Ленин был равнодушен к женщинам, не имел друзей и жил за счёт матери до 40 лет - Мануэль П. Вильяторо (Manuel P. Villatoro)
В год, когда исполняется 100 лет с момента Октябрьской революции 1917 года, рассмотрим личные качества ее лидера. Ленин, адвокат, живший в течение многих лет за счет своей матери, всегда находился в окружении женщин (так как не доверял своим политическим оппонентам), но был сдержан в проявлении чувств к ним.
Кроме того, этот символ Советского Союза прожил большую часть своей взрослой жизни за счет своей матери, у которой забирал последние средства, и, согласно новой книге о жизни Ульянова-Ленина, не водил дружбы с мужчинами, так как ему были свойственны частые перемены настроения.
Такой малоизвестный Ленин (самые скрытые черты его характера) сегодня опять в центре внимания, так как в 2017 году отмечается 100 лет Октябрьской революции 1917 года, когда российский народ сверг царя Николая II, приняв участие в движении, в ходе которого погибло более тысячи человек. И мы бы хотели показать другое лицо этот любопытного персонажа.
«Пришли мне все деньги, которые у тебя есть»
До революции Ленин не мог похвастаться финансовым благополучием. Скорее наоборот. Известная писательница, журналистка и историк бельгийского происхождения Диан Дюкре (Diane Ducret) сообщает в своей книге «Женщины диктаторов», что до 24 лет наш герой занимался адвокатской практикой в Санкт-Петербурге, но клиентуры у него было так мало, что денег с трудом хватало на еду. В то время в его письмах к матери наиболее часто встречалась такая просьба: «Я уже вышел из своего бюджета и не надеюсь теперь обойтись своими ресурсами. Если можно, пошли мне еще рублей сто».
Она никогда не отказывала, если деньги просил сын. Для Марии Александровны будущий вождь революции всегда оставался ребенком. Для него она была готова на все. Но в этом нет ничего удивительного. Ведь больше мужчин в семье не осталось (и отец, и старший брат Владимира Ильича погибли).
Мария Александровна продемонстрировала безоговорочную поддержку своему сыну, продав в 1887 году дом, где появились на свет ее дети. Она сделала это, чтобы купить ферму за 7,5 тысяч рублей, надеясь, что Ленин сможет здесь сколотить состояние тяжелым сельскохозяйственным трудом. Но у молодого человека были другие планы. «Мама хотела, чтобы я работал в поле. Я попытался, но у меня не получилось», — рассказывал впоследствии революционер. Наоборот, в 1895 году Володя бросил все и уехал жить в Европу. Как он покрыл эти расходы? Очень просто, с помощью пенсии своей матери.
Не было ничего удивительного в том, что во время той поездки он неоднократно отправлял матери письма с просьбой выслать еще денег, помимо прочего, на такие капризы, как покупка книг. «К великому моему ужасу, вижу, что с финансами опять у меня затруднения: соблазн на покупку книг и т. п. так велик, что деньги уходят черт их знает куда. Приходится опять обратиться за вспомоществованием: если можно, пришли мне рублей 50-100», — писал он. И будущий лидер большевиков, действительно, зачитывался трудами великих русских философов.
В то время Ленин уже делал первые шаги в политике. Особенно ему не нравилась царская власть. По этой причине, а также потому, что во время своего путешествия в Европу он встречался со многими революционерами, его арестовали в скором времени после возвращения на родину, в сентябре 1895 года.
Почти сразу после того, как Ленин вернулся в страну, где родился, его посадили в дом предварительного заключения до суда. В это время его мать и старшая сестра Анна вновь повели себя так, что стало понятно, что Володя для них остается ребенком. Ему передавали костюмы, белье, одеяла и шерстяные жилеты.
Голодать Ленину тоже не приходилось. Его мать Мария Александровна постоянно приносила ему еду. Об этом писал будущий организатор революции в ряде писем: «У меня собираются целые запасы: чаем, например, с успехом мог бы открыть торговлю». Человек «с козлиной бородкой» даже высказывался о продуктах, получаемых от родных, с некоторым пренебрежением. Это проявляется в одном его послании к сестре: «Хлеба я ем очень мало, стараясь соблюдать некоторую диету, а ты принесла такое необъятное количество, что его хватит, я думаю, чуть не на неделю». Такое же отношение у него было и к вышеупомянутой одежде. «Белья больше не присылай, потому что держать негде», — писал Ленин.
Диан Дюкре и автор новой биографии Ленина Лев Данилкин, несколько дней назад давший интервью международному телеканалу Russia Today, считают, что мать и сестра Владимира Ильича воспитали в нем негативное отношение к женщинам. Особенно настаивает на этом бельгийская писательница. «Эта постоянная поддержка со стороны женщин из его ближайшего окружения казалась ему такой естественной и очевидной, что те усилия, которые прилагались для того, чтобы он ни в чем не нуждался, даже не удостаивались его благодарности», — пишет Диан Дюкре. В итоге, он превратился в «избалованного ребенка», несмотря на то, что, по словам российского автора, никогда не жил в достатке.
Подавление влечения к женщинам
Проведя в заключении около года, в 1887 году Ленин предстал перед судом и был сослан в Сибирь. Там он пробыл три года, которые прошли не так уж и плохо, так как рядом с ним была одна из его поклонниц — Надежда Крупская. Несмотря на холод и тяжелые условия жизни, эта женщина решила отправиться в ссылку с вождем революции. Они вступили в законный брак летом того же года. Но страсть, вспыхнувшая в начале развития их отношений, долго не продлилась и вскоре переросла в дружбу и сотрудничество. «Вскоре страсть прошла. Казалось, что Ленин на несколько лет подавил свое влечение к женщинам, решив полностью посвятить себя делу революции», — пишет Диан Дюкре.
По словам историка, в тот период Надежда Крупская испытала много переживаний в отношении своей женственности. Это чувство усилилось, когда она узнала, что из-за проблем со здоровьем ей непросто будет родить сына своему мужу.
«В Сибири закончилась их интимная жизнь [обоих], но вместо этого их связала крепкая дружба, которая длилась до смерти. С этого времени Владимир ни дня не мог прожить без Надежды», — сообщает Диан Дюкре. Что касается интимной близости, ситуация не изменилась и после освобождения Ленина. Сначала в Цюрихе, потом в Париже они проводили много времени наедине. Но Ленин предпочитал тратить время только на революционную деятельность.
Сама Крупская писала об этом в письмах, которые цитирует историк в своем произведении: «Чтобы найти удобный момент и побыть с ним вдвоем, Наде приходилось вытаскивать Ленина в парк за углом». В своих мемуарах женщина не скрывает грусти и скуки, которые ощущала она (иногда), находясь рядом с мужем: «По вечерам мы не знали, как убить время. У нас не было никакого желания оставаться в холодной и неуютной комнате, и мы ходили в кино и в театр».
После их переезда во Францию ничего нового не произошло. Было ясно, что Ленин ни капельки не изменился. Например, хотя в то время он стал немного зарабатывать написанием статей, в декабре 1908 года он вновь попросил у матери денег, чтобы снять понравившуюся ему квартиру в Париже. Он продолжал нуждаться в финансовой помощи, хотя ему стукнуло уже почти 40 лет.
В последующие месяцы Ленин получал множество посылок от матери, в которых Мария Александровна отправляла ему сало, копченую рыбу, ветчину, горчицу и другие «лакомства», чтобы, по словам Дюкре, ее сынок ни в чем не нуждался.
Странное трио
Какой бы странной ни казалась ситуация Надежде Крупской, во время их пребывания в Париже Ленин завел себе любовницу, не скрывая этого от жены. Новой пассией революционера стала Инесса Арманд — женщина на четыре года младше его, неожиданно очаровавшая нашего героя. Самое неприятное в этой истории было то, что женщина, которая провела три года вместе с Лениным в Сибири, теперь должна была жить вместе с любовницей своего мужа.
Испанский историк Иньиго Болинага (Iñigo Bolinaga) утверждает в своей книге «Краткая история русской революции» (Breve historia de la Revolución rusa), что Надя прекрасно знала об отношениях Ленина и Инессы: «Арманд была любовницей Ленина, и его жена знала об этом. Миф о вожде революции как о герое с несгибаемыми моральными принципами, который пытались создать в эпоху сталинизма, рушится, уступая место человеку со своими страстями и слабостями».
Познакомившись с Инессой, Ленин стал жить с двумя женщинами. Надежда неоднократно предлагала ему остаться со своей новой любовницей. Но революционер отказывался, так как он всегда считал ту, что была его официальной женой, главной опорой в его жизни. Наконец, создалось ощущение, что все трое привыкли к этой странной ситуации.
Дюкре назвала Ленина, Надежду Крупскую и Инессу Арманд «трио», связующим звеном в котором был не столько наш герой, сколько дружеские отношения между двумя женщинами. Они, действительно, были близки по духу и разделяли идеи феминизма. Этот странный любовный треугольник хорошо описывается в письме Надежды Крупской: «Мы все сильно любили Инессу, она всегда была в хорошем настроении. Все казалось более живым и теплым, когда она была рядом».
«Сексуальные» глупости
Поддерживая тесные отношения с этими двумя женщинами, выступив с сотнями речей о революции и несправедливости, Ленин стал заметной фигурой, вокруг которой в начале XX века возникло большое количество последователей.
Самое интересное заключается в том, что многие из них были женщинами, которые, как утверждает Дюкре, «испытывали к нему гипнотическое притяжение». А наш герой, осознававший, что притягивал противоположный пол подобно магниту, пользовался этим, выдавая себя за радетеля феминизма. «Без женщин не может быть настоящего массового движения», — любил подчеркивать он. Тем не менее, в действительности он поддерживал более широкое участие женщин лишь в трудовом процессе, но никак не в сексуальной сфере.
Диан Дюкре даже утверждает, что его манера поведения указывает на то, что он даже не пытался вникнуть в душевные переживания прекрасного пола, о чем свидетельствуют его заметки по поводу сексуального раскрепощения женщины: «Считаю, что это сверхизобилие сексуальных теорий, большинство из которых представляют собой гипотезы, причем зачастую гипотезы беспорядочные, проистекает от личной необходимости оправдать перед буржуазной моралью собственную ненормальную или гипертрофированную жизнь».
Он ни в коем случае не подпал под воздействие учения Фрейда и его последователей, на что чем сам и указывал: «Сейчас наибольшее распространение получила брошюра молодого товарища из Вены о половом вопросе. Глупости! Дискуссия о гипотезах Фрейда придает ей ‘культурную' и даже научную видимость, хотя по сути дела это вульгарная школярская стряпня».
Со своей стороны, Ленин обрушился на идею сексуальной свободы. По его мнению, это было ни чем иным, как буржуазной уловкой для удовлетворения низменных инстинктов. «Хотя я и не аскет, эта так называемая ‘новая половая жизнь‘ молодежи — а иногда и людей зрелого возраста — мне кажется совершенно буржуазной, неким продолжением буржуазного борделя. Вы, несомненно, знакомы с этой знаменитой теорией, согласно которой в коммунистическом обществе удовлетворить половые потребности будет столь же простым как выпить стакан воды. Наша молодежь от нее совершенно обезумела».
Революционный вождь даже заявил, что женщины не могут стремиться к сексуальному освобождению, поскольку не обладают «глубокими и разносторонними знаниями по данному вопросу». Знаменитой провозвестнице феминизма Кларе Цеткин он бросил, что никогда не встречал женщину, способную прочитать «Капитал», посмотреть расписание поездов или сыграть в шахматы. По крайней мере, так пишет Диан Дюкре в своей книге «Женщины диктаторов».
Несмотря на все вышесказанное, Ленин обычно был всегда окружен женщинами. Наверное, потому, что он доверял им больше, чем мужчинам. Всего лишь несколько дней назад это завил писатель Лев Данилкин в интервью Russia Today: «Он был полемистом. Придавал значение нюансам, оттенкам. Поэтому соратники его не любили. Он был ненадежный товарищ. Например, будучи председателем Совета народных комиссаров, на одном заседании мог поддержать одну точку, а затем с легкостью изменить свое мнение. Можно сказать, что у него не было друзей. Но это восполнялось множеством дружеских отношений среди женщин».