Халатность государственного масштаба. Скандал с турбинами Siemens был запланирован еще три год назад.

отметили
22
человека
в архиве

Три года назад Минэнерго РФ и правительство РФ выбрали вариант энергоснабжения Крыма со строительством в Севастополе и Симферополе двух парогазовых электростанций по немецким технологиям. Хотя риски и опасности этого варианта были очевидны изначально: Германия поддержала антироссийские санкции, и ввоз в Крым немецкой техники уже тогда грозил крупным экономическим ущербом – причем для всей страны. А сегодня в истории с немецкими турбинами Siemens для Крыма РФ вполне может оказаться у разбитого корыта: электростанции на полуострове не заработают, иностранные инвесторы собирают чемоданы, а деньги на строительство – потрачены впустую.

Компанию Siemens могут наказать американцы, которые вчера выписали немалый штраф собственной компании Exxon. Признавать ошибки в учете рисков и последствий наши чиновники не любят. Поэтому сегодня в РФ идет поиск виноватых среди исполнителей. Вчера был отправлен в отставку гендиректор энергомашиностроительной компании «Силовые машины».

Несмотря на развивающийся международный скандал с поставками турбин Siemens в Крым, в российском Минэнерго утверждают, что первые блоки теплоэлектростанций (ТЭС) в Севастополе и Симферополе будут запущены в первом квартале 2018 года. По словам главы ведомства Александра Новака, власти ожидают, что проект будет реализован, даже если турбины отзовут. «Проект будет реализован в любом случае», – уверен министр. Побывавший недавно на строительстве обеих ТЭС заместитель Новака Андрей Черезов сообщил СМИ, что работа кипит, работают почти 2 тыс. человек и идет монтаж оборудования.

Получается, что намеченное на 21 августа в арбитраже Москвы рассмотрение иска Siemens к его российским партнерам никакой роли как бы не играет. Немцы утверждают, что без их ведома и в нарушение договора турбины, предназначенные для ТЭС в Тамани (Краснодарский край), попали в Крым. Турбины изготавливались на совместном предприятии Siemens и российских «Силовых машин» – ООО «Сименс технологии газовых турбин» в Ленинградской области.

Вчера стало известно, что назначенный в этом деле «стрелочником» гендиректор «Силовых машин» Роман Филиппов покидает компанию «по соглашению сторон». Когда 13 июля Филиппова вызывали на допрос в санкт-петербургское ФСБ по уголовному делу о разглашении гостайны, близкий к властям телеканал «Лайф» сообщил, что речь идет именно о скандале с Siemens и что утечка информации о поставках оборудования пошла именно от руководства «Силовых машин». По данным «Лайфа», сам Филиппов отвергает свою вину и говорит, что турбины не имели никакого отношения к Siemens, потому что были российского производства. Этой линии обороны, по-видимому, будет придерживаться вся российская сторона. В пресс-службе Минэнерго «НГ» сообщили, что «Севастопольская и Симферопольская ТЭС будут оснащены турбинами, выпущенными в России с использованием элементов зарубежного производства. Данные турбины имеют сертификаты соответствия российским стандартам».

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявлял, что РФ обеспечила максимальную юридическую корректность при использовании технологий Siemens в производстве турбин для ТЭС в Крыму. Немецкая компания была вынуждена обратиться в суд из-за давления, заявил он в интервью ТАСС. «Они вынуждены это делать, на них давит «старший брат» из-за океана. При этом мы обеспечили максимальную корректность в части использования технологий, которые были задействованы в данном случае. У турбин есть российский сертификат, поэтому коллег не должно это сильно затронуть», – отметил Мантуров.

В Reuters считают, что Россия старается перехитрить санкции Евросоюза. Но основные трудности еще впереди: до сих пор российские специалисты не запускали и не обслуживали турбины Siemens самостоятельно – то есть без помощи немецкой компании-разработчика.

«Если Россия найдет способ запустить и обслуживать турбины на двух строящихся станциях после того, как они в обход санкций попали в Крым, это снова продемонстрирует способность Москвы игнорировать санкции», – пишет Reuters. По его данным, опыт обслуживания турбин Siemens модели, аналогичной тем, которые были поставлены в Крым, есть у российской компании «Ротек» из группы «Ренова», которую контролирует Виктор Вексельберг.

Похоже, что спецоперация по преодолению санкций продолжится, так как структуры Вексельберга работают и в Европе, и в США. Следовательно, предстоит создать такую схему, которая не подставит их под удар. Не исключено, что юридическая схема обхода санкций разработана давно и лежит в укромном месте в папке под грифом секретности. Но юридическими вопросами дело может не ограничиться. Без участия Siemens возникнут проблемы с гарантийным ремонтом или со снабжением запасными частями, которые в РФ не выпускаются.

Сегодня же возникают вопросы: почему Россия оказалась втянута в новый международный скандал и можно ли было обеспечить Крым электроэнергией без разрушительного ущерба репутации РФ в глазах иностранных компаний?

Интересно, что ситуация в принципе моделировалась, и, похоже, скандал с Siemens был если не запланирован, то изначально учитывался. В Федеральной целевой программе развития Крыма и Севастополя до 2020 года, которая была утверждена 11 августа 2014 года, в числе основных рисков упоминаются возможные проблемы для развития международного сотрудничества и ослабление международных и внешнеэкономических связей. 

«Когда осуществлялось присоединение Крыма, власти, похоже, не продумывали схемы снабжения этого полуострова. Скандал с турбинами Siemens только доказывает это – не найдя другого выхода, скорее всего, пришлось пойти в обход договоренностей с контрагентом. Говорить о каких-то репутационных рисках тут уже вряд ли стоит, поскольку сейчас скорее наступят экономические последствия – Siemens может отказаться от сервисного обслуживания и может добиться штрафных санкций за нарушение обязательств по договору. Разумное стратегическое планирование в России если и осуществляется, то задним числом», – считает основатель маркетинговой группы «Алехин и партнеры» Роман Алехин.

Вчера стало известно, что Минфин США оштрафовал американскую нефтяную компанию ExxonMobil на 2 млн долл. за «нарушение санкций» по Украине. С 14 по 23 мая 2014 года ее структуры заключили восемь соглашений по нефтегазовым проектам в России с подсанкционным главой «Роснефти» Игорем Сечиным.

«Стратегическое планирование у нас, конечно, есть. Но есть и непродуманные иррациональные решения, логику которых не всегда легко понять, – комментирует ситуацию «НГ» первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. – Логика в этих иррациональных действиях, как правило, присутствует, но эту логику не все понимают или приемлют. И не всегда она укладывается в рамки западноевропейского понимания разумности. Скорее всего российские власти организовали так называемую двухколенную сделку, чтобы ликвидировать возможные обвинения со стороны Siemens: сначала турбины перешли к одному юридическому лицу, оно стало их полноправным собственником. Затем это лицо продало турбины второму юридическому лицу, которое распорядилось ими по своему усмотрению. При этом оба юрлица – это добросовестные приобретатели с юридической точки зрения, что снимает с них обвинения как с российской, так и зарубежной стороны в неправомерности использования турбин. Не говоря уже о том, что второе юридическое лицо перестроило турбины по своему усмотрению, и нужно еще доказать, что это те самые турбины Siemens, которые запрещены к ввозу в Крым». 

Приводит эксперт и свою версию, почему Минэнерго отказалось от варианта строительства электростанции на материковой части России с перегоном ее по кабелю в Крым: «Это обошлось бы намного дороже и потребовало бы дополнительного времени, которого нет. ЛЭП от Ростовской АЭС длиной в 500 км обошлась бюджету в 21,9 млрд руб. В данном случае речь идет о 300 км – это значительные средства. Естественно, решили сделать все побыстрее и подешевле».

Андриевский считает, что для запуска турбин и их обслуживания нужны высококлассные инженеры, знающие их устройство. «С этим могут быть сложности, но они наверняка будут преодолены, поскольку в России все же очень хорошая инженерная школа», – убежден эксперт.

Добавил asterfisch asterfisch 21 Июля 2017
проблема (6)
Комментарии участников:
star17
+4
star17, 21 Июля 2017 , url

У каждой халатности, не только этой, есть имя, фамилия, ИНН, СНИЛС, счёт в банке, перечень имущества.

Barban
+3
Barban, 21 Июля 2017 , url

А еще у нее есть круговая порука халатности. В том числе — самого высокого уровня.

star17
+4
star17, 21 Июля 2017 , url

… к эффективным менеджерам. Вот те — настроят...

unknown1
+3
unknown1, 21 Июля 2017 , url

Проблема в том, что у нас и менеджеров нет. Кругом племянники, однокурсники, друзья по двору. Даже среди частных компаний, нормальных менеджеров не сыскать.

Barban
-2
Barban, 21 Июля 2017 , url

Да, ничего, батюшка с крестом и кадилом походит — заработают турбины окаянные как миленькие. Ибо на то то нам благодать, чтобы на иженерах не зацикливаться. Воры, попы, пиарщики, проститутки, клоуны — все профессии важны и нужны нашему свободному обществу.

X86
+4
X86, 21 Июля 2017 , url

Надо было сразу в Китае все закупать. Нахрена эти немцы нужны.

fStrange
-4
fStrange, 21 Июля 2017 , url

Скандал с турбинами Siemens был запланирован еще три год назад.

 Нет у этой власти долгосрочного планирования. У Питуна принцип сделаем что нибудь сейчас, а потом хоть трава не расти.

Т.е. три года назад никто банально не думал о возможных последствиях.

unknown1
+3
unknown1, 21 Июля 2017 , url

Ну по сравнению с плонированием у других европейских/западных государств, он планирует на вечность.

oleg_ws
+5
oleg_ws, 21 Июля 2017 , url

Немцы утверждают, что без их ведома и в нарушение договора турбины, предназначенные для ТЭС в Тамани (Краснодарский край), попали в Крым. Турбины изготавливались на совместном предприятии Siemens и российских «Силовых машин» – ООО «Сименс технологии газовых турбин» в Ленинградской области.

 Судя по всему здесь не все так, как утверждают журналисты. Турбины действительно российского производства — построены в России на российском предприятии, в котором некую долю имеет немецкая фирма.

Выходит, что если я, к примеру, куплю Форд-фокус российской сборке, то мне америкосы могут диктовать, куда я могу ехать, а куда нет???
Или с теми итальянскими броневиками, производство которых пытался наладить Сердюков. В случай боевых действий с некоторыми противниками, они что предъявляли бы притензии?

asterfisch
+4
asterfisch, 21 Июля 2017 , url

С авто проще — предмет личного владения, можно вообще импортный товар приобрести. А вот завод Форд в Крыму пока не открыть. Кстати, не знаю насколько официально для Форда работаю продавцы их авто в Крыму, возможно для американцев дилер находится в Краснодаре, а в Симферополе отдельное юр. лицо. Возможно Siemens нагнули на то, чтобы лицензия ограничивала территорию использования собранных в РФ турбин. IMHO надо было меньше шума в СМИ давать. За это видимо и позвали Романа Филиппова в ФСБ.

oleg_ws
+4
oleg_ws, 21 Июля 2017 , url

Так я не про завод, а к примеру продажу фордов российской сборки, как?

А главу «Силовых машин» скорее всего не только за треп сняли. Скорее всего за то, что не смогли организовать сборку лицензионночистых турбин. Видимо все произвдство перезаточили под сименовские турбины. И не удивлюсь, что утечка о турбинах от кого-то оттуда пошла.

asterfisch
+3
asterfisch, 21 Июля 2017 , url

Продают чего-то в Крыму. Наверняка российской сборки. На сайте обозначено как «Официальный дилер ...». А в шапке Москва, Варшавское шоссе.



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать