Белозерье еще с советских времен стремилось жить закрытым анклавом, и чиновники старались не вмешиваться. Закрывали глаза на незаконные врезки в газопровод, на захваты земель, на кражи.

А вскоре о нем стала узнавать и страна. В 1999-м белозерец Равиль Ахмяров, принявший идеи ваххабизма, участвовал в подрыве дома на Каширском шоссе в Москве. В 2011-м Фаиль Невлютов с тремя единоверцами готовил подрыв «Сапсана». В 2015-м осудили Равиля Абдуллова, отославшего воюющему в Сирии племяннику 1335 долларов на покупку автомата. По данным силовиков, сейчас за ИГИЛ* в иракских сирийских пустынях воюют более 20 жителей этого татарского села. За что Белозерье давно называют мордовским халифатом.

При этом в республике немало других татарских сел. Но такой «славы» за ними нет. Почему?

источник: s10.stc.all.kpcdn.net

Белозерцы Айрат, Раиль и Фаиль Янгличевы уже несколько лет воюют за ИГИЛ (запрещена в РФ) в Сирии. Всего же к радикальным террористам примкнуло более 20 выходцев из этого села.

ВИРУС ВАХХАБИЗМА

«Ваххабитская» страница села началась в середине 90-х. Здесь появился Олег Марушкин — русский из Астрахани, принявший ислам радикального толка и ставший Абузаром. Приехал с единомышленниками… И началось: молитесь не так, истинный ислам — в Катаре, а вы вообще не мусульмане… Абузар-Марушкин отличался даром убеждения. И вскоре в селе было уже несколько семей, разделяющих его взгляды…

Власть опомнилась, когда в Москве зазвучали взрывы. И Абузара с «единоверцами» вынудили уехать. Тот вроде бы осел где-то в Бельгии. И не исключено, что в терактах, прогремевших в Европе за последнее время, есть и его старания.

Но зерна, посеянные Абузаром-Марушкиным, продолжают прорастать. Каждый пятый житель села считает правильным тот ислам, что исповедуют в арабских странах.

источник: s13.stc.all.kpcdn.net

Парковка у местной красавицы-мечети.Фото: Алексей ОВЧИННИКОВtrue_kpru

«ЛУНА В САУДОВСКОЙ АРАВИИ НЕ ВЗОШЛА»

Все это раздражает и самих татар.

— Из-за них вся Россия думает, что все мы чуть ли не террористы, — кипятятся мои приятели-татары Фарид и Касим. — Но это не так! У нас терпение от этих «бармалеев» лопается! Они же и в другие татарские деревни со своим сектантством лезут. Знаешь, что в Лямбире (райцентр в Мордовии. — Авт.) случилось?

И друзья наперебой рассказывают, как татары Лямбиря однажды пришли на праздничную молитву к мечети, но та оказалась закрытой. «Нет сегодня праздника», — растолковал им имам. «Как нет?» — растерялись татары. «А так! — парировал тот. — Звонили из Саудовской Аравии, сказали, что луна еще не взошла как надо, завтра приходите». Возмущенные лямбирцы потребовали нового имама.

А Фарид с Касимом с тревогой перечисляют недавние конфликты с участием «бармалеев». Татары села Черемишево, узнав о том, что имам учился не в России, на сходе постановили — не пущать. Так тот с подмогой на разборки приехал. Поорали — разошлись. В селе Аксеново на похоронах тоже чуть до драки не дошло между родней: те, кто не скрывал, что живут по арабскому стилю, приехали раньше и успели похоронить деда до приезда остальных. Без обелиска и молитв на кладбище. В другом селе уничтожили изображения покойников и даты их жизни на кладбище, часть плит поразбивали: все в точности, как у боевиков из ИГИЛ.

источник: s14.stc.all.kpcdn.net

Несмотря на договоренности, и учительница (справа), и ученицы по-прежнему ходят в платках в школе.Фото: Алексей ОВЧИННИКОВtrue_kpru

МНОГИХ ВЫГНАЛИ

Еще одна особенность Белозерья — повышенная тяга его обитателей к предпринимательству. Отсюда и богатые дома, и деньги на 8 мечетей. Мы сидим на заводике Наиля Усмановича Базеева, а за стеной пакуют в коробки жареные семечки. Их с азартом щелкает даже заграница.

источник: s13.stc.all.kpcdn.net

Наиль Базеев с коробкой своих фирменных семечек.Фото: Алексей ОВЧИННИКОВtrue_kpru

Подают чай и нарезают махан — конскую колбасу. Мужики обсуждают шум вокруг села. Их не радует дурная слава их малой родины. И уверяют, что далеко не все в селе такие, о которых потом пишут в газетах.

— Здесь в основном работяги. А что до этих, так не зря же говорят про паршивую овцу, которая все стадо портит, — доказывают они.

Я напоминаю, что многовато таких овец в отдельно взятом селе.

— Многих выгнали давно, — обижаются мужики. — А тот, что последний в ИГИЛ уехал, — наркоман!

— А вот и начальник колбасного цеха! — приветствуют они Мухаряма Янгличева, у которого на окраине Белозерья — цех про производству халяльной колбасы. Тот тоже с подарками. Среди них — батон «Крымской».

— Потому что Крым — наш! Все правильно сделали! — отвечают они и ошарашивают: — А адмиралу Касатонову, который спас от бандеровцев наш Черноморский флот, памятник нужно ставить!

источник: s12.stc.all.kpcdn.net

«Крымская» колбаса. Потому что Крым — наш.Фото: Алексей ОВЧИННИКОВtrue_kpru

Таких патриотов России и среди русских сыщешь не всегда.

— Но ведь кто-то мутит все это в интернете? — глава Белозерья РясимСалихов вспоминает последний скандал: будто ехала татарка в саранской маршрутке, а четыре пьяных русских обзывали ее шахидкой. Исламистские сайты растиражировали историю. Правда выяснилась быстро: маршрутка с хамами была. Но хамили они всем пассажирам «Газели». Водитель, к слову, татарин, не подтвердил, что в адрес его соплеменницы неслись оскорбления.

источник: s11.stc.all.kpcdn.net

Каждый пятый житель села считает правильным тот ислам, что исповедуют в арабских странах.Фото: Алексей ОВЧИННИКОВtrue_kpru

ОФИЦИАЛЬНО

«Вовремя не увидели заразы»

Причины интереса татар к шариату в Мордовии объясняют так.

— Татары Мордовии и впрямь обеспокоены, — признает министр культуры и нацполитики республики Анатолий Чушкин. — Подавляющее большинство из них адекватны и придерживаются традиций предков. Это боль татарской интеллигенции и наша общая боль, что мы многие десятилетия позволяли проникать на территорию России чуждым религиозным идеологиям. Мы вовремя не увидели пришедшей заразы.

— Наша страна вовремя не смогла создать альтернативу для желающих получить традиционное исламское образование, — вторит ему директор НИИ гуманитарных наук при правительстве Мордовии профессор Валерий Юрченков. — И вот молодые возвращались из Саудовской Аравии и старикам говорили: не так молитесь, не по шариату. И были правы — наши татары веками жили по адату — исламу, который адаптировался к нашим устоям. Потому здесь не было хиджабов, а был татарский костюм с мусульманскими элементами. Но эти ребята привезли традиции арабов. А вместе с одеждой сюда приходит идеология, ваххабизм. Суть не в платках, а в нарушении традиций, существующих в Поволжье сотни лет. Возникла группа, которая ездит по татарским селам и настраивает людей.

источник: s11.stc.all.kpcdn.net

Во время молитвы в мечети Белохзерья.Фото: Алексей ОВЧИННИКОВtrue_kpru

— К духовенству у нас тоже есть вопросы, — добавляет завотделом по работе с общественными объединениями управления по внутренней политике администрации главы Мордовии Николай Салтаев. — Имамы обвиняют власти во вмешательстве в духовные дела, но какое право они имеют вмешиваться в дела школы? А если завтра еврейский мальчик в кипе придет, а буддист — босиком?

ДРУГОЙ ВЗГЛЯД

Душат «экономически успешное село»?

В ромодановской райадминистрации, к которой относится село, обратили внимание: «платочный» шум начинается, когда кто-то из белозерцев попадается на неуплате налогов или иных бизнес-нарушениях.

— Любого, кто попал в поле зрения правоохранительных органов, пытаются представить борцом за ислам, пострадавшим за веру, — говорят в администрации главы Мордовии. — Хотя это попытки навести порядок в Белозерье. Там сложилась ваххабитская секта, опирающаяся на теневой бизнес. И каждый раз, когда власти пытаются нормализовать отношения, появляются такие скандалы. В последнее время сторонники платков активно продвигают мысль, что это — попытка придушить «экономически успешное село». В котором в отличие от мордовских и русских сел не пьют, не курят и ведут высокоморальный образ жизни.

Но эти доводы рушатся языком цифр: из 52 заводиков и магазинов в «экономически успешном селе» зарегистрировано всего 19 производственных объектов. А в прошлом году Белозерье получило всего 882 тысячи рублей собственных доходов. В то время как одна школа, где бьются за платочки, обходится государству в 17,36 миллиона в год.

Соседние села — тоже не лыком шиты. Русская деревня Пятина, например, собрала за год столько же налогов, сколько и Белозерье, имея в 5 раз меньше жителей. То ли более работящие, то ли более честные...

И относительно высокоморальности есть сомнения. По данным мордовского СПИД-центра, в Белозерье зафиксировано 29 ВИЧ-инфицированных! Показатель по этому заболеванию — в 5,5 раза выше, чем по республике в среднем! «Заражение мужчин связано с инъекционным употреблением наркотиков», — читаю в медсправке.

… Я уже покидал Мордовию, когда Белозерье вновь прогремело: за попытку подкупа начальника ГИБДД одного из районов республики силовики задержали четверых жителей села. С пистолетом и гранатой. Еще недавно один из них призывал сохранить ради веры платки на девочках. Поддержать его в суде явились обе его жены...

*запрещённая в РФ экстремистская организация

Добавил suare suare 2 Марта 2017
проблема (1)
Комментарии участников:
RussiaRulit
-1
RussiaRulit, 2 Марта 2017 , url

Много букафф… Скажу так — запрет платков — это вредно и нарушает права.

Это западный путь, не наш....

suare
+3
suare, 2 Марта 2017 , url

Верховный суд России признал законным запрет на ношение хиджабов в школе — 11 Февраля 2015

Верховный суд России признал законным запрет демонстрировать религиозную атрибутику и носить платки в школах, отклонив жалобы семи родителей из Мордовии.

С жалобой Верховный суд обратились семь жителей Мордовии. Они требовали признать частично незаконным постановление правительство республики, которое в мае 2014 года запретило посещать школы в головных уборах и демонстрировать религиозную атрибутику.

Все заявители рассказывали, что хоть это правило было введено властями для того, чтобы не допустить религиозную дискриминацию, на практике же получилось ровно наоборот. Их дочерей стали унижать в школах, срывать хиджабы и не пускать на уроки. Некоторым из них пришлось перейти на домашнее образование, а некоторым – перейти в другие школы.

Осенью прошлого года все заявители обратились в Верховный суд Мордовии, где попросили отменить спорное постановление, но получили отказ. После этого они подали жалобу в Верховный суд страны.

На заседание Верховного суда почти все заявители приехали лично, их интересы также представляли четыре профессиональных адвоката. Защитники утверждали, что правительство республики Мордовия не имело право выносить такое постановление, так как оно ограничивает конституционные права граждан на свободу вероисповедания и получение образования.

Заявители напомнили, что в Мордовии существует более 60 традиционных татарских сел, которые очень болезненно восприняли введение этого запрета. «Этот платок – это наше наследие, наша многовековая культура», – настаивал в суде заявителей Кямиль Бадретдинов, отец трех дочерей.

«В 2003 году Верховный суд же разрешил женщинам-мусульманкам фотографироваться на паспорт в платках», – настаивали адвокаты.

Против удовлетворения жалобы выступала представитель правительства Мордовии. Она отмечала, что Россия – это светское государство. А запрет на ношение платков в школах связан с тем, что не все дети адекватно относятся к проявлению религиозности у других и он призван создать безопасные условия для воспитания всех детей.

Юрист убеждала коллегию судей, что правительство имело право вынести такое постановление, а решение ВС Мордовии было правильным. «Норма установлена для всех, вне зависимости от их веры» – представитель утверждала, что никакой дискриминации прав в действительности нет.

Полтора года назад, в июле 2013 года, Верховный суд уже рассматривал аналогичную жалобу на запрет носить платки в Ставропольском крае. Тогда жалоба заявителей была отклонена.

asterfisch
+4
asterfisch, 2 Марта 2017 , url

У Поволжских татар такого не было, — чтобы женщины как на Ближнем Востоке закрывались с ног до головы.


источник: posredi.ru

RussiaRulit
+1
RussiaRulit, 2 Марта 2017 , url

А это не имеет значения, была такая традиция или нет. Кто то по своим соображениям решает носить платок… И что?  И если этому кому то запрещают носить платок (интересно на каком основании), то что это, как не нарушение прав? На ЕС просьба не ссылаться....

asterfisch
+1
asterfisch, 3 Марта 2017 , url

Думаю, не в этом дело. Это внешнее. За столетия Ислам народов России (особенно среди татар) адаптировался к национальным традициям многонациональной страны и её истории. Отсутсвие собственного духовного образования (медресе) привело к тому, что в республики стал попдать Ислам из Саудовской Аравии и Катара, государств спонсоров радикальных фунадменталистов. Такую проблему давно признали в руководстве Татарстана. Последние годы стали активнее уделять внимание организации религиозного образования в самой республике. Не зря ведь из Мордовии едут в «ИГ».

reik
+1
reik, 2 Марта 2017 , url

С этого все начиналось во Франции!

v8
+1
v8, 2 Марта 2017 , url

Еще одна особенность этого необычного села — повышенная тяга его обитателей к предпринимательству. Отсюда и богатые дома, и деньги на 8 мечетей.

 где то я видел по ТВ, так там есть какой то мусульманский банк, как то так называется и он не даёт деньги в кредит, а входит в долю. тем самым не душит бизнес и потом имеет прибыль.



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать