В России завершаются испытания беспилотного атмосферного спутника

отметили
47
человек
в архиве
В России завершаются испытания беспилотного атмосферного спутника

Минобороны примет на вооружение беспилотные высотные летательные аппараты (БЛА) типа «Сова». Ожидается, что гигантские планеры заменят дорогостоящие низкоорбитальные спутники наблюдения и связи. Подпитываясь солнечной энергией и используя воздушные потоки, они будут вести постоянное патрулирование отдаленных районов Мирового океана и Арктики. Их задача — ведение разведки, а также передача сигналов управления и связь с кораблями и военными объектами, находящимися за Полярным кругом.

В фирме «Тайбер», которая разработала и изготовила уникальный БЛА, «Известиям» рассказали, что испытания новой техники шли последние полгода и завершатся в этом месяце. По их итогам в конструкцию «Совы» будут внесены изменения, после чего будет принято решение о постановке аппарата на вооружение.

Высотный ретранслятор «Сова» может находиться в воздухе круглогодично. Конструкция беспилотника создана из материалов на основе углеродных волокон, которые имеют высокую прочность, малый вес и рассчитаны на длительную непрерывную эксплуатацию.

Ретранслятор имеет размах крыла 28 м и может подниматься на высоту до 20 тыс. м. Благодаря солнечным батареям, установленным в плоскости крыла, аппарат может находиться в воздухе неограниченное время. Связь с ним осуществляется по нескольким резервированным каналам — спутниковым и нескольким защищенным радиоканалам.

Весь полет проходит в автоматическом режиме, но может корректироваться оператором. Поэтому в любой момент аппарат можно посадить и починить, заменив вышедшую из строя полезную нагрузку.

Эксперт в области беспилотной летательной техники, редактор отраслевого журнала UAV.ru Денис Федутинов рассказал «Известиям», что «Сова» — первый аппарат подобного класса в России. До его появления основное внимание специалистов было сосредоточенно вокруг проекта компании Facebook — Aquila. Это изделие способно выполнять полет на высоте более 18 тыс. м, что практически позволяет ему находиться выше всех возможных атмосферных явлений.

Аппарат летает выше облаков и погодных явлений, так что окружающая среда и ветер стабильны или, по крайней мере, предсказуемы. На такой высоте в поле зрения беспилотника попадает сразу около 45 тыс. кв. км земной поверхности. Поэтому базовая станция сотовой связи, установленная на Aquila, может заменить 100 таких объектов на поверхности Земли.

— Атмосферные спутники — недорогое решение глобальных задач, — рассказал Федутинов Федутинов. — Особенно там, где создание наземных базовых станций связи дорого и сложно в обслуживании. В последнее время у России появилась необходимость обеспечивать постоянную радиосвязь с кораблями в мировом океане и военными базами на Арктических островах. Необходимо контролировать Северный морской путь. «Сова» с ее возможностями полностью решит стоящие перед военными задачи.

Высотные БЛА, которые могут летать длительное время на солнечной энергии, часто называют атмосферными спутниками. Схож у них и функционал — беспилотные аппараты обеспечивают видеонаблюдение и связь над заданным районом.

Наиболее известный зарубежный военный аналог «Совы» — семейство высотных БЛА Zephyr. Их создала британская компания QinetiQ (сейчас разработка перешла компании Airbus Defence and Space). Эти аппараты активно закупаются Минобороны Великобритании. В гражданском секторе активно внедряется семейство высотных ретрансляторов Solara компании Titan Aerospace.

______________________________________________________________________________________________________________

Прототип российского атмосферного спутника с распределенной системой автоматического управления успешно завершил летные испытания. Проект реализуется Фондом перспективных исследований и научным коллективом компании «Тайбер» в рамках проекта «Разработка и испытание летающей лаборатории беспилотного высотного комплекса сверхдлительного функционирования, шифр «Сова».

Конечная цель выполнения проекта — экспериментальное подтверждение возможности обеспечения сверхдлительного полета на всех широтах Российской Федерации, в том числе и на широтах выше 66,5 градусов. Начальным этапом проекта предусматривалось теоретическое и экспериментальное подтверждение реализуемости оригинального способа управления подъёмной силой крыла по всей его длине.

Первый прототип атмосферного спутника имеет 9-ти метровый размах крыла и предельно легкую конструкцию — 12 кг. Летные испытания беспилотного аппарата, оснащенного солнечными панелями и аккумуляторными батареями, полностью подтвердили работоспособность принятых технических решений. Продолжительность экспериментального полета составила 50 часов на высоте до 9000м, при этом длительность полета была ограничена не возможностями модели, а исключительно решением руководителя испытаний о достаточности цикла для подтверждения заявленных характеристик.

Летные тесты показали положительный баланс энергии после 2-х циклов работы энергетической системы спутника («день–ночь») с запасом энергии более 30%. В испытательных полётах аппарат показал высокую стабильность и стойкость к турбулентности в сложных метеоусловиях. Начало летных испытаний второго прототипа комплекса «Сова» с размахом крыла 28 метров («высотный, с ретранслятором на борту» — 20 000 м.) запланировано на сентябрь 2016 года.

источник: robogeek.ru

Добавил waplaw waplaw 31 Марта 2017
проблема (2)
Комментарии участников:
Barban
-1
Barban, 31 Марта 2017 , url

Ни шатко, ни валко.

Садится на пропеллеры?

waplaw
+2
waplaw, 31 Марта 2017 , url

Не садится, а после 10 лет эксплуатации, входит в плотные слои и сгорает :-)

НОПАК
+2
НОПАК, 31 Марта 2017 , url

Пропеллеры на валу электродвигателя, и скорее всего, отключаются в определенном положении.

норд
+1
норд, 31 Марта 2017 , url

на высоту 20км без реактивного двигателя и соотв. скорости? Так можно?

waplaw
+2
waplaw, 31 Марта 2017 , url

Надо в гидрометеоцентре уточнить. Они должны знать на какой высоте заканчиваются восходящие потоки.

норд
+2
норд, 31 Марта 2017 , url

да. оказывается, можно.

Удивлен, но таки:

2001г 14 августа
29524 м
Беспилотный винтовой ЛА с питанием от солнечных батарей, актуальный рекорд для самолётов, не оснащённых реактивными двигателями

Barban
+1
Barban, 31 Марта 2017 , url

они кончаются в космосе, тут и к бабке не ходи.

rustam.2v
+2
rustam.2v, 31 Марта 2017 , url

Хватат ежиков играть.
Пропелеры складываются набегающим потоком и раскрываются центробежной силой при наличии вращательного момента.

Barban
0
Barban, 31 Марта 2017 , url

умно



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать