По оценкам Общественной палаты Тверской области, программы модернизации и оптимизации регионального здравоохранения провалены.
На заседании Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, прошедшем в Кремле 21 марта, Владимир Путин говорил о том, что люди жалуются на нехватку врачей, особенно в небольших городах и населенных пунктах. «Сложно записаться к нужному специалисту, быстро пройти обследование, а в регистратурах еще часто встречается хамство», – отметил глава государства.
Именно такая ситуация характерна для тверского здравоохранения. На заседании региональной Общественной палаты, которое прошло чуть раньше, 16 марта, были озвучены шокирующие цифры.
За последние 26 лет население области сократилось на 358 тысяч жителей. На сегодняшний день регион занимает второе место в ЦФО и третье место среди всех субъектов РФ по убыли населения. Тверская область является лидером по количеству умерших, по показателям детской смертности, по смертности от болезней кровообращения. Происходящее в сельских районах, не стесняясь, называют демографической катастрофой.
Модернизация провалилась
Переломить ситуацию еще десять лет назад был призван приоритетный национальный проект «Здоровье», затем – программа модернизации здравоохранения Тверской области. Объем финансирования модернизации, рассчитанной на 2011 – 2013 годы, только из федерального бюджета составил порядка 3 миллиардов рублей.
Предполагалось, что ее реализация позволит в корне изменить ситуацию в самой системе регионального здравоохранения. «Кроме работы по основным направлениям – капитальному ремонту, закупке оборудования, внедрению медицинских стандартов и современных информационных технологий – активно идет обновление самой структуры здравоохранения Верхневолжья», – уверяли в правительстве Тверской области в конце 2012 года.
Сегодня эксперты региональной Общественной палаты констатируют, что программа модернизации провалилась. Острых проблем в тверском здравоохранении стало даже больше.
Если их не удастся преодолеть, то в ближайшие годы в большинстве муниципальных образований будет некому лечить, а затем – и некого.
Согласно индексу эффективности систем здравоохранения субъектов РФ, опубликованному «Известиями», Тверская область по итогам 2015 года занимает 72-е место. В сравнении с 2013-м регион опустился на четыре позиции.
60 пациентов в день вместо 15
Считается, что главная болевая точка тверского здравоохранения – это кадры. Особенно в городских и районных больницах. По официальной статистике укомплектованность штатных расписаний в государственных учреждениях здравоохранения в среднем составляет 84%. Количество вакансий – 540 врачей и 616 медицинских работников среднего звена. Но на самом деле врачи в районных больницах работают не на ставку, а на две, а то и на три. При этом возраст большинства врачей и медсестер старше 55 лет. Сами медики отмечают, что пополнения молодежью практически нет.
В Тверской области существует серьезный дефицит не только узких специалистов, не хватает и базовых врачей, без которых районные больницы не могут существовать: терапевтов, педиатров, врачей скорой медицинской помощи, неврологов, хирургов, анестезиологов.
– Недавно была в Осташковском районе. Там 5700 детей. Работают два педиатра, – привела конкретный пример главный врач Центра специализированных видов медицинской помощи им. В.П. Аваева Каринэ Конюхова на заседании Общественной палаты. – Вместо положенных 15 детей педиатр принимает в день 50–60. Она же ведет стационар. Плюс к этому ездит на вызовы. Плюс носит для работы документы домой. Кто будет работать в таких адских условиях? Это физически невозможно. Ни о каком качестве речи уже не идет.
В Кимрской ЦРБ при условии работы врача на одну ставку дефицит специалистов составляет 50% от штатного состава.
В последние годы в Кимрах были закрыты терапевтическое отделение на левом берегу Волги, больница № 3 в микрорайоне «Южный», роддом, профилактории и здравпункты города.
По свидетельствам очевидцев, на сегодняшний день пациенты стационара Кимрской ЦРБ лежат в коридорах больницы. Отметим, что Кимры – один из крупнейших городов региона.
Куда пропадают выпускники
Каждый год Тверской государственный медицинский университет выпускает более 300 дипломированных врачей, в том числе и узких специальностей. Многие из них проходили учебу за счет бюджета по так называемому «целевому направлению». После получения диплома молодой врач обязан отработать по специальности на малой родине от трех до пяти лет. «Куда же они пропадают?» – разводит руками ректор ТвГМУ Михаил Калинкин.
Молодые люди хотят жить здесь и сейчас и пользоваться всеми благами современной цивилизации, – объясняет причины кадрового дефицита Конюхова. – Поэтому самые перспективные из них уезжают на работу в Москву или Московскую область, где зарплаты в несколько раз выше тверских. Другие идут в коммерческие структуры или вообще в иную сферу деятельности, где можно гораздо быстрее заработать себе на достойную жизнь. Разорвать договор по целевому направлению не составляет особого труда. Устроившись на работу в Москве, выпускники медуниверситета могут выплатить необходимую неустойку через два-три месяца.
Стоит заметить, что проблема нехватки узких специалистов остро стоит десятилетиями. Один из ключевых моментов – адекватность финансовой оценки их труда. По мнению экспертов, когда уровень зарплаты хотя бы приблизится к доходам главных врачей, их заместителей или сотрудников бухгалтерии, квалифицированные специалисты вернутся в кабинеты государственных медучреждений.
Врачи выбирают «налево»
В анонимной беседе с корреспондентом Tverigrad.ru несколько врачей высказали мнение, что в идеале они хотели бы работать в государственной клинике совсем небольшое количество часов, в том числе для того, чтобы сохранить и повысить квалификацию за счет бесплатной профподготовки. Остальное время медики предпочитают отдать «подработке» на частном приеме, чтобы обеспечить достойное существование. Ситуацию, по мнению собеседников Tverigrad.ru, может поменять только личная ответственность руководителей тверской медицины и главных врачей, когда они будут отвечать карьерой и своими немаленькими премиями в случае проблем с квалифицированными специалистами.
Поэтому пока врачи неплохо зарабатывают на жизнь в частных клиниках, принимая тех же пациентов, которые не смогли получить их консультацию в рамках полиса ОМС, стоимость которого граждане оплачивают налоговыми вычетами из своей заработной платы.
Вместе с тем появившиеся на этой неделе данные опроса «ВЦИОМ-Спутник» по-прежнему показывают, что самой привлекательной сферой занятости для детей родители традиционно считают медицину. Исходя из этого, можно предположить, что население не ощущает, регулярно относя деньги врачам, а не получая «бесплатную» помощь, что медики находятся в бедственном финансовом положении.
Добавим, что в районах самой большой по площади области ЦФО жители только рады врачам из Подмосковья и Твери, которые на регулярной основе колесят по районам, оказывая местному населению платные услуги. В большинстве муниципалитетов альтернативы государственной медицине не существует, поэтому граждане не могут воспользоваться услугами узких специалистов. В связи с этой ситуацией чрезмерно возрастает нагрузка на Областную клиническую больницу, другие медицинские учреждения регионального уровня, расположенные в Твери.
Томограф как предмет интерьера
Отсутствие квалифицированных специалистов становится причиной неэффективного использования современного оборудования, которое было поставлено во многие ЦРБ в рамках программы модернизации. В основном это дорогостоящее оборудование часто простаивает. И не потому, что нет людей, которых надо обследовать. Просто на этих современных приборах некому работать. Такая же ситуация с эндоскопами, которыми были обеспечены практически все ЦРБ. Аналогично обстоит дело и с реанимобилями, также переданными муниципалитетам в рамках целевой программы. Эти машины оборудованы модулями для оказания высокотехнологичной экстренной медицинской помощи стоимостью около трех миллионов рублей. Но используются реанимобили как обычные кареты скорой помощи.
В 2014 году Контрольно-счетная палата Тверской области провела проверку использования закупленного министерством здравоохранения оборудования. Оказалось, что треть дорогостоящих медицинских приборов не используется. Среди выявленных причин возникшей ситуации – дефицит специалистов, нехватка расходных материалов и даже отсутствие потребности в этом оборудовании.
«Уберите стерву!»
– Для нашей ЦРБ был приобретен флюорограф, который постоянно ломался. У него регулярно сгорали платы, – рассказывает о ситуации в Осташкове член Общественной палаты Лидия Олейник. – Оказалось, что этот мобильный прибор, предназначенный для работы на выездах, просто не выдерживает нагрузки в стационарном режиме. Закупили три гастрофиброскопа, видимо, по низкой цене. Из трех собрали один, который сейчас, к счастью, используется. УЗИ показывает какие-то неопознанные предметы. Томограф простаивает. Наших жителей, у которых случился инсульт, для томографии возят в Ржев. Назад в основном везут гробы.
Полученные результаты опроса по оценке качества медицинских услуг, который провела кафедра социологии ТвГТУ, говорят сами за себя: 68% респондентов считают, что качество медицинских услуг за последние годы ухудшилось, 32% – не изменилось. Из положительных изменений участники опроса назвали только открытие офисов врачей общей практики. Но в целом 74% оценивают ситуацию в здравоохранении как отрицательную. И никто из респондентов не поставил галочку в графах «Хорошо» и «Отлично».
В одной анкете в строке «Ваши пожелания» написано: «Прошу убрать со скорой стерву, которая плюет на бабушку с давлением за 200. Сказала, что много вас таких, которых надо госпитализировать. Если будет лучше, считай, что это сказка».
По сообщениям читателей Tverigrad.ru на редакционную почту, ситуация со службой скорой помощи даже в областном центре не выдерживает никакой критики, бригаду медиков можно ждать больше двух часов! А диспетчеры, как и обращал внимание Владимир Путин, по-прежнему могут не очень вежливо ответить на вполне корректный вопрос о причинах такой задержки.
Запись в больницу – лотерея
По словам заместителя министра здравоохранения Тверской области Аллы Соловьевой, которая представляла ведомство на заседании Общественной палаты, чтобы попасть в Областную клиническую больницу, пациенту нужно вытащить «счастливый билет». По ее данным, запись жителей из разных городов и районов Тверской области в ОКБ проводится один раз в неделю с 7 до 8 утра. Очередь занимают с пяти утра. В результате только редким счастливчикам удается записаться на прием с первой попытки.
Впрочем, возмущение чиновника от медицины вполне можно принять и за самокритику. Серьезные проблемы в организации работы трехуровневой системы оказания медицинских услуг населению во многом связаны с неэффективностью управления сферой здравоохранения региона. Система предполагает, что за первичной помощью больной обращается в лечебное учреждение по месту жительства, более серьезные проблемы со здоровьем решает в межмуниципальных медицинских центрах, а весь спектр современных высокотехнологичных услуг оказывается в региональных больницах Твери.
Системные проблемы на первом и втором уровнях закономерно отражаются на нагрузке региональных медучреждений, в том числе и Областной клинической больницы.
О проблемах известно, но что делать?
Алла Соловьева констатировала, что минздрав в курсе всех проблем отрасли. Кадровая политика в сфере здравоохранения была провалена не только в Тверской области, но и во всей стране. Замминстра также признала, что модернизация была проведена крайне нерационально. По ее словам, зафиксированы случаи, когда здания роддомов и детских больниц сначала были отремонтированы, а потом закрыты.
Таким образом, оптимизация и модернизация системы регионального здравоохранения, по сути, обернулись как минимум неэффективным использованием бюджетных средств. Будет ли дана правовая оценка результатам реализации государственных программ в сфере здравоохранения, неизвестно. По итогам проверки Контрольно-счетной палаты Тверской области, общая финансовая оценка выявленных нарушений за 2011 год составила 310 210,6 тыс. руб., или 67,4% от объема проверенных средств.
– Я не знаю, кто тогда был начальником департамента. Это был 2011 год, – заявила Соловьева в ответ на вопрос председателя Общественной палаты Лидии Тумановой.
– Это не важно. Реализацией программы занимался главный управляющий орган здравоохранения области, то есть нынешнее министерство. Значит, пройдет еще пять лет, и что? Мы то же самое услышим и в ваш адрес, – резюмировала Туманова.
Добавим, что действующий министр Роман Курынин был приглашен на это заседание Общественной палаты и даже внесен в список выступающих. Но не пришел…
Дело не в фамилии министра, а в его работе
За последние десять лет кресло руководителя регионального здравоохранения занимали четыре человека. Анатолий Цезарь (2007 – 2011) и Елена Жидкова (2011 – 2014) были фигурантами уголовных дел. Дело первого закрыли в связи с истечением срока давности, а Жидкова смогла отсудить компенсацию за незаконное уголовное преследование. В 2014 году обязанности министра временно исполняла Татьяна Соцкая.
Два года назад – в марте 2015-го – 35-летний бывший врач-уролог из Москвы Роман Курынин сменил Татьяну Соцкую и стал министром здравоохранения Тверской области. В руководстве области тогда объяснили это кадровое решение тем, что именно Курынин, как человек извне, способен «разрушить местную медицинскую мафию», навести порядок в тверской медицине.
Еще при назначении нового министра Tverigrad.ru отмечал, что Роман Викторович является учредителем ООО «Генетик-Сервис», в котором владеет 50% доли. В 2017 году этот момент заинтересовал депутата Госдумы Антона Морозова. В ответ на депутатский запрос прокуратура Тверской области сообщила, что из объяснений Курынина следует, что «в деятельности организации он участия не принимал, доходов не получал, о том, что является учредителем, не знал». «В ходе проверки подтвердить или опровергнуть объяснение Курынина Р.В. не представилось возможным», – сообщил депутату прокурор Тверской области Вячеслав Росинский.
Тверское журналистское сообщество практически уверено, что у Романа Курынина «очень большие покровители в Москве». Если набрать в Яндексе фамилию министра, первым поисковым запросом будет значиться «курынин роман викторович зять онищенко». То есть пользователи очень часто набирают именно эту фразу, чтобы проверить предположения и слухи.
Медицинское сообщество встретило «молодого» руководителя с настороженностью, а когда он вместо конструктивного диалога начал «насылать» проверки в медучреждения, ситуация перешла в стадию холодной войны.
В конце прошлого года скандалы вышли за пределы медицинского сообщества.
На итоговой пресс-конференции губернатора Игоря Рудени в декабре 2016-го журналисты озвучили проблему с лекарственным обеспечением льготников. Неприятный осадок остался и после того, как Федеральная антимонопольная служба оштрафовала министра Курынина, а затем суд его оправдал.
Тверская непарламентская оппозиция в лице Марины Беловой, которая была кандидатом в депутаты Заксобрания от партии «Парнас», считает, что в Тверской области происходит целенаправленный развал государственной системы здравоохранения. В рамках предвыборной кампании Белова внимательно изучала мнение избирателей по поводу уровня медицинских услуг населению. В итоге она создала интернет-петицию, в которой требует немедленной отставки министра Курынина.
Стоит отметить, уже больше года Роман Курынин – один из немногих членов регионального кабинета министров – сохраняет статус исполняющего обязанности. Эта неопределенность, безусловно, оказывает определенное влияние на работу ведомства. В медицинском сообществе не скрывают, что не понимают, продолжит ли Роман Курынин свою карьеру в Тверской области, и в этой связи – насколько принимаемые им управленческие решения согласуются с концепцией новой команды губернатора по развитию отрасли.
С другой стороны, в России существует четкий политический тренд «не увольнять чиновников под воздействием требований оппозиции», поэтому вопрос в настоящее время, вероятнее всего, стоит в плоскости формулировок. В случае если исполняющий обязанности министра попросит об отставке по собственному желанию в связи с переходом на новую работу, это, безусловно, позволит губернатору «проще перезапустить» систему здравоохранения Тверской области.