Болгария шантажирует "Газпром" ради "Южного потока"
Проект газопровода «Южный поток» умер, так и не успев родиться, в теперь уже далёком 2014 году. Перспективный проект, задумывавшийся «Газпромом» как главный путь доставки голубого топлива потребителям из южной Европы, был уничтожен «двойной игрой» Софии, которая сначала дала «добро», а затем по воле Брюсселя сменила мнение на противоположное. Но в итоге в минусе осталась именно Болгария.
Инвесторы, в число которых помимо «Газпрома» (в первоначальном проекте российской госмонополии принадлежало 50%) входили также итальянская Eni (20%), французская Electricite de France (EDF) и германская Wintershall (по 15%), должны были вложить в «Южный поток» порядка 23,5 млрд евро. А София — собрать со всего этого сливки в виде поста главного транзитёра газа в регионе. И, соответственно, регулярные многомиллионные поступления в госбюджет. Однако все эти экономические выгоды были отринуты во имя ненужных самим болгарам политических интриг. В итоге София осталась без газовых денег, зато с репутацией верной идеалам Евросоюза страны, а опальный «Газпром» сделал ставку на новый «Поток», теперь уже турецкий.
Однако уже в конце 2016 года «мёртвый», казалось бы, проект оказался на грани чудесного возрождения. Это произошло после заявления премьер-министра Болгарии Бойко Борисова, сделанного после телефонного разговора с российским президентом Владимиром Путиным. Глава кабмина тогда с помпой объявил о том, что Москва и София уже договорились о создании рабочих групп, призванных заняться восстановлением двусторонних энергетических проектов. Помимо «Южного потока» — это АЭС «Белене». Однако российские власти энтузиазм болгарских коллег не поддержали. Всё-таки вести дела с Турцией гораздо менее рискованно, чем с нынешней Болгарией.
Впрочем, как выяснил Лайф, София от планов по возвращению в большую «транзитную» игру не открестилась и теперь для достижения своих целей готова даже на шантаж — с одобрения Еврокомиссиинамерена сделать «Газпрому» предложение, от которого не так просто отказаться…
— Министерство намерено предложить Еврокомиссии взять гарантии с «Газпрома» сохранить либо существующую газотранспортную инфраструктуру, либо, если это невозможно, транзитные поступления для Болгарии, — рассказали Лайфу в болгарском Минэнерго.
Казалось бы, с чего бы Болгарии столь нагло требовать от России каких-то гарантий?
Формально такое право ей даёт длящееся вот уже многие года антимонопольное расследование Еврокомиссии против «Газпрома». В рамках него ЕК обвиняла российского гиганта сразу в нескольких грехах, самыми главными из которых было установление несправедливо высоких цен в странах, где он занимал монопольное положение, а также учинение препятствий в перепродаже проданного этим странам газа. В марте ЕК наконец объявила, что может подписать с «Газпромом» мир — дескать, на все претензии компания Алексея Миллера уже отреагировала и исправилась. Но для осуществления этого сценария осталась единственная, но немаловажная формальность — попросить «пострадавших» Болгарию, Чехию, Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Венгрию и Словакию оценить соглашения и, если нужно, дослать замечания.
Ответ, который готовит для ЕК Болгария, собственно, и есть часть этих замечаний. Кроме того, рассказали Лайфу в Минэнерго, Болгария хотела бы получить от «Газпрома» гарантию на неповышение цен выше уровня соседних с собой стран, куда тоже доставляется российский газ. Чехия не имеет отношения к расследованию, так как цены для неё всегда формировались на газовых хабах Западной Европы, сообщили Лайфу в местном Минэнерго.
Остальные страны на запрос не ответили.
Кого выберет Еврокомиссия?
Требования Болгарии по факту полностью переворачивают с ног на голову уже утверждённые «Газпромом» планы. По задумке, в рамках отказа от непредсказуемого украинского маршрута поставок Россия планировала отключить с 2020 года и болгарский маршрут, так как газ для него поставляется через Украину. Эта обязанность всего месяц назад была зафиксирована в новом межправсоглашении России и Турции по «Турецкому потоку». В прошлом году через Болгарию в Грецию и Турцию прошло порядка 11 млрд куб. м газа, в 2014 г. — около 15 млрд куб. м.
Если же «Газпром» не станет исполнять утверждённые Еврокомиссией требования Болгарии, это грозит ему крупным штрафом в 10% от годового оборота компании. С учётом того, что в прошлом году экспорт в ЕС сильно вырос, монополия может потерять без малого 0,57 трлн рублей (9,3 млрд евро) с учётом всех внутрироссийских заработков «Газпрома».
Таким образом Болгария фактически ставит «Газпром» перед выбором — либо уплатить штраф в 9,3 млрд евро по антимонопольному расследованию, либо согласиться на требования Софии и, как вариант, повернуть «Турецкий поток» в их направлении. Можно также вернуться к постоянно оспариваемому чиновниками проекту «Южного потока». Сам же «Газпром» едва ли можно обвинить в какой-то враждебности к болгарам: в рамках антимонополки он отказался от своих требований к Софии возместить ущерб от её неожиданного отказа строить «Южный поток».
— Маловероятно, что Еврокомиссия серьёзно отнесётся к предложению Болгарии, — заметил в разговоре с Лайфом немецкий эксперт, редактор Energy Post (Германия) Карел Бекман. — Это желание отомстить и одновременно не упускать возможности сохранить свои доходы видно невооружённым глазом.
По расчётам аналитиков, «Южный поток» объёмом в 63 млрд куб. м газа в год мог принести Болгарии порядка 400 млн евро дополнительных доходов от транзита газа. Контракт «Газпрома» на прокачку газа по болгарской ветке истекает как раз в 2020 году, по оценке Бекмана, если он не будет продлён, Болгария лишится и уже имеющихся у неё 300 млн евро ежегодных доходов. Российский газ обеспечивает около 90% всех газовых потребностей страны.
Требования Болгарии никоим образом не связаны с сутью претензий ЕК к «Газпрому», соглашается с Бекманом ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
— Возможно, «Газпрому» выгоднее не протестовать, а, наоборот, даже согласиться на требования Болгарии и вернуться к «Южному потоку», — предлагает он. — Выигрывают в таком случае все: для «Газпрома» это принесёт укрепление отношений с ЕК, а для ЕК — уменьшение ожидаемой зависимости от непредсказуемой Турции.
Единственный вопрос — как к этому отнесётся Анкара, сама желающая стать главным газовым хабом Европы...
суки болгарские… так и думал что они заднюю включат...
Вот и по смотрим за что миллеру баснословные гонорары платят и как он эту ситуацию разрулит
для Германии тоже лучше через Болгарию пускать газ. на Болгарию всегда можно будет надавать, а на Турцию фиг. Эрдоган сильно непредсказуемый кадр