В Польше впервые на государственном уровне отмечают Национальный день памяти жертв Волынской трагедии. 11 июля 1943 года отряды украинских националистов атаковали сразу 150-т польских сел на Волыни, уничтожив 100 тысяч человек. Год назад Польский Сейм назвал Волынскую резню геноцидом и призвал Киев не превращать карателей в героев. Но в Киеве это решение осудили. Мемориальные акции под лозунгом «Стоп, Бандера!» проходят в эти дни по всей Польше.
Даже природа плачет сегодня с теми, кто пришел в Волынский сквер в Варшаве. Герой Советского Союза Мирослав Гермашевский причисляет себя к обществу кресовян — поляков, проживавших до 1940 годов в Восточных Крессах — на территории нынешней западной Украины, Белоруссии, Литвы, пострадавших во время нападений украинских националистов. Единственный польский космонавт и сам чуть не погиб, когда каратели украинской повстанческой армии нагрянули в село Липники, где жила его семья. Убегая от бандеровцев, мама Гермашевского выронила своего младенца в поле. Почти всю ночь он пролежал в снегу, но близкие сумели отыскать его и спасти.
«Погибшие от рук бандеровцев — навеки в наших сердцах. Их нельзя забывать. Тогда в Липниках были убиты и мой дед, и тети, и братья — всего 18 членов нашей семьи. Отряды УПА (запрещена в РФ) казнили всех жителей поселка только за то, что они были поляки», — рассказал летчик-космонавт, герой Советского Союза Мирослав Гермашевский.
В разных польских воеводствах сегодня вспоминают о трагических событиях, произошедших ровно 74 года назад. По всей стране проходят памятные шествия, в костелах зажигают свечи и организуют специальные богослужения.
11 июля в Польше официально признано национальным Днем памяти жертв геноцида, совершенного подразделениями ОУН УПА (запрещена в РФ) во время Второй мировой войны. Год назад польский Сейм признал Волынскую резню геноцидом и призвал Украину не героизировать карателей, на счету которых десятки тысяч замученных поляков, евреев, чехов и армян.
Польские власти долго пытались замалчивать неудобную для польско-украинских отношений тему, но кресовяне настойчиво требовали восстановить историческую справедливость и отдать дань памяти погибшим. И официальной Варшаве все труднее было молчать о том, что происходило в тот день, вошедший в историю, как кровавое воскресенье. Тогда в 43-м УПА — боевое крыло Организации украинских националистов Степана Бандеры — проводило массовые этнические чистки. 11 июля кровавые события достигли своего апогея. Каратели окружили полторы сотни сел, где проживало в основном польское население, и учинили жестокую расправу над мирными жителями.
«Глаза выкалывали, уши отрезали. Женщинам отрезали груди, мужчинам вспарывали животы», — рассказал Эдвард Дембский, член общественной организации Всемирный конгресс кресовян.
Эдвард Дэмбский вспоминает, что отец его все время плакал, когда рассказывал о том, как ему привезли изуродованное тело матери. Она побежала в соседнюю деревню за продуктами и оказалась в эпицентре кровавых событий. Сегодня кресовяне продолжают надеяться, что власти Украины покаются и начнут строить отношения с Польшей на основании исторической правды, но, вместо этого, узнают о новых фактах героизации Бандеры и Шухевича.
На памятных акциях кресовяне выступили против создания памятников бандеровцам и против увековечивания в названиях улиц имен людей, инициировавших массовое уничтожение польского населения. В память о замученных они пронесли по центру польской столицы плакаты с лозунгом – «Волынь — не забудем» и «Стоп Бандера».