Российскую технологию дистанционной реабилитации представят врачам из Евразии
На Евразийском ортопедическом форуме, который пройдет в конце июня в Москве, будет представлен передовой практический опыт в разных областях травматологии-ортопедии. Один из мастер-классов посвящен дистанционно-контролируемой реабилитации. О ней рассказывает директор Лечебного кластера ГК «Медси» Константин Лядов, который возглавляет научную группу создателей этой инновационной российской технологии.
– Константин Викторович (Лядов К.В. -д.м.н., профессор, академик РАН), почему вы решили разработать технологию дистанционной реабилитации?
– Необходимость в ней назрела давно, так как у травматологов и ортопедов все больше возможностей для проведения высокоэффективных оперативных вмешательств с применением высоких технологий, но затем необходимо сохранить полученные результаты и обеспечить физическое, а также психологическое восстановление пациента. Особенно остро эта проблема встает после того, как человек выписан из стационара, но у него имеются ограничения в подвижности, из-за которых отсутствует возможность посещать реабилитационный центр. К тому же далеко не везде есть квалифицированные специалисты в области реабилитации. А представление о том, что больные смогут самостоятельно заниматься дома, ошибочно.
– Расскажите, как организован процесс дистанционной реабилитации?
– Мы называем эту технологию дистанционно-контролируемой реабилитацией, потому что в основе лежит регулярный контроль инструктора в режиме онлайн над восстановительным процессом. Все начинается с отбора пациентов по специальной методике. Затем медицинский специалист вместе с медтехниками приезжают к пациенту домой и устанавливают специальное оборудование, а также видео-конференц-связь через интернет. Пациент и его родственники получают инструкции, как организовать процесс занятий. Формируется программа реабилитации на 21 день и устанавливается время выхода в эфир инструктора и пациента. Благодаря этому человек постоянно чувствует поддержку, может задать волнующие его вопросы, а инструктор в любой момент может подключить к работе нужных специалистов – клинического психолога, логопеда, невролога, эндокринолога, физиотерапевта, чтобы обсудить результаты и скорректировать уровень нагрузки. В конце периода реабилитации группа медицинских специалистов оценивает результат по международной классификации. Они выезжают на дом к пациенту для осмотра и оценки его состояния, после чего оборудование вывозится.
– На какие группы пациентов рассчитана методика?
– На широкий спектр заболеваний, связанных с нарушением двигательных и когнитивных функций организма. Мы оказывали помощь пациентам после инсультов и эндопротезирования, после тяжелых черепно-мозговых и спинальных травм, после тяжелых комбинированных операций: на костях таза, верхних конечностях, плечевом суставе. Тем самым лечебное учреждение может уменьшить затраты, связанные с пребыванием пациента в стационаре, притом что качество оказываемой помощи не снижается, а восстановительный процесс проходит в комфортных для больного домашних условиях. По нашим расчетам, сейчас в среднем по России на двухнедельный реабилитационный курс второго этапа требуется 44-48 тыс. рублей, а дистанционный курс обходится в 22-24 тыс. Возможность дистанционной работы существенно расширяет охват пациентов, освобождает временные, финансовые и другие ресурсы для оказания помощи больным с наиболее тяжелыми патологиями, которым требуется реабилитация второго этапа в стационаре. Однако эту технологию могут использовать не только реабилитационные, но и хирургические, геронтологические центры, санатории, дома проживания пожилых людей.
– Существуют ли аналоги технологии, которую разработала ваша научная группа?
– Аналогов нет ни в России, ни в других странах. Два года назад мы впервые рассказали о нашей технологии за рубежом, на конференции в Глазго, и тогда иностранные коллеги высказали сомнение в ее экономической целесообразности, так как, по их мнению, работа с инструктором онлайн будет стоить дорого. Но мы на практике доказали не только социальную, клиническую, но и финансовую эффективность технологии, все методические решения полностью проработаны. Мы уверены, что дистанционно-контролируемая медицинская реабилитация может стать полноценной заменой части стационарных услуг, и готовы делиться опытом. В медицине есть целый ряд направлений, где Россия выступает первой. Надеюсь, что дистанционная реабилитация станет одной из них, тем более что специально для этой технологии отечественные инженеры разработали инновационное мобильное оборудование.
– В чем его инновационность?
– В сотрудничестве с нашей научной группой производственная компания «Орторент» предложила комплексное решение для дистанционно-контролируемой реабилитации, она же осуществляет техническую поддержку внедрения проекта на территории России. На данный момент существует линейка из 15 механотерапевтических аппаратов со специальным программным управлением для восстановления двигательных функций, в ближайшей перспективе серия расширится. Основное отличие наших аппаратов от зарубежных аналогов в том, что они генерируют протокол лечебного процесса, что обеспечивает обратную связь и пациенту, и врачу. Предусмотрена возможность настраивать их на любой рост, даже ребенка, и затем дистанционно регулировать работу приборов, меняя нагрузку на организм. Вскоре производитель получит сертификат соответствия СЕ, который позволит поставлять аппараты в Европу.
– Сколько российских пациентов уже прошли курс дистанционной реабилитации?
– По подсчетам специалистов «Орторента», примерно за 4 года развития проекта курс реабилитации с использованием их оборудования прошли уже около 2500 пациентов. Мы начали применять технологию в столице России в 2013 году при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения Москвы. В ноябре 2016 года дистанционная реабилитация была успешно внедрена в Ивановской области на базе Медицинского центра «Решма» ФМБА России. С весны 2017 года методику активно осваивают врачи Республики Татарстан, сейчас к проекту присоединяется Пермский край, есть заинтересованность у Тюменской области и ряда других субъектов РФ. Я уверен, что в ближайшие 2-3 года мы будем наблюдать взрывное развитие дистанционно-контролируемой реабилитации, особенно после принятия в России закона о телемедицине и включения системы дистанционного консультирования в программу ОМС, так как Министерство здравоохранения РФ на практике убедилось в ее эффективности и оказывает нам всестороннюю поддержку.
– Расскажите о приоритетах вашей научной группы при дальнейшем развитии технологии.
– Мы работаем над тем, чтобы сделать ее максимально доступной за счет использования мобильной связи. Уже разработано специальное техническое решение совместно с отделом инноваций МТС, мы подписали соглашение на тестирование программы. Это позволит использовать не только видео-конференц-связь и выделенную линию интернета, но и обычные смартфоны, с помощью которых изображение будет выводиться на экран компьютера, где пациент и инструктор смогут видеть друг друга. Но при этом необходимо использовать специальную систему контроля качества для подтверждения эффективности и безопасности процесса реабилитации.