[«Богатые тоже плачут»] «Настоящих писателей всегда мало». Константин Эрнст — о современной российской литературе и «Евровидении»
Сегодня стало известно, что генеральный директор «Первого канала» Константин Эрнст станет почетным председателем малого жюри российской литературной премии «Национальный бестселлер». Вместе с ним произведения из обнародованного сегодня шорт-листа премии будут оценивать архитектор Сергей Чобан, композитор Настасья Хрущева, актриса Анна Ковальчук, режиссер Борис Хлебников и музыкант Василий Вакуленко (Баста). Писатель в жюри только один — лауреат «Нацбеста-2016» Леонид Юзефович. Победителя выберут после открытого голосования. Вручение премии пройдет 3 июня в Санкт-Петербурге. После пресс-конференции БОРИС БАРАБАНОВ взял у КОНСТАНТИНА ЭРНСТА интервью, в котором не мог не спросить о «Евровидении-2017».
— Часто ли вам приходится выступать в роли председателя какого-либо жюри?
— Очень редко. У меня нет времени. Соглашаюсь, только если мое участие, как я думаю, может привлечь внимание к теме, которая меня волнует. Если, например, мое мнение по поводу существования русской литературы и производства книг как таковых интересно какой-то части аудитории, я на это с удовольствием соглашаюсь. В составе нынешнего жюри актуальные персонажи, их участие, как я предполагаю, заставит людей, узнавших о премии в интернете, прочитать хотя бы книгу, которая победит.
— Боб Дилан недавно получил Нобелевскую премию…
— И абсолютно заслуженно!
—…а в коротком списке номинантов премии «Национальный бестселлер» — художник-акционист Александр Бренер и некто, скрывающийся под псевдонимом Фигль-Мигль. Ваша коллега по жюри композитор Настасья Хрущева на пресс-конференции высказалась в том смысле, что сейчас вообще непонятно, кто писатель,— каждый может написать пост в «ВКонтакте».
— Литература, безусловно, трансформируется. Благодаря интернету писателей стало гораздо больше. Но настоящих писателей всегда мало.
— Вы сказали сегодня, что ежедневно читаете по 300 страниц сценариев. Теперь предстоит читать произведения из короткого списка «Нацбеста». Это, наверное, разные процессы?
— Когда я учился в старших классах, в Советском Союзе появилась мода на скорочтение. Я записался на курсы и быстро его освоил. Потом года два я пытался разучиться читать быстро, потому что для художественной литературы скорочтение не годится. Художественную литературу я читаю медленно и с наслаждением. Если она качественная.
— Но все равно, наверное, оцениваете, можно ли экранизировать произведение?
— Да, это работает на подсознательном уровне.
— «Первый канал» будет продолжать делать и заказывать фильмы о писателях?
— Безусловно. Я сам заказал Николаю Картозии и Антону Желнову фильм о Саше Соколове и буду продолжать сотрудничать с ними, имея в виду прежде всего биографии писателей.
— Не могу не задать вам вопрос не по теме. «Первый канал» принял решение не транслировать «Евровидение» в этом году в связи с тем, что нашу певицу не допустили к участию в конкурсе. Что вы теряете в связи с этим?
— Огромный рейтинг, который обеспечивает внимание к этому событию. Внимание, которым это событие обязано «Первому каналу». В первые несколько лет никто не хотел смотреть «Евровидение». Но нам казалось, что это правильно, что это соответствует времени — участвовать в общеевропейском процессе, смотреть нечто вместе с 100 млн других европейцев, посылать на конкурс своих участников.
— Деньги теряете?
— Мы платим взнос за членство в Европейском вещательном союзе. Непосредственно за участие в конкурсе мы еще не платили и соответственно платить не будем.
— Я слышал, есть такое правило: если страна или канал не транслирует «Евровидение», то не участвует в конкурсе в следующем году...
— Такое правило существовало. Но так как мы не будем участвовать механистически в нарушении правил Европейского вещательного союза, то на нас это не распространяется.
— То есть Европейский вещательный союз сам нарушил свои правила? Они должны были либо не зарегистрировать нашу участницу, либо обеспечить ее участие?
— Да. По правилам «Евровидения» страна-организатор должна обеспечить получение въездных виз участником и сопровождающей его делегацией. То, что произошло, это беспрецедентный случай за все 62 года истории конкурса. Мне очень жаль, что «Евровидение» пошло на поводу у украинской власти.
— Еще один вопрос, не касающийся «Нацбеста». «Первый канал» поддерживает фильм «Время первых». Чего ему не хватило, чтобы привлечь зрителей?
— Да, мы поддерживаем эту ленту, нам принадлежат телевизионные права на нее. Прокат фильма не закончен, он идет только вторую неделю. Рано делать выводы.