Выучиться на безработного: каждый четвертый выпускник российского вуза не трудоустроен

отметили
20
человек
в архиве
Выучиться на безработного: каждый четвертый выпускник российского вуза не трудоустроен

Этим летом миллион выпускников вузов, защитив дипломы, вышли на рынок труда. Как примет их отечественная экономика? Опросы показывают: трудоустройство выпускника вуза — головная боль для семьи и полагаться в ответственном деле приходится не на диплом, а в основном на связи и знакомства. Официальная статистика подтверждает: большинство молодых специалистов испытывают трудности с поиском работы. По данным Минобра, например, каждый четвертый выпускник вуза не трудоустроен, а тех, кому посчастливится найти работу, начальство старается вытолкнуть во фриланс, чтобы не платить налоги и пенсионные отчисления. Но и это еще не все: ведомственная отчетность не включает тех, кто прошел обучение на платной основе. А значит, безработных молодых специалистов на самом деле еще больше, и при всех разговорах о дефиците кадров родной экономике они просто не нужны. «Огонек» попытался разобраться в проблеме

Александр Трушин

Николай М. в 2015 году окончил физфак МГУ по престижной современной специальности — «математическое моделирование и информатика» с высоким средним баллом. Месяца два отдыхал, потом начал устраиваться на работу. «Я хотел заниматься программированием,— говорит Николай,— и искал интересное дело. Ну и чтоб зарплата была 55-60 тысяч рублей». Для такой специальности это средний заработок. Коля — москвич. Три месяца хождений по собеседованиям результата не дали: на айтишников спрос большой, но работодателям нужен опыт работы, а не престижный диплом с хорошими оценками, на них, как правило, не обращают внимания. Сколько бы еще промаялся, неизвестно, но повезло: мамин знакомый предложил работу в своей фирме и по профилю — программирование интернет-сетей. Правда, через полтора года работу пришлось сменить.

Выпускнику истфака МГУ 2015 года Алексею К. повезло меньше: он говорит, что по специальности (то есть исторической наукой) из его выпуска смогли найти работу процентов десять, остальные — как сумели. Кто-то зарабатывает репетиторством, кто-то ушел в риэлторы, есть девушки, которые подались в модельный бизнес. Самого Алексея, москвича, родственники устроили на телевидение в крупном областном центре. И он считает, что это удача...

Ежегодный мониторинг трудоустройства выпускников вузов Минобрнауки проводит уже третий раз. В этом году обследовали выпускников 2015 года, которые устраивались на работу в течение года. Устроиться, выявил мониторинг, удалось примерно 74-75 процентам.

Сколько получают выпускники вузов

При этом выяснилось, что работодатели охотнее всего принимали на работу выпускников научно-исследовательских университетов (НИУ) Бауманский, Губкинский, МИФИ — процент трудоустройства 81,54. Выпускники МГУ и СПбГУ, по данным ведомственного исследования, пользуются меньшим спросом на рынке — 74,58 процента. Удивляет результат МГИМО: трудоустроены всего 53,17 процента выпускников, их средний заработок — 47 760 рублей. Казалось бы, высочайшие требования к абитуриентам и дорогая подготовка к поступлению, заоблачная стоимость обучения — и это все ради средней зарплаты? Эксперты выдвигают версию: почти половина мгимошников сейчас уходит в силовые структуры, где отчетность не прозрачна, а заработки несравнимы с «гражданкой». И в текущей официальной статистике, скажем, Пенсионного фонда России эти люди не отражаются, пока не выйдут на пенсию (подробнее о том, как происходит учет работающих выпускников,— см. интервью).

Забытые выпускники

Итак, как показывает мониторинг Минобрнауки, 75 процентов выпускников трудоустроены. Означает ли это, что остальные 25 процентов — в «пролете»?

Росстат в прошлом году проводил выборочное наблюдение трудоустройства выпускников образовательных организаций. Вот его подсчеты: 139,6 тысячи молодых людей в возрасте 20-24 года (то есть только что окончившие вузы) не имеют работы. И получается, что безработица среди выпускников вузов 2015 года в 5 раз больше, чем в целом по стране (5 процентов). Есть и еще одна цифра: среди выпускников от 25 до 29 лет (то есть предыдущие выпуски) Росстат насчитал 152,1 тысячи безработных. Проблема, стало быть, не только со «свежим притоком», но и с тем, что до него — две выпускные «волны» дают в общем зачете 291,7 тысячи молодых людей с дипломами и без работы.

Между тем наблюдение, как указывает Росстат, «выборочное». Стоит ли этим данным доверять? Эксперты утверждают: стоит, поскольку они коррелируются с другими.

В кризис же работодатели сразу предлагают молодым неформальную занятость, выталкивают их во фриланс, на срочные договора, а то и вообще без договора, оплачивая налом подработку, без соцпакета, без страховых и пенсионных взносов

Известно, например, число вакансий в реальном секторе экономики и бюджетной сфере на конец октября 2016 года: 173 984 места для специалистов высшего уровня квалификации (то есть с дипломами вузов и желательно с опытом работы, как уточнили во ВНИИ труда Министерства труда и социальной защиты населения РФ) на крупных и средних предприятиях всех форм собственности. Данные свежие (опубликованы Росстатом в апреле 2017-го, не включены вакансии в финансовом секторе и малом бизнесе), и цифру можно принять как достоверную — ее давали сами предприятия. Если на указанные Росстатом 173 984 места претендовали 139,6 тысячи безработных выпускников вузов 2015 года, то у нас вроде бы даже и дефицит кадров с высшим образованием. Однако, как мы уже выяснили, на самом деле нетрудоустроенных молодых соискателей больше, их как минимум 291,7 тысячи. И тогда рабочих мест уже явный недостаток, а на вакансии ведь претендует не только молодежь. Словом, и по этим показателям выходит, что нетрудоустроенных — 25 процентов, каждый четвертый выпускник вуза у нас оказывается без работы.

Родина малая, большая или бывшая?Крымские выпускники стоят перед непростым выбором: в какой стране учиться

Цифра пугающая, но реально дела обстоят еще хуже: все эти данные выводятся официальной статистикой только по выпускникам-бюджетникам. И за рамками отчетности остаются… еще 450 тысяч выпускников, учившихся в вузах на платной основе. А ведь они тоже претенденты на те самые 173 984 вакантных рабочих места для всех возрастных категорий.

Это можно признать одним из парадоксов нынешней ситуации: выпускники, учившиеся на платных местах, оказываются в самом невыгодном положении. За этих студентов родители годами платили университетам немалые деньги (до 500 тысяч рублей в год), но их судьбы никого не интересуют, их нигде не учитывают, о них и вузы, и министерство забывают, как только подписывают им дипломы. Хотя высокие зарплаты преподавателей — это ведь как раз из дополнительных доходов от студентов «на договорной основе», и вузы должны бы их на руках носить: платники дают денег не меньше, чем бюджет...

Склонные к позитивному восприятию мира могут возразить: стоит ли копаться в отчетности, ведь никто из молодых специалистов не нищенствует, большинство при деле, оставшиеся заняты в каком-нибудь малом или семейном бизнесе, да и вообще все зависит от методики подсчета. Так, например, 291,7 тысячи молодых неустроенных с дипломами в общей массе выявленных в стране 3 млн 845 тысяч безработных (те самые официальные 5 процентов) — это нестрашные 7,6 процента. А вовсе не 25 процентов, как следует из ведомственных документов.

Так каким цифрам верить? Эксперты от жесткого ответа уходят, предлагая опираться еще и на «правду жизни», которая состоит в том, что многие недавние выпускники работают не по специальности, на случайных подработках, часто никак не оформленные работодателем. Кроме того, устроенными на работу считаются те, кто хоть раз (!) за год получил белую зарплату (см. интервью на с. 20). А долго ли длится это счастье — никаким инстанциям неизвестно, да и неинтересно.

— На российском рынке труда нарастает конфликт между выпускниками и работодателями,— считает Елена Авраамова, заведующая лабораторией исследования социального развития Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС.— Работодатели при первом трудоустройстве значительно занижают оплату труда. Поэтому среди молодежи велика текучка, мало кто остается на одном месте три года и больше. В кризис же работодатели сразу предлагают молодым неформальную занятость, я бы сказала, просто выталкивают их во фриланс, на срочные договора, а то и вообще без договора, оплачивая налом подработку, без соцпакета, без страховых и пенсионных взносов.

Фактически многие ребята начинают профессиональную жизнь с заведомо худших условий, за рамками нормальных трудовых отношений.

Парадоксы рынка труда

Советская пропаганда не оставляла сомнений в том, что у выпускников учебных заведений — широчайшие возможности, и возможности действительно были. А вот безработицы среди молодых специалистов не было

Опросы показывают: трудоустройство молодого специалиста — это большая проблема для семьи. А главным в поиске работы становятся нужные связи и знакомства. Елена Авраамова подтверждает: «Сегодня в России самый важный фактор при первом трудоустройстве — это полезные связи соискателя. Да, диплом важен, но на первом месте — знакомство. И не только при устройстве на „теплые“ места — на любые: работодатель не любит брать молодого специалиста, если его не порекомендует кто-то из знакомых».

Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ, говорит, что на нашем рынке труда есть, по сути, «закрытые сектора, в которые случайным людям попасть крайне трудно». Прежде всего медицина: как правило, кто-то из родителей (или родственник из старшего поколения) выпускника медвуза в этой сфере работал. Далее — архитектура, творческие профессии: художники, артисты, музыканты. Очень специфичен нефтегазовый сектор. Скажем, Губкинский университет может похвалиться 80-процентным трудоустройством выпускников, но если не брать в расчет вахтовиков, то «чужие там не ходят». Похожая ситуация начинает складываться в строительной и металлообрабатывающей отраслях.

Как меняются профессиональные предпочтения детей и родителей

За рамками «закрытых периметров» разгуляться особо негде: инновационная сфера пока еще слишком узкая, отрасль IT всегда привлекала лучшие «мозги» и до сих пор такой остается, но там вакансий немного, и потому отбор при приеме на работу очень строгий. А традиционные сектора экономики новых рабочих мест не обещают, имеющиеся бы сберечь: степень износа основных фондов сегодня в стране — самая высокая с 1990 года.

Рассказывают занятный сюжет. В передовом Курчатовском институте стоит установка «Токамак Т-10», на которой проводятся исследования управляемого термоядерного синтеза. Установке 45 лет, в институте ее зовут «кормилицей». Потому что новую установку Т-15 попытались было собрать вместо «десятки», но возникли проблемы, ее разобрали и увезли на завод в Брянск, а там работа остановилась — денег нет. Весной «кормилица» еще как-то пыхтела, а потом встала. Ее сейчас пытаются вновь оживить. Поэтому рассказы известного ведущего федерального телеканала о том, как «горят глаза у молодых ребят», работающих в Курчатовском институте, вызывают усмешку у сотрудников института. Большинство из них — пенсионного возраста, а их базовая зарплата сегодня — на уровне прожиточного минимума...

Расшифровка сигналов

И как в такой ситуации определиться будущим студентам? Да никак. Потоки абитуриентов — это стихия, которую угадать трудно. В самом деле, еще недавно все ломились на государственное и муниципальное управление. Но в последние годы в чиновничьем аппарате произошли значительные сокращения, кадры обновились, сюда пришло много молодежи, а зарплаты… снизились. Стало ясно, что получить там «теплое местечко» теперь труднее. И конкурсы в вузы сократились.

Теперь волна хлынула в военные вузы. В этом году конкурс вырос в 4 (!) раза — до 8 человек на место. Раньше туда шли в основном, чтобы избежать срочной службы в армии. Сегодня иное дело: военные и полицейские — главные герои новостей и телесериалов, зарплаты высокие, военные заказы оживляют экономику. Результат — народ двинулся туда. Хотя долго ли продлится золотой век «оборонки» — неизвестно.

По семье и школа. Расслоение школ достигло небывалых масштабов. Эксперты отмечают: в лучших учебных заведениях учатся в основном дети высокопоставленных чиновников и состоятельных родителей. Кроме того, этим школам выделяется дополнительное финансирование, их поддерживают представители власти на местах. Фактически речь идет о создании системы элитарного образования за госсчет. Феномен исследовал «Огонек»

Ирина Абанкина говорит: «Конечно, семьи стремятся уловить сигналы с рынка труда. Но они часто оказываются искаженными и вызывают большие сомнения. А достоверной информации по рынку труда у нас нет». Достоверность — ключевой параметр. Вот, например, в июне этого года SuperJob опубликовал рейтинг вузов по зарплатам айтишников: МФТИ — 136 тысяч рублей, МИФИ — 110 тысяч, Бауманка — 110 тысяч. Но при этом не было указано, что это не реальные зарплаты, а пожелания соискателей — сколько они хотели бы получать...

Состояние нашего рынка труда, считает Ирина Абанкина, тревожное. Он развивается совсем не по тем моделям, которые наработаны в развитых экономиках. Там стоимость труда определяет уровень образования, а не только опыт работника. Там выпускники, имеющие высокие оценки, получают лучшие предложения от работодателей. Там конкурентоспособность кадров зависит от постоянного повышения квалификации, от способности работника адаптироваться к новым требованиям.

У нас ничего этого нет — нашей экономикой такой тип работника не востребован. Хотя принцип «лучшие студенты выбирают лучшие места» когда-то действовал — в советской системе распределения выпускников: первыми на распределительную комиссию выходили отличники. Но старую систему отменили, а в новой имеем то, что имеем.

Что посеешь

В конечном счете все это вопрос отношения к человеческому капиталу, о котором сегодня много говорят на разных официальных уровнях и много пишут в ведомственных и межведомственных бумагах. Но что помимо разговоров и упоминаний в служебных записках?

На Западе подготовка и обучение кадров в расчете на будущее развитие производства — это специальная технология бизнеса. У нас же это экзотика, знакомая только наиболее продвинутым компаниям (вроде «Яндекса» или Сбербанка).

Сколько России нужно инвестировать в человеческий капитал

— Это разные понятия: обучение в вузе и развитие кадрового потенциала. Сколько стоит первое — известно. А сколько требует второе? На государственном уровне нет такой статьи расходов — инвестирование в человеческий капитал. И очень редко она встречается в бизнесе. У нас нет серьезной государственной кадровой политики, которая была бы заточена на профессиональное развитие людей, а не на зарплаты и налоги,— резюмирует Ирина Абанкина.

Конечно, есть исключения, например РАНХиГС или НИТУ «МИСиС». Практически с первого курса Центр карьеры МИСиС готовит студентов к будущей работе, а на последних курсах они проходят практику там, где им предстоит трудиться. Как сообщает пресс-служба вуза, до 98 процентов выпускников находят работу.

И последнее. Повышение сроков выхода на пенсию неизбежно: через год или два, но это произойдет. Однако у нас вопрос о пенсионном возрасте почему-то обсуждается только в техническом плане: сколько денег надо будет переводить в Пенсионный фонд. Это важный нюанс, конечно, но есть и другой, не менее значимый — трудовых вакансий станет еще меньше. А значит, «социальные лифты», которые и без того еле двигаются, попросту встанут. В Министерстве образования и науки на вопрос: «Как отразится на трудоустройстве будущих выпускников увеличение пенсионного возраста?» честно ответили: «Мы об этом еще не думали...»

Работа как привилегия Цифры

«Огонек» разбирался, как обстоят дела с трудоустройством молодежи за рубежом

По данным Европейского статистического агентства (Евростат), в 2016 году в Евросоюзе уровень занятости молодежи 20-34 лет в течение трех лет с момента получения высшего образования составил 80,8%. Причем выпускники мужского пола трудоустраиваются легче — среди них уровень занятости составляет 83,3%, тогда как среди женщин — 78,8%. Самая высокая доля трудоустроенных выпускников в ЕС была зафиксирована на Мальте (96%), в Германии (92,6%) и Нидерландах (92,3%), самая низкая — в Греции (53,6%), Италии (57,7%) и Испании (70,7%).

По данным Евростата, в мае 2017 года в 28 странах Евросоюза насчитывалось 19,1 млн безработных (на 2,1 млн меньше, чем в мае 2016 года). Среди жителей ЕС младше 25 лет таковых нашлось 3,8 млн человек (на 585 тысяч меньше, чем годом ранее). Самая низкая доля безработной молодежи зафиксирована в Германии (6,7%), Нидерландах (9%) и Чехии (9,2%), в то время как самая высокая — в Греции (45,5%, данные за апрель), Испании (38,6%) и Италии (37%). Для сравнения, по данным ОЭСР, в Японии в 2016 году доля безработных среди жителей младше 25 лет равнялась 5,2%, в США — 10,4%, в Австралии — 12,7%, в Канаде — 13,1%.

Самыми неблагоприятными регионами для трудоустройства молодежи в 2016 году оказались Ближний Восток и Северная Африка. Там, по данным Всемирного банка, безработица среди граждан 15-24 лет в среднем составила 29,7%. В странах Латинской Америки и Карибского бассейна оказалось в среднем по 16,9% безработных молодых людей, в Юго-Восточной Азии — по 10,5%. Среди стран-рекордсменов, в которых более половины молодежи — безработные, оказались Босния и Герцеговина (67,6%), Свазиленд (52,8%), ЮАР (52,3%), Французская Полинезия (50,8%) и Оман (50,8%).

Добавил Семен Панов Семен Панов 24 Июля 2017
проблема (28)
Дополнения:

 

oleg_ws: Вот именно. Нуль без палочки, захотел зарплату, которую получает средний программер, имеющий уже немалый опыт работы.

Добавил Семен Панов Семен Панов 24 Июля 2017
Комментарии участников:
i16chatos
+2
i16chatos, 24 Июля 2017 , url

Хомячьё рассчитывает на сладкий кусок))) По факту наличия корочки))) ТЫ ЧТО В ЭТОЙ ЖИЗНИ УМЕЕШЬ, ПРОТЕСТУТКА? Ну разве что гадить в сети)

Flinky
+6
Flinky, 24 Июля 2017 , url

Как чего? Как все хохлы — чтоб вареник за ним бегал и в рот норовил залезть. Причём тупо по факту рождения.

А вообще оно, по-моему, именовало себя инженером.

chel_c
+12
chel_c, 24 Июля 2017 , url

В целом, изложено верно, но однобоко.

Причина безработицы не в уровне образования. Образование сегодня никак не согласуется с рынками труда. И не нужно пытаться увязать эти два термина в одну систему. Я не говорю, что это правильно. Это безусловно косяк. Но это нужно учитывать, когда вкладываешься в образование и выбираешь специальность.

Я считаю, что образование — это то, чем человек должен заниматься всю свою (трудовую) жизнь. Глубокая ошибка считать, что полученный диплом делает тебя к этой жизни готовым. Даже красные дипломы с медалями почти ничего не значат. Зубы точатся совсем об иное. Я пошел на работу в 16 лет. А вышку получил спустя десятилетие. И только после 30 лет я стал действительно конкурентоспособным на рынке труда. И мне никогда в голову не приходило винить в этом государство или Министерство образования. Потому что я хорошо понимал, что работодатель будет спрашивать с тебя, а не с них. Также, как и теперь я со своих подчиненных спрашиваю по делам, а не по сертификатам. Но с удовольствием помогаю им их получать и совершенствоваться.

А еще, я иногда встречался с выпускниками пафосных Московских вузов. Такое-же жалкое зрелище, как и прочие выпускники. Только на порядок больше понтов и гонора...



vhagen
0
vhagen, 24 Июля 2017 , url

Я 25 лет назад тоже по знакомству на работу устраивался и чего? 

А папу 40 лет назад в какие-то е@@ня уехал, потому что там, где жил, нафиг никому не нужен был. Тоже Путин виноват?

Советская пропаганда не оставляла сомнений в том, что у выпускников учебных заведений — широчайшие возможности, и возможности действительно были. А вот безработицы среди молодых специалистов не было

 Вранье была эта советская пропаганда. Безработицы не было, но нормальных мест было тоже мизер и по закоулкам.

 

Так что традиционно [c] тебе за превьюшечку.

02sparco
0
02sparco, 24 Июля 2017 , url

по новым сведениям, только каждый 10 )))

I_VAN
0
I_VAN, 24 Июля 2017 , url

Все дело не только в образовании. Дело в том, что надо полностью некоторые виды производств модернизировать, и молодым больше вохможности для практики давать.Хотя и за мелкие деньги работать можно, когда ты молодой специалист, тебе это кажется бредом, почему имея высшее образование ты должен эти «копейки» получать. Кто может все равно найдет, как заработать и покажет свои навыки с образованием и без него. Было бы хорошо, если бы, кто-то обучил свои навыки применять и зарабатывать, а не давал студентам для изучения лекции по  философии в разного рода науках. С удовольствием лекцию бы послушал, если бы хоть раз в полгода в университет приходил человек, котоорый по твоей специальности работает и расскажет подводные камни, с которыми столкнулся, про зарплату.Есть только те, кто хвалят свой вуз и профессию, зачастую без каких-либо конкретных примеров… Вот и вся история.

oleg_ws
+3
oleg_ws, 24 Июля 2017 , url

Николай М. в 2015 году окончил физфак МГУ по престижной современной специальности — «математическое моделирование и информатика» с высоким средним баллом. Месяца два отдыхал, потом начал устраиваться на работу. «Я хотел заниматься программированием,— говорит Николай,— и искал интересное дело. Ну и чтоб зарплата была 55-60 тысяч рублей». Для такой специальности это средний заработок

 Вот  именно. Нуль без палочки, захотел зарплату, которую получает средний программер, имеющий уже немалый опыт работы. Пока резюме с описанием опыта работы не будет — только самый минимум. У меня дети на старших курсах уже имели подработку и опыт работы по специальности. Проблем с трудоустройством не было. Да никому красный диплом не нужен! В теории одно, а на практике все будет совсем другое.

А тут захотели много и сразу! А тут увы, прлет. А таких вот и набирается 25%. А кто виноват? Естественно «путинский режим»!

I_VAN
0
I_VAN, 25 Июля 2017 , url

Согласен)))но так же радуют вакансии: " требуется стажер в банк, например, читаешь дальше, стажировка неоплачиваемая". С одной стороны без опыта нечего много требовать, а с другой стороны пока опыт получаешь кушать тоже что-то надо. Я думаю, что все же надо какую-то золотую середину найти в данном вопросе.

oleg_ws
0
oleg_ws, 25 Июля 2017 , url

Я думаю, что все же надо какую-то золотую середину найти в данном вопросе.

 Все очень просто, новичек не должен губу раскатывать и искать вакансии со средней вилкой, а заранее смириться с минимальной вилкой и искать соответствующую. А там или проявит себя и дождется повышения (если действительно толковый спец, а не зубрила, который сдал и забыл) или наберет опыт и может уже смело писать об этом в резюме и претендовать на новую рабту с более высокой зарплатой.

А минимальная вилка у програмера не такая уж маленькая. Во всяком случае больше чем у начинающего врача

I_VAN
+1
I_VAN, 26 Июля 2017 , url

Согласен.Тут могу только дополнить, чем-то похожим на мой первый пост под этой статьей. Молодым людям надо объяснять всю прелесть получить опыт, пусть и за очень небольшую зарплату, единственное, что бы хотелось, это величина небольшой зарплаты такая, чтобы хватило на минимальные нужды проживания: еду, койкоместо, дорогу до работы. Мне моей первой зарплаты вполне хватало, даже на пироженко оставалась.

Lusien30
+2
Lusien30, 25 Июля 2017 , url

Моему мужу сначало было обидно и сложно, сейчас смеется. Устроился стажером-програмером после ВУЗа (диплом про проф. предметам отличный) в предприятие на базе научного института по автоматизации. Копейки платили. А там своя специфика, программы, порядки. Говорит такое ощущение, что и не учился вовсе. Долго осваивался, но зацепился. Сейчас ведущий инженер по автоматизации железнодорожных горок.

oleg_ws
+1
oleg_ws, 25 Июля 2017 , url

Семен Панов Семен Панов

А фото в дополнении это что примеры начинающих программеров?

I_VAN
+1
I_VAN, 26 Июля 2017 , url

По моему это пример, как молодые спецы могут прилично зарабатывать))))Есть на кого ровняться))

I_VAN
+1
I_VAN, 26 Июля 2017 , url

Прошу всех заметить, что не одними программерами земля полнится. А по поводу того, что историк не смог по специальности устриться, тут, простите, специализация усковата.

В итоге  те, кто не могут устроиться, скорее всего специальность выбирали не для себя, а из непонятных побуждений, это на мой взгляд основная проблема, нужно взаимодействие статистик и органов законодательной и исполнительной власти, да и просто общества.Например инженеров мало не потому, что мало бюджетных мест, а потому, что не всем дано устроиться на хорошую зарплату, да и многие в вуз идут не знания по специальности получить, а галочку о высшем образовании. Все это необходимо регулировать, причины выяснять и соответсвующие меры принимать. И в государстве и в отдельно взятой семье.



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать