Протоиерей Всеволод Чаплин предлагает свой взгляд на причины столь раздражённой реакции части общества на слова экс-прокурора Крыма.
Похоже, некоторая часть нашей «продвинутой» публики живёт на другой планете. Или в пресловутой внутренней эмиграции. Или в эмиграции настоящей, но не до конца осознанной — просто, давно находясь на Западе, эти люди постоянно участвуют во внутрироссийской дискуссии, словно оправдывая своё решение покинуть «несчастную страну», в которой всё всегда было плохо и всегда будет ещё хуже. Вся эта публика привыкла смотреть и слушать специфические каналы, читать сайты для «правильных» людей и банить в соцсетях «неправильных».
Однако вдруг она получила повод удивиться: что за странные вести иногда приходят через поисковики? Замироточил монумент императору Николаю II в Крыму. У здания прокуратуры. И сообщила об этом Наталья Поклонская в эфире православного канала «Царьград-ТВ». Ага, всё понятно. Ужас-ужас-ужас. В общем, не стоит удивляться заголовкам типа «Бюст Поклонской источает миро». А также потоку гадостей на некоторых лентах в соцсетях.
Но вот чему удивиться стоит — это именно удивлению. Некоторые комментаторы — причём не обязательно хамы и невежды — высказываются так, как будто впервые услышали, что императора многие почитают и что бывают мироточения. И говорят что-то вроде: «Из какого века это всё нам транслируют?» «Они реконструкторы или это у них всерьёз?»
И невдомёк этим нашим соотечественникам — бывшим или пока ещё нынешним — что коринская «Русь уходящая» никуда не уходила. Более того, она пережила яростно боровшийся с ней безбожный режим и давно уже стала вновь массовым явлением.
Странники, юродивые, бродячие монахи с крепким словом, паломники по святым местам, причём иногда принадлежащие к высшим «сословиям» — все эти люди собирались в Троице-Сергиевой и Почаевской лаврах, Псково-Печерском монастыре что при Сталине, что при Брежневе, что при Горбачёве. И даже при Хрущёве — с его культом науки и гонениями на Церковь — собирались. А сегодня десятки тысяч таких людей приходят на крестные ходы в Екатеринбург или Вятку. Никакие «народные гулянья», политические демонстрации — что провластные, что оппозиционные — не соберут такого количества преданных участников, приходящих из года в год в не такие уж близкие места при полном отсутствии бытового комфорта.
Практически все эти люди не просто почитают императора Николая Александровича как святого и не просто молятся ему. Они видят в событиях февраля и октября 1917 года фатальную ошибку. И надеются на возрождение в России монархии, причём на христианских основах. Они считывают не послания Уолл-стрит и не биржевые колебания, а рассказы о чудесах и знамениях — действительных или, к сожалению, мнимых. Равно как и пророчества о будущем России и мира — истинные или, к сожалению, ложные.
Эти люди — ни в коем разе не «маргиналитет». За теми десятками тысяч, что приходят на крестные ходы, — ещё как минимум в десять раз больше народу. И это как раз тот «корневой» народ — причём ярко мыслящий и обострённо переживающий неправду, — который то ли не знают, то ли прячут от себя из страха и из ненависти многие московские, питерские и эмигрантские умы. Любопытно, что среди возвратившейся коринской Руси немало интеллигентов — как «естественников», так и «гуманитариев». Причём первых, думаю, побольше.
И их судьба ещё раз показывает: Россия на глубинном уровне понимает ущербность и неправоту рационализма. Чувствует, что всё в истории решается не на биржах, не на ток-шоу и даже не на Старой площади, а в области Промысла Божия. И именно его знаки надо «считывать».
Появление в Госдуме людей, таких образом мыслящих — как Поклонская и Милонов, — это не «недоразумение», которому надо «удивляться». Это один из первых случаев представления во власти именно того «неушедшего» народа, который был опрометчиво не замечен и не узнан нашими высоколобыми экспертами и «просвещёнными» СМИ. Точно таким же явлением был при императоре Николае остервенело оклеветанный прессой и сплетниками Григорий Распутин, который худо-бедно, но удерживал страну от революции и с убийства которого она началась.
И знак мироточения — это, конечно, предупреждение нам в момент годовщины событий столетней давности. Даже если церковные чиновники скажут, что масло на памятнике имеет естественное происхождение. Ведь чудо Божие — это не фокус. Это послание, которое минует наш испорченный ум и обращается к чему-то гораздо более чистому. К совести. К интуициям, наработанным веками и связанным с вечностью, в которой нет ни лжи, ни суеты, ни мелких интересов и компромиссов. Именно поэтому слова, прозвучавшие на «Царьграде», стали заметным явлением в публичном пространстве. И именно поэтому на эти слова так ополчились.