Какой-то пересказ научно-популярных статеек, публикуемых Барбаном.
Лучше бы рассказал почему с его «эффективным менеджментом» у Сбербанка такие высокие тарифы. Впрочем, справедливости ради, Сбер давно перестал быть аналогом Почты России. И на том спасибо.
Речь-то ему писали, а он максимум озвучил или дал почитать («сама сама»)
Просто он готовит персонал Сбербанка к масштабному сокращению...
29.06.2017, 19:50
Сбербанк втрое сократит число бухгалтеров
Глава Сбербанка Герман Греф в ходе лекции «Новые технологические тренды и модели эффективного менеджмента» в екатеринбургском Ельцин-центре заявил, что банк собирается сократить втрое число бухгалтеров в штате. «В Сбербанке работало 33 тыс. бухгалтеров, на сегодняшний день у нас их работает 1,5 тыс., а будет работать 500 человек»,— приводит его слова «Интерфакс».
Господин Греф при этом не уточнил, когда будет произведено сокращение. Он добавил, что также будет уменьшаться штат андеррайтеров: их численность в течение трех лет сократится с 4,5 тыс. до 1,5 тыс. человек. «В Сбербанке шесть лет назад в бэк-офисе работало 59 тыс. человек, сегодня работает 12 тыс., в 2018 году будет работать 5 тыс. человек. По нашим оценкам, еще через три года будет работать в лучшем случае тысяча»,— завершил глава Сбербанка.
В первом квартале года Сбербанк уже осуществил крупное сокращение штата. На 31 марта численность сотрудников составляла чуть более 314 тыс., в то время как на 31 декабря прошлого года сотрудников в Сбербанке было более 319 тыс.
В январе господин Греф рассказал, что крупнейший работодатель российской банковской системы к 2025 году намерен сократить половину из 330 тыс. сотрудников. Таким образом, без места может остаться каждый пятый сотрудник банка.
Все что нужно знать о молодом реформаторе Грефе и его политике в сбере
Просто общие впечатления и рассуждения.
С чего все началось.
2000 год, я — вчерашний студент с минимальным опытом работы, по знакомству попадаю в лучшее отделение Сбера в миллионном городе. ИТ-служба, как тогда называлось — отдел информатики и автоматизации банковских работ.
Прекрасный коллектив в отделе (половина — старше меня всего на год-два), суровый начальник, понятная работа, стабильная зарплата (для 90-х, начала 2000 — это очень важно) + приличная премия. Зарплату из-за инфляции повышали каждые полгода-год, кредит под 23% годовых — какая ерунда, все отделение было в поручителях друг у друга, народ покупал квартиры-машины.
Самое главное — все работали на прибыль конкретного отделения. Все было просто и понятно. Само отделение зарабатывает прибыль, премия рассчитывается исходя из прибыли. И каждый сотрудник (вплоть до уборщицы и дворника) получает эту премию. Поэтому в нашем отделении работали лучшие из лучших. Народ переводился из отделений в других районах к нам, пускай ехать через весь город, а то и дальше, но зато за свою работу ты получаешь реальные деньги. И наши кадры могли выбирать. Были переработки, как без этого, но все понимали — да, ты сейчас задерживаешься после работы, но ты работаешь на прибыль банка (конкретного отделения) и потом получаешь очень хорошую премию. Не хочешь так работать — переводись в другое отделение, работай по графику, премия маленькая, зато без напряга.
Был достаточно дружный коллектив во всем отделении, были совместные выезды на природу, соревнования.
Потом началось… Сначала внезапно решили, что операционные работники (кассиры и контролеры в доп.офисах) — это ни кто, напрямую они на прибыль банка не влияют, премия им — не больше 25% от оклада и все. Народ был в шоке. Приличная часть тут же разбежалась по доп.офисам в другие отделения и банки, которые ближе к месту жительства. Зачем ехать через весь город, впахивать, когда можно работать в доп.офисе рядом с домом и получать те же +25% от оклада? Я тогда как раз обслуживал доп.офисы, заведующие мне постоянно жаловались на ставшую после этого нововведения офигенную текучесть кассиров. Контролеры еще как-то держались, а кассиры — ну просто «кузница кадров». Приходи новенькая, обучается, год работает и уходит в другой банк, уже со стажем.
Сейчас конечно ситуация совсем другая, но тогда это было первым потрясением. Как так не понимать и не просчитывать ситуацию, внедряя такое новшество — это было для меня шоком. Кто вообще такие решения принимает? Зачем, для чего? Сиюминутная прибыль?
Но это было только начало.
Ну, а дальше началось «учить слона танцевать». Сокращения и аутсорсинг. Впрочем, ни чего нового:
Сентябрь 2005г. — "Дитер Зецше, который возглавил Mercedes-Benz 1 сентября этого года, предпринимает меры для повышения эффективности работы компании, которая во втором квартале получила операционную прибыль всего в 12 млн. евро.
Автомобилестроительный концерн DaimlerChrysler AG намерен сократить 8500 рабочих мест для повышения рентабельности своего немецкого подразделения Mercedes-Benz, сообщает The Wall Street Journal. Работникам будет предлагаться, по крайней мере на первом этапе, уволиться добровольно в обмен на финансовые выплаты в течение года."
То есть, если по простому. Вы возглавляете компанию, которая собственно, не является убыточной, но и не так что бы супер прибыльной. А ваша премия зависит от прибыли всей компании. Что делать? Элементарно!
Под лозунгом преобразований (они безусловно проводятся, но не это главное) сокращаем персонал, прибыль увеличивается, премия топ-менеджеров и персонально руководителя растет! Профит! Давно отработанная и обкатанная схема.
Главное при этом говорить, что прибыль растет от нововведений, произносить красивые и модные слова, проводить ребрендинг, менять вывески и прочее. И сокращать и сокращать и сокращать. Тогда, несмотря на провалы и неудачи от нововведений, из-за постоянных сокращений прибыль будет расти и расти.
Можно объявлять программу переформатирования филиалов, открывать новые и переносить старые, открывать центры обслуживания. Потом их закрывать, объявлять, что все обслуживание уходит в он-лайн — это не важно.
Можно сначала отказываться от обслуживания физ.вкладов (а зачем собственно, когда можно брать у западных банков кредит под мизерный процент, затем выдавать эти деньги внутри страны под больший процент, а на разнице жить в шоколаде!), затем, после санкций — опять начинать призывать работать с физ.лицами — это все не важно.
Главное, что бы была «движуха», что бы этим всем прикрывать постоянно сокращение персонала. Не будет сокращения — прибыли не будет, премия у топов упадет. Все же ясно.
Первый раз я реально ржал, когда узнал историю, про перевод наших электриков на аутсорсинг. Два электрика, зарплата с премией тогда была у каждого около 30, итого вместе получали 60-70 тыс в месяц. При этом, их дергали когда нужно, 24 часа, 7 дней в неделю.
Но, нужно их сократить и перейти на аутсорсинг. Ок, 16 филиалов + отделение, режим сопровождения 24/7, стоимость в месяц — 600 тыс.рублей. ЩИТО?! Это была реакция «умных» экономистов сверху. Как так? А вот так. Все честно, играли конкурс, три фирмы в городе, 17 объектов, круглосуточный режим обслуживания. А как вы хотели?
В результате, заключили по сути фиктивный договор с аутсорсинговой фирмой, где эти два электрика числились как разнорабочие. На те же 70 тыс. в месяц. Которые им же и выплачивались. Но это вообще-то электрики! Им допуск нужен и прочее. Один сразу ушел.
Так же песня была с уборщицами, сантехниками и так далее. «Фауст. Всё утопить.»
Затем очередь добралась до ИТ. Сначала стали сливать воедино отделы в отделениях, затем перевели в дочернюю организацию «Сбербанк-сервис».
А теперь вопрос. Заинтересован ли работник сторонней организации в прибыли обслуживаемой им организации? Ответ — нет!
Ему нужна прибыль своей, аутсорсинговой (или дочерней) фирмы! А на прибыль обслуживаемой организации ему собственно до лампочки.
Раньше человек сидел на окладе + премия банка. И делал свою работу, зная, что от прибыли банка зависит его доход. Была мотивация именно на прибыль банка.
А теперь, ему собственно пофиг на прибыль банка. Важна прибыль ООО «Сбербанк-Сервис» (СБС). То есть, чем больше заявок, чем сложнее их исполнить и чем дольше — тем выгоднее для СБС, но не для Сбера (понятно всем казалось бы).
И картина маслом. Раньше Пупкин приходил в филиал для замены компа и параллельно делал все остальное («Вася, а вот у нас принтер что-то барахлит, Вася, а вот глянь, у меня что-то считыватель не работает, а вот телефон гудит»). И Вася делал, чего не делать то, если может. И банку выгодно.
А теперь — неее. Вот есть заявка на замену компа и только это он делать и будет. Причем не как можно быстрее, а как SLA сервис велит. И не быстрее, зачем? И телефоны — это извините, другой человечек по SLA, а принтер — третий. Чтобы все были заняты, все делали строго по SLA и не быстрее и как можно больше заявок.
Часть ИТ оставили в Подразделении Центрального Подчинения (ПЦП), а потом решили создать центры компетенции. С релокацией.
Ну действительно, зачем специалисту по телефонии, ЛВС или серверам сидеть непосредственно в отделении?! Нужно собрать их всех в едином центре, например всех специалистов по телефонии перевезти в Нижний Новгород. И пускай они там все дружно, разом, разгребают заявки в режиме 24/7.
Трудности переезда? Семья, квартира, дети? Вы вообще про что? Это все ерунда, главное — «мы помогаем осуществить мечту!».
Самое смешное, что (цитирую): «Релокация персонала – одно из оптимальных решений проблемы дефицита кадров.» ДЕФИЦИТА, КАРЛ! Когда вы открываете новое производство и вам край нужны туда специалисты.
Но когда у вас уже есть эти специалисты и сидят они в нужных местах, в конкретных точках, которые требуют обслуживания, зачем их перемещать в единые центры, удаляя из этих точек?! Это не релокация, это просто — сокращение персонала.
На релокацию соглашаются 5-10%. И дело даже не в переезде, а полной неопределенности. Вам честно (что конечно хорошо) говорят, что да, вот сейчас центр компетенции для серверов там то, а через год — не известно. Супер да? Меняй жилье, дети — дет.сад/школа/институт, семья, родители и все без малейшей уверенности в том, что ты в новом городе проработаешь больше года. Многие (и я в том числе) были бы согласны на переезд, но с долгосрочной перспективой, а так — полная неизвестность.
Соглашаются единицы, а у новых сотрудников, которых набирают на местах — зарплата в минимальной части «вилки».
Что получили? Правильно, сокращение затрат, прибыль банка, премия топов растет!
При этом, ни кто не против изменений в банке для улучшения обслуживания клиентов. Но по факту что получили? Красивую картинку, «движуха», постоянные лозунги и сокращение персонала, увольнение специалистов.
Есть же простые системные принципы.
1. У любой системы должна быть обратная связь. Иначе система не стабильна. По факту, все нововведения в сбере спускаются принудительно сверху, обратная связь как бы есть (постоянные опросы и прочее), но реально, её нет. Итог — постоянные метания в стратегии. Рядом с домом филиал Сбера. За 7 лет его капитально ремонтировали ТРИЖДЫ! В рамках разных программ. Сейчас собираются закрывать в рамках новой программы. Такая же петрушка с многими системами и ПО. Закупают, внедряют, через год-два — ой, давайте по другому! И многомиллионное оборудование не нужно. Закупаем новое.
2. Надежность системы определяется её избыточностью. Хотите надежность — создавайте избыточные, дублирующие модули. Да, затраты повышаются, но надежность возрастает. Сбер взял курс на снижение затрат (прибыль растет, премии топов растут). Ну тогда получайте низкую надежность. Те же центры компетенции — свели всех спецов по телефонии в одно место. Народу конечно надо меньше, зарплаты ниже. Но зато время обработки заявок увеличилось, качество ухудшилось. Раньше в каждом отделении были свои сервера, своя БД, свои админы. Избыточно? Еще бы! Но зато, если где-то в отделении происходил сбой, остальные продолжали работу. Теперь все в одном-двух центрах, сбойнуло — в масштабах всей страны.
Хоспади, эти люди словно не слышали: «В 1962 году Пол Бэран (Пейсах Баран, Paul Baran) из RAND Corporation подготовил доклад «On Distributed Communication Networks». Он предложил использовать децентрализованную систему связанных между собой компьютеров (все компьютеры в сети равноправны) которая даже при разрушении её части будет работоспособна. Этим решались две важные задачи — обеспечение работоспособности системы и неуничтожимость данных, которые оказываются сохранёнными на разнесённых друг от друга компьютерах.».
Писать про эту «движуху», «катание ваты» можно долго. Всем, кто все это наблюдает изнутри, давно явно — это просто пыль в глаза, красивая картинка, цель одна — сокращение персонала, получение за счет этого прибыли, премии топам.
«Президент Сбербанка Герман Греф назвал неконкурентоспособной IT-инфраструктуру крупнейшего банка страны. Сбербанк с помощью компании GridGain полностью поменяет платформу, пообещал Греф» — полет валькирий продолжается.
В 2017 году релокация добралась и до меня. Смысла в ней для себя не увидел. В предлагаемых городах жилье дороже, зарплата такая же, перспективы — крайне туманные, сами руководители говорят, что стабильности не более, чем на год. Что дальше — ни кто не знает. Соглашались в основном из областных городков (по понятным причинам) и те, кому уже за 50, тоже по понятным причинам. Это мизерная часть сотрудников, сами руководители центров компетенции говорят, что в результате этой релокации теряют много ценных кадров.
Что дальше будет со Сбербанком? Конечно он не рухнет. Конечно, «движуха» и «катание ваты» будет продолжаться. И сокращения будут идти. Чем закончиться? По слухам, кое-кому очень нравиться Тинькофф банк
Про себя могу сказать, что о работе в Сбере ни чуть не жалею. До 2008 года было вообще все прекрасно, не работа, а мечта. Затем началась движуха, метания, но собственно, если бы не сокращения (или разумные сокращения) персонала — это так же было весьма интересно. Да собственно любая работа интересная, если она разнообразная, требует решения нестандартных задач, нестандартных подходов. Скучать точно не приходилось.
Грусть по коллективу. Все же пришел в Сбер в 22 года, а ухожу в 39. По сути — целый этап в жизни, молодость и часть среднего возраста прошла в Сбере. Наверное такого коллектива и таких отношений уже не будет другом месте.
Хотя… Кто знает
Отсюда
Автор этого теста точно не Греф — я лично слышал как и что он говорит — столько умных слов сразу без бумажки он сказать не в состоянии.
могу сказать, что вышесказанное, с некоторыми вариациями — распространенная практика в крупных распределенных по России компаниях.
Это не Греф придумал, это современные методики, но Греф, судя по статье, падок на все новое и современное и поэтому внедрил у себя как можно быстрее.
Валер, спасибо за материал и работу, но этот подонок, по фамилии Греф, у меня вызывает один негатив(((
Тогда «н» — без обид. Это же не мне и не новости, а Грефу.
Иначе осадочек на душе у тебя будет весь день, как минимум.
А сегодня — на минуточку — пятница. Ведь вино же внутрь не польется, в горле застрянет!
И можно на этом закорешиться. Мне в игноре с тобой ходить надоело.
Самое время ударить по рукам. И Грефу, и нам.
Греф реально бредит. Чего стоят его слова об оцифровке медицинских данных пациентов. В районных поликлиниках нет нормальных лабораторий для проведения анализов крови, в связи с чем лаборанты просто выбрасывают образцы и направления делая вид, что ничего не получали и никто из пациентов анализы не сдавал, или просто пишут результаты от балды. Это такие результаты по Грефу будут оцифровывать? Прежде чем переходить к цифровой экономике нужно станки, приборы и прочее оборудование привести в соответствие с цифрой. Пи@дабол он конченный и скорее всего просто его сотоварищи нашли новый способ стырить деньги из этой государственной программы. Наверняка эту схему чубайсята придумали.
где-то будут делать, и технологии анализа сырых данных включают в себя удаление outliers. Machine Learning в Health щаз большая тема куда сунулись всякие гуглы, если сидеть и делать станки и параллельно не развивать эту тему можно остаться с хуем и потом покупать лицензии от майкрософт пока фстренджи будут орать что опять их беднях обделили а вот в «нормальных странах»
Правильно ты всё говоришь. Только речь о том, что предлагается потратить на цифру несколько триллионов деревянных, что никак не влезает в обозначенную тобой проблему. Я беспокоюсь за то, что очередной поток бобла будет направлен мимо тех проблем, которые и без цифры давно известны. Вот как быть с деревянными сортирами в провинции. Пусть Греф расскажет, как цифра поможет заменить их на нормальную канализацию с очистными сооружениями. Эта новая фишка чубайсят по распилу бюджета. Аналогично всё как и со строительством дорог по смете в 1 млрд. 200 млн. рублей за 1 км. проезжей части.
туда и так вбухали нормально. правительство открывает все больше и больше данных. на это тоже бабки нужны + образование и прочее и прочее. нужно комплексно делать, время для IoT, Big Data уже наступило это текущие реалии, без этого возникнут сильные перекосы в развитии как это было в СССР.
му-хрю, бюджет, опричники, каратели задрочили тебя бедного — сосни ка хуйца.
ты к теме топика отношения не имеешь, нихуя не знаешь и вместо какой-то конкретики блеешь замшелые либтардские мемы.
Никому из нас не удастся сидеть в засаде
Раздался голос из засады… )
Хотя засада это нечто другое, предпологающие выжидание добычи… Отсидется в тихом месте, имел ввиду гений… ))
Греф не провидец, уровень любителя у него в этих вопросах.
Но зато Сбербанк стал получше, и акции его растут в цене.
Неглупый в целом товарищ.