Как зарубежная пресса отреагировала на официальное объявление Украиной блокады Донбасса.
Официальная поддержка украинских властей блокады Донбасса активно обсуждается за рубежом.
Позиция Киева удивила ЕС, который всегда осуждал блокаду активистами перевозки товаров на неподконтрольную территорию Донбасса.
Корреспондент.net собрал публикации зарубежной прессы о блокаде ОРДЛО, которая вчера стала официальной.
Националистические передергивания – Neue Zuercher Zeitung
В среду в Украине произошел удивительный поворот: президент Порошенко ввел экономическую блокаду территорий на Донбассе, контролируемых пророссийскими сепаратистами.
Совсем незадолго до этого Киев положил конец аналогичной блокаде, посредством которой украинские активисты несколько недель препятствовали поставкам угля с Донбасса. Это соответствовало прежней линии власти, и Киев постоянно заявлял, что блокада угрожает энергетической безопасности Украины.
Чем же можно объяснить эти перемены? С одной стороны, Киев хочет закрепить за собой монополию на применение силы. Более Киев не мог терпеть блокаду легальных поставок угля из Донбасса со стороны активистов. С другой стороны, властям приходится учитывать возрастающие националистические настроения на Украине. Идея блокады очень популярна среди населения, и Киев опасался демонстраций.
Так, на этой неделе украинские активисты заложили кирпичами входы в филиалы российских банков. В последнее время в стране все громче слышатся призывы выгнать их из страны.
Между тем Киев должен быть осторожен, чтобы не попасть в националистический фарватер, так как судьба страны зависит не от того, будет ли идти торговля с сепаратистскими территориями и будут ли в Украине работать несколько российских банков. Самое главное — не бросать проведение необходимых реформ во власти и в экономике.
Еще один удар по Минску — The New York Times
Решение о блокировании всей торговли — за исключением гуманитарной — нанесло еще один удар по многострадальному минскому мирному процессу, а также увеличило напряженность не только в отношениях с сепаратистами, но и с их патронами в Москве, к которым могут теперь поступить просьбы о предоставлении помощи и рынков для отколовшихся регионов.
Президент Петр Порошенко не горел желанием изолировать отколовшиеся территории в регионе под названием Донбасс, опасаясь того, что подобные действия послужат косвенным признанием их независимости и окажутся первым шагом на пути к разделению страны.
ПО ТЕМЕ
СЮЖЕТПошли на поводу. Власть возглавила блокаду ЛДНР
Вчера, 16:30
Однако идея относительно прекращения торговли все время привлекала украинских националистов, и они видели в этом возможность перевести расходы на поддержание примерно трех миллионов людей в этом восточном регионе страны на уже ослабленную экономику России. В последние недели вооруженные банды людей в поношенном камуфляже приступили к выполнению именно этой задачи — они начали блокировать железнодорожные составы, в первую очередь вагоны с углем.
Эти люди пользуются значительной поддержкой со стороны жителей Украины, а их действия помогли переместить этот вопрос на первые позиции национальной повестки.
Когда в ответ сепаратистские лидеры начали национализировать украинские шахты и заводы, президент сказал, что теперь он вынужден действовать. В своем комментарии, сделанном во время работы украинского Совета национальной безопасности, Порошенко минимизировал тот ущерб, который будет нанесен сепаратистским регионам в результате прекращения торговли. По его мнению, значительно больший экономический вред это нанесет Украине, которая потеряет важный источник дешевого топлива.
Центральный банк Украины поддерживает это утверждение. По его оценке, блокирование торговли с мятежными регионами может на 1,5% сократить запланированный на этот год экономический рост, который мог бы составить 3%.
По словам Порошенко, в мятежных регионах российские компании могут просто взять экономику под свой контроль. Имея общую границу с Ростовской областью, сепаратисты «без труда могут получить все, что им нужно».
Решение правительства о формализации блокады не предвещает ничего хорошего мирному процессу на Украине, успех которого является важнейшим первым шагом в попытках администрации президента Трампа улучшить отношения с Россией. Президент Трамп сказал, что он хочет объединиться с Россией для борьбы с исламским терроризмом, однако его постоянный представитель при ООН заявила, что Соединенные Штаты продолжат поддерживать Украину в ее конфликте с Россией.
Требование относительно экономической реинтеграции сепаратистских регионов содержится в договоренности о прекращении огня, которую принято называть Минскими соглашениями. Эти соглашения были подписаны в феврале 2015 года, но они не выполняются. По этому соглашению, Россия должна вывести с территории Украины не признаваемые ей своими вооруженные силы, которые дипломатично названы «иностранными» силами в этом регионе.
Железнодорожная блокада нанесла ущерб деловым интересам самого богатого украинского олигарха Рината Ахметова, который владеет шахтами и сталелитейными заводами на территориях, находящихся как под контролем сепаратистов, так и украинского правительства.
Одна из особенностей этой войны состояла в том, что поезда с углем продолжали пересекать линию фронта в течение нескольких лет, несмотря на часто происходившие интенсивные обстрелы. Компания System Capital Management, по понятным причинам, выступила против устроенной волонтерами блокады, однако в среду ее руководство выступило с заявлением, в котором было сказано, что собственность на мятежной территории больше не находится под его контролем. В нем также было подчеркнуто, что судебные иски могут быть добавлены к тому арсеналу, который Украина использует для давления на отколовшиеся регионы.
Это заявление предостерегает сепаратистов от попыток продавать на международных рынках добытый на захваченных ими шахтах уголь, поскольку в таком случае следует ожидать «серьезных юридических последствий для всех покупателей».
Раскол Украины усиливается — Sueddeutsche Zeitung
Мартин Шефер, пресс-секретарь министра иностранных дел Зигмара Габриэля, сказал, что «продолжающиеся тенденции к расколу на Украине вызывают серьезное беспокойство у правительства».
По словам Шефера, украинская сторона предприняла слишком мало действий против украинских националистов, которые организовали блокаду многочисленных поставок товаров из сепаратистских территорий в Украину.
Он отметил, что это причиняет вред не только сепаратистам, но и многим людям в Украине, поскольку блокада поставок угля ставит под угрозу энергоснабжение населения. Вместо того, чтобы противодействовать этому, украинский Совет национальной безопасности и обороны принял решение полностью запретить товарообмен.
«Это приводит к усилению разрыва», — предупредил Шефер.
Группа упертых радикалов берет страну в заложники — The National Interest
Блокада, которой пошел уже третий месяц, обнажила неприглядную реальность, стоящую за текущим конфликтом.
Война — это выгодное предприятие: политическая и экономическая элита по обе стороны от линии фронта активно зарабатывает деньги на контрабанде товаров и услуг.
В рамках одной схемы правительственные чиновники покупали уголь якобы у Южной Африки через некую компанию в Гонконге, хотя на самом деле это был уголь, добытый в Донбассе и доставленный через Россию.
Эта схема очень похожа на схему, которой в настоящий момент пользуются украинские правительственные чиновники, утверждающие, что Украина больше не покупает газ у России.
Словакию попросили добиться увеличения объемов поставок из России. В результате российский газ поставляется в Словакию через территорию Украины, после чего излишки сразу же возвращаются в Украину. Более высокая стоимость этого «словацкого газа» частично покрывается за счет кредитов, взятых в западных банках и гарантируемых Всемирным банком. Эта схема выгодна всем, кроме украинского потребителя.
Но в условиях нынешнего кризиса те же субъекты могут потерять деньги в том случае, если их схемы перестанут работать.
Вопрос в том, почему правительство, имеющее в своем распоряжении десятки тысяч военных в том районе, просто не выгонит эту горстку активистов.
Аналитики указывают на самые разные причины неспособности правительства отреагировать, включая озабоченность своей репутацией, популярность этой блокады у общественности, страх перед возможным гражданским конфликтом у линии фронта и даже опасность массовой попытки свергнуть нынешний режим силовыми методами — ультраправые группировки, такие как «Правый сектор» и «Азов» уже угрожали это сделать.
Какой бы ни была истинная причина, нынешний кризис наглядно демонстрирует то, насколько легко крошечная группа упертых радикалов может взять всю страну в заложники
Хотя многие аналитики в Киеве сейчас говорят о досрочных выборах в парламент, эти выборы не помогут решить ту фундаментальную проблему, которую наглядно продемонстрировала эта блокада, а именно неспособность или нежелание правительства жестко пресекать незаконные попытки самоуправства. Независимо от того, разумно ли обрывать связи с оккупированными территориями или нет, этот вопрос должен решаться правительством, а не группой вооруженных самоуправцев.
У этой экзистенциальной проблемы нет простого решения. Чтобы ее решить, правительство должно доказать, что у него достаточно политической воли для того, чтобы добиться уважения к законам. Никакая финансовая помощь извне, никакая политическая и даже военная поддержка не помогут ему обзавестись этой волей. А в ее отсутствие мы вряд ли сможем надеяться на единую и процветающую Украину.
Разворот властей – The Financial Times
Прекращение торговых связей, санкционированное президентом Петром Порошенко, представляет собой очевидный разворот после официальной критики незаконной блокады, организованной украинскими активистами и ветеранами войны.
Сепаратисты из самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик захватили контроль над металлургическими, горнодобывающими и другими предприятиями.
Торговые связи с востоком всегда были дилеммой для Киева, который выбирал между сохранением связей с отколовшимися регионами или нанесением им экономического ущерба.
В последние недели украинские официальные лица предупреждали, что утрата связей с бизнесом на территории, контролируемой сепаратистами, может подорвать хрупкое восстановление экономики страны после глубокой рецессии.
Эти события — серьезный удар по интересам Рината Ахметова, богатейшего человека Украины и уроженца Донецка. Он потерял оперативный контроль над несколькими сталелитейными заводами, угольными шахтами и другими предприятиями.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что блокада «противоречит здравому смыслу и человеческой совести», добавив, что она противоречит всем предыдущим заявлениям украинского правительства.