Большие распри в ЕС: почему Польша конфликтует с Францией и Германией

отметили
27
человек
в архиве

Еще два года назад казалось, что в отношениях главных игроков Евросоюза — Франции и Германии, и Польши, которая всегда стремилась войти в неформальную группу лидеров объединения, существует полная идиллия. Приход к власти в Польше осенью 2015 года консервативной и евроскептической партии Право и справедливость (ПиС) изменил не только вектор развития страны, но и отношения с франко-германским тандемом. После избрания президентом Франции Эмманюэля Макрона, пообещавшего ввести санкции против Польши за подрыв ценностей ЕС, конфликт может еще больше разгореться.

Сложная дорога к компромиссам

Еще в 1991 году Франция, Германия и Польша договорились о формате консультаций по важным международным вопросам. Этот формат получил название Веймарский треугольники содейстовал интеграции Польши в ЕС и НАТО. Он был выгоден всем — Польше для укрепления своего веса среди посткоммунистических стран Вышеградской группы, Германии — для решения накопившихся исторических противоречий с Польшей, ну а в Париже рассматривала Варшаву как союзника, который уж точно не будет радикально сближаться с только что объединившейся Германией, которая внушала опасения некоторым французским политикам.

Однако между странами были и противоречия — Польша так и не вступила в еврозону и не содействовала развитию оборонного компонента ЕС, что было важно для Франции и Германии. В Варшаве считали, что НАТО куда более надежный гарант безопасности, и создание какой-либо европейской системы безопасности может дать повод США отказаться от активного участия в обеспечении безопасности Европы.

Существенными были противоречия в подходах к отношениям с США и Россией: польская политика в некоторые годы выглядела как проамериканская и антироссийская. В 2003 году Польша поддержала интервенцию США в Ираке в противовес франко-германской позиции. В 2008 году польское правительство Дональда Туска активно поддерживало предоставление Плана действий по членству в НАТО Украине и Грузии, а Германия и Франция выступали против.

Приход к власти администрации Барака Обамы многое изменил. К 2009 году в американо-польских отношениях накопились противоречия — польские компании не получили больших контрактов в Ираке, а польские граждане — безвизового режима с США. Под впечатлением российско-грузинской войны, политики Хиллари Клинтон и Обамы по перезагрузке отношении с РФ, отказа США от размещения ПРО в Восточной Европе, польское правительство Дональда Туска начало выступать за усиленное развитие оборонного сотрудничества в ЕС и возможность создания военного штаба ЕС. В Варшаве просто решили, что путь к лидерству в ЕС лежит как раз через более тесные отношения с Францией и Германией. В 2014 году Туск был избран главой Евросовета, что символизировало высшую точку дружбы трех государств.

Точки преткновения

Настоящие испытания для Веймарского треугольника начались после прихода к власти правительства Права и справедливости в ноябре 2015 года. Это событие изначально не предвещало ничего хорошего для отношений Польши с Германией. Еще в 2006-2007 годах лидеры ПиС — братья — Лех Качиньский, на тот момент президент, и Ярослав Качиньский, премьер, создали ряд кризисов в ЕС и критиковали правительство Меркель за чрезмерную близость с Россией. После выборов в 2015 году лидер ПиС Ярослав Качиньский стал новым лидером Польши — нынешние президент Анджей Дуда и премьер Беата Шидло фактически находятся у него в подчинении. Не было ничего удивительного в том, что конфликт с Германией возобновился. Однако польские власти умудрились побить горшки и с Францией.

Во-первых, противоречия возникли из-за внутриполитического курса нового правительства — попыток поставить под контроль Конституционный трибунал (суд), путем принятия закона, его парализующего — о том, что суд может заседать только в полном составе. На уровне Европарламента была принята резолюция о проблемах с верховенством права в Польше, новый закон, как подрывающий систему сдержек и противовесов, вызвал критику и в крупнейших европейских столицах. В Варшаве естественно считают подобную критику вмешательством во внутренние дела.

Масла в огонь подлила реализация проекта газопровода Nord Stream 2, cреди акционеров которого немецкие корпорации BASF, Wintershall, E.ON и французская ENGIE. Польша осудила позицию стран Западной Европы в поддержку строительства газопровода и считает, что он не отвечает нормам ЕС. Газопровод мощностью 55 млрд кубометров, который соединит Германию и Россию по дну Балтийского моря к 2020 году в дополнение к уже существующему Nord Stream, подорвет роль транзитеров газа в Европу — Польши, Украины и Словакии, и нет ничего удивительного, что у всех трех стран позиция по газопроводу резко негативная.

В связи с миграционным кризисом Польша возглавила группу стран Вышеградской группы, недовольных квотами на прием беженцев. В сентябре 2015 года еще предыдущее правительство польских либералов согласилось на квоту в принятие 7 тысяч беженцев на польской территории. Хотя цифра небольшая, на фоне принятого Германией 1 млн мигрантов, новое правительство Права и справедливости отказалось от выполнения этой квоты.Такое решение продиктовано в том числе непопулярностью приема мигрантов среди большинства поляков.

Наконец, в октябре 2016 года польское правительство отказалось от контракта на 3,5 млрд долларов по закупке 50 вертолетов H225M Caracal корпорации Airbus, в которой 11% акций принадлежит правительству Франции. Вместо них в Польше решили купить вертолеты американской корпорации Lockheed Martin. Президент Франции Франсуа Олланд мгновенно отменил визит в Польшу, и приказал распаковывать чемодану министру обороны Жан-Иву Ле Дриану, который кстати занял пост главы МИД в правительстве Эмманюэля Макрона. Отягчающим обстоятельством было то, что по словам экс-президента Польши Александра Квасьневского, контракт был подписан с учетом отказа Франции поставлять России Мистрали, и был своего рода дополнительной компенсацией для французской промышленности.

В апреле 2017 года конфликт между Польшей и Францией проявился в ходе французской избирательной кампании. Эмманюэль Макрон пригрозил Польше санкциями за нарушение ценностей ЕС, а Ярослава Качиньского назвал другом Марин Ле Пен. “Если правила и ценности ЕС не уважаются, я хотел бы принять санкции. Через три месяца после моего избрания будет решение по Польше“, — заявил будущий президент, добавив, что с Польшей существует конфликт по вопросу ценностей и беженцев.

Польские власти выразили возмущение заявлениями Макрона. 4 мая, перед вторым туром выборов во Франции, когда уже было ясно, что он будет избран президентом, Анджей Дуда в интервью TVP Info сказал: “Если речь идет о кандидате в президенты Франции Макроне, учитывая его высказывания, скажу: если он победит на выборах, то вынужден будет поработать над восстановлением в Польше доверия к себе и к Франции“.

Уже после 26 мая последовало заявление главы МИД Польши Витольда Ващиковского о далеко зашедшей политической интеграции в ЕС. “Мы должны снова обдумать проект европейской интеграции. Возможно в политической сфере он слишком амбициозный“, — заявил он на конференции в Братиславе.

Ситуация ухудшается тем, что польское руководство похоже больше готово полагаться на дружбу с администрацией Трампа, чем с Францией и Германией. В Варшаве подчеркивают, что уже выделяют 2% ВВП на оборону, в отличие от большинства европейских членов НАТО, включая Францию и Германию. Анджей Дуда в ходе недавнего саммита НАТО заявил, что оборонные расходы повысятся до 2,2% ВВП к 2022 году. Немаловажную роль играет и желание Польши сохранить американский контингент, присутствующий на территории страны в рамках усилий НАТО по обеспечению безопасности восточных членов альянса.

Похвала Трампа в адрес Польши за высокие оборонные расходы и его согласие, по данным польского правительства, совершить визит в Варшаву, вызвали радость у польских чиновников. В то время как отношения США и франко-германского тандема не в лучшем состоянии, польское руководство фактически солидаризируется с администрацией Трампа по требованиям повышения оборонных расходов. В Берлине же такие требования вызывают едва скрытое раздражение.

Гордое одиночество польского правительства

Нынешнее польское руководство себя позиционирует как носителя альтернативных ценностей в ЕС. Мол, пока Западная Европа отстаивает однополые браки, гендерное равенство, прием мусульман-мигрантов, аборты, в Польше будут отстаивать христианские ценности, традиционную семью, отказ от приема мусульман-мигрантов. Делается сознательное противопоставление — мы и они, в том числе с претензией собрать вокруг Польши группу государств, где руководство разделяет подобные ценности. Эти попытки направлены, прежде всего, на Чехию, Словакию и Венгрию, подчеркивается, что с ними Польшу объединяет общая история и опыт. Но успех такой затеи сомнителен — по крайней мере власти Чехии и Словакии вряд ли будут втягиваться в конфликт с франко-германским тандемом, хотя и недовольны миграционными квотами.

Да и среди оппозиционных правых политиков в Европе вряд ли найдутся много тех, кто будет поддерживать польское правительство. Просто ниша “альтернативных ценностей“ давно занята Кремлем. Не все, но многие правые популисты Европы, которые также против однополых браков и исламской миграции, оказались на кормлении у Москвы, и сотрудничество с ними неприемлемо для польской власти. Даже премьеру Венгрии Орбану доверять нельзя, учитывая засилие российских спецслужб в этой стране и тесные экономические связи с РФ.

Трагикомедия, разыгравшаяся в марте, когда польские власти хотели не допустить переизбрания на должность главы Евросовета Дональда Туска — давнего оппонента Ярослава Качинського и первого поляка на этой должности, а Польшу никто из остальных 27 стран ЕС не поддержал, лишний раз показывает, что в Варшаве переоценивают свои возможности.

Таким образом, польское руководство останется, скорее всего, в полном одиночестве в конфликте с Германией и Францией. Пойти на встречу миграционной политике ЕС для Польши после развернутой кампании против приема беженцев, оправданий Беаты Шидло о наличии миллиона беженцев из Украины, которых на самом деле несколько десятков человек, будет равносильно самоубийству. Рейтинг правящей партии этой уступки не выдержит. Намерение Макрона добиваться более тесной интеграции стран еврозоны лишь породит новые противоречия в отношениях Франции и Польши, выступающей против Европы разных скоростей.

Сейчас президент Польши Дуда призывает Макрона перезапустить франко-польские отношения. В рамках саммита НАТО 25 мая прошла их встреча, на которой было решено провести первый за шесть лет саммит Веймарского треугольника на высшем уровне в августе во Франции, но он вряд ли улучшит отношения трех государств. В итоге Польша рискует остаться в ссоре с Францией и Германией и завышенными ожиданиями от администрации Трампа.

Добавил precedent precedent 30 Мая 2017
проблема (6)
Комментарии участников:
Tamriko
0
Tamriko, 30 Мая 2017 , url

Пшеки всегда были и остаются заносчивыми снобами. А когда их побивали — затаивали злобу на века...

Хорошая статья, познавательная. Вам +, Прецедент.

Tamriko
+1
Tamriko, 30 Мая 2017 , url

А Украина никогда не была нэзалэжной. Она всегда была под кем-то на протяжении всей истории своей ( если вообще она у них когда-либо была своей)...



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать