Меньше коек
В 2016 году в России сократили 23 тыс. больничных коек (с 1 млн 97 тыс. до 1 млн 74 тыс.), из них более 3 тыс. в сельской местности, следует из исследования фонда «Здоровье», который проанализировал данные Росстата. Всего с 2013 года в России сокращено около 128 тыс. мест в больницах, уточняют в фонде. Данные Федеральной службы статистики есть у РБК.
Число госпитализированных пациентов за 2016 год также упало. Оно уменьшилось на 147 тыс., с 30 млн 411 тыс. до 30 млн 264 тыс. Из этих 147 тыс. на 60 тыс. госпитализаций меньшее стало в сельской местности, сказал РБК директор «Здоровья» Эдуард Гаврилов. Cпециалистов фонда беспокоит снижение доступности специализированной медпомощи для жителей деревень. «Около половины всех сокращенных за последние годы коек пришлось на районные больницы», — подчеркнул Гаврилов.
В пресс-службе Министерства здравоохранения объясняет сокращение переходом на их более эффективное использование и переводом пациентов в дневные стационары — больницы, в которых человек получает необходимые процедуры и обследования, но не остается на ночь. За 2010–2016 годы число пациентов, получивших медицинскую помощь в дневных стационарах, увеличилось с 4,4 млн до 8,3 млн, сообщили в ведомстве.
Министр здравоохранения Вероника Скворцова, которая заняла этот пост в 2012 году, заявляет, что число коек в круглосуточных больницах необходимо уменьшать. «За этот год сокращено уже 50 тыс. коек в стране, а за прошлый год — 35 тыс., и это правильное решение, потому что не должно быть пустующих коек, на которые государство тратит деньги», — заявила она в 2014 году. В 2015 году число коек уменьшилось на 41 тыс. Число госпитализаций в 2015 году сократилось на 817 тыс, 312 тыс. из которых пришлось на сельских жителей.
Жителям глубинки не поможет оказание медицинской помощи в поликлиниках и дневных стационарах, уверен Гаврилов. «Пожилые пациенты и инвалиды из дальних деревень не смогут ездить на ежедневные капельницы в райцентр. Если лишить их возможности пройти лечение в стационаре [круглосуточном], скорее всего, они останутся без какой-либо медицинской помощи», — поясняет он.
В 2016 году уменьшилось и количество коек в дневных стационарах — на 14 тыс., сообщил Гаврилов. Число таких коек росло с 2013 по 2015 год — с 233 тыс. до 301 тыс., но в 2016 году сократилось до 287 тыс.
Неэффективное использование
Последовательное сокращение числа коек и стационаров началось с 2000 года. Особенно сильно количество больниц упало в 2016 году — с 9,5 тыс. до 7,5 тыс., отметили эксперты Центра экономических и политических реформ. Число коек сокращалось меньшими темпами, потому что часть больниц закрывали только юридически, присоединяя к другим медицинским организациям.
Необходимое количество коек самостоятельно определяют регионы без указаний со стороны Минздрава, сообщили РБК в пресс-службе ведомства. Региональные власти ориентируются на потребность населения в медицинской помощи, но «оптимизация» коечного фонда не предполагает просто его сокращение. Например, эти койки должны быть переведены в дневные стационары или в регионе должны подготовить кадры, которые смогли бы долечивать пациентов после выписки на дому.
Сегодня можно оказывать медицинскую помощь дома или в дневном стационаре в тех случаях, когда раньше требовалась госпитализация, пояснили в Минздраве. Отказ «от нерационально работающих круглосуточных коек» в пользу коек дневного стационара повышает доступность медпомощи, подчеркнули в министерстве.
Больничных коек в стране много, но используются они не так эффективно, как за рубежом, утверждает директор Института экономики здравоохранения Высшей школы экономики Лариса Попович. В среднем, по данным ВОЗ, пациент в России лежит в больнице десять дней, а развитых странах — четыре дня. Попович называет сокращение общемировым трендом, что не вызовет проблемы, если параллельно в стране создаются условия для альтернативных видов помощи — послеоперационного наблюдения за больным дома или в дневном стационаре. Кроме того, уровень распространения внутрибольничных инфекций в стране высок — в больнице велик риск заболеть «чем-нибудь еще», отметила эксперт.