[«Почём опиум для народа?«] Разговоры о традиционных духовных ценностях не спасают Россию. Это просто удобный пропагандистский инструмент, позволяющий маскировать провалы социальной политики

отметили
55
человек
в архиве
[«Почём опиум для народа?«] Разговоры о традиционных духовных ценностях не спасают Россию.  Это просто удобный пропагандистский инструмент, позволяющий маскировать провалы социальной политики

Ожесточенные споры о фильме «Матильда», посвященном событиям более чем столетней давности из жизни наследника престола, высвечивают одну из главных проблем страны — катастрофическую лукавость рассуждений о «духовности», якобы составляющей основу нашей национальной идентичности.

В последние годы данная тема практи­чески полностью монополизирована чиновниками-«патриотами» и духовенством. Считается, что многие проблемы российского обще­ства происходят от «размывания» «традиционных российских духовно-нрав­ственных ценностей», которое является серьезным вызовом национальной безопасности (см. «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации«). «Поднятие» уровней нравственности и духовности — по сути своей неизмеримых — называется чуть ли не важнейшей задачей государства, однако, несмотря на открытие за последние 25 лет более 26 тыс. православных храмов, изучение в школах «основ православной культуры» и усиливающуюся борьбу с тлетворным влиянием Запада, ситуация не становится лучше. Напротив, по многим позициям Россия выглядит в разы хуже, чем наиболее «безнравственные» из современных обществ.

Отставание от «бездуховных»

Недавно глава Роспотребнадзора Анна Попова вновь обратила внимание на проблему распространенности ВИЧ в стране, сообщив, что число инфицированных этим вирусом в некоторых регионах уже превысило 1% населения. Вряд ли это точная статистика: ежегодно анализ на ВИЧ сдают менее 20% россиян, и почти все они — те же люди, которые делали это и в предшествующем году. Летом 2016-го в Новосибирске экспресс-тест у ранее не проверяв­ши­хся граждан выявил по­чти 5% зараженных. Но российские «специалисты» продолжают утверждать, что эпидемия ка­сается в основном маргинальных групп населения, а «страны Запада используют эту тему в качестве элемента информационной войны против России». Однако, какой бы ни была эта «война», статистика указывает на трехкратный рост инфици­рования гепатитом С и тридцатикратный рост заражения сифилисом только за 2001–2015 годы. Смертность от СПИДа в «нравственной» России в 2016 году составила от 25 тыс. до 30 тыс. человек, тогда как, например, в самой крупной стране ЕС, Германии, — менее 500 человек.

Схожим образом обстоят дела с наркоманией. Количество зарегистрированных наркоманов в стране в 2016 году составило 640 тыс. и выросло более чем вдвое в сравнении с 2006 годом. В 2014 году руководство Госнаркоконтроля заявляло о том, что более 70 тыс. молодых наркозависимых россиян умирают каждый год. В Голландии, где большинство легких наркотиков легализованы, от наркомании умирают от 100 до 150 человек ежегодно — почти в 60 раз меньше на 100 тыс. жителей, чем в России, — и это цифры, никакой «пропагандистской войны».

Семейные узы

Разумеется, говоря о духовности, сложно не упомянуть межличностные и семейные отношения. Россия сегодня остается одной из стран, в которой в семье женщины наиболее подвержены домашнему насилию (часть случаев которого, прежде всего побои, была декриминализирована в этом году). В целом в стране около 40% тяжких насильственных преступлений совершалось и совершается в семьях, а вероятность быть убитой собственным мужем у россиянки в пять раз выше, чем у некоей обобщенной жительницы страны-члена ЕС и почти в 20 раз выше, чем у среднестатистической голландки или австрийки. На фоне борьбы с пропагандой «нетрадиционных сексуальных отношений» власти не слишком обращают внимание на то, что число разводов на 100 тыс. человек в России выше, чем в ЕС, в 2,5 раза, а доля беременностей, заканчивающихся абортами, составляет 31,6% против 11,4% по ЕС в целом и 3,0% в Австрии и 1,5% в Польше. Примеры можно продолжать.

В целом российское общество остается крайне склонным к насилию и низкой оценке человеческой жизни, что на удивление присуще и деятелям церкви. Протоиерей Всеволод Чаплин, например, утверждает, что «мир долгим не бывает, и мир и сейчас долгим, слава Богу, не будет», полагая, что «не нужно бояться того, что по воле Божьей, или, по крайней мере, по попущению Божию уничтожается или будет уничтожаться большое количество людей». Несмотря на то, что число полицейских в России остается одним из самых высоких в мире, мы опережаем Германию по числу убийств на 100 тыс. человек почти в 10 раз.

Подмена понятий

Разумеется, проблемы России не сводятся к описанным — я лишь акцентировал внимание на тех, которые выглядят наиболее рельефными и которые существенно отличают жизнь в нашем обществе от реальностей социальных систем, именуемых отечественной пропагандой «без­духовными» и «заблудившимися». Не отрицая значимости нравственных норм для любого общества, я бы хотел выразить серьезное сомнение в том, что современная российская стратегия замалчивания проблем (как в случае с ВИЧ и другими инфекциями), упора на запретительные меры (как в деле борьбы с наркоманией), ухода от регулирования семейных отношений (как при декриминализации насилия) и разжигания презрения и ненависти (в отношении внешних противников, лиц нетрадиционного поведения, несогласных) способна привести к серьезным позитивным переменам. Постулируя необходимость поддерживать «приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения», Кремль во многом снимает с себя ответственность за формирующиеся в стране негативные тренды, противостояние которым требует не риторики, а действий.

По сути, разговор о духовных ценностях становится не только хорошим инструментом пропаганды, который апологетизирует Россию в целом как «островок нравственности», но и в случае необходимости делает каждого человека ответственным за свои собственные проблемы, так как их причиной выглядит не провальное состояние государственной политики, а его личное поведение. Усиленно утверждая квазирелигиозное мировоззрение (а имен­но таковым и является идеология «традиционных ценностей»), российские власти, на мой взгляд, забывают о двух фундаментальных моментах.

С одной стороны, сама по себе религиозность (и «традиционализм») не обязательно облегчают социализацию личности. Напротив, они часто стано­вятся инструментом, с помощью которого человек оправдывает свои ан­тисоциальные поступки — как надеясь на прощение свыше, так и полагая, что его вера важнее его действий. Как показывают, например, многочисленные социологические исследования в США, по числу убийств, изнаси­лований, грабежей, разводов, случаев подростковой беременности, 10 наиболее религиозных штатов Америки опережают 10 наиболее светских в 2-7,5 раза, и не отстают от них ни по одному показателю асоциальных проявлений.

С другой стороны, постоянные рассуждения о духовности объективно по­рождают ощущение ее реального существования, с которым диссонируют антисоциальные явления — что естественно сопровождается умышленным снижением внимания к последним (а если не получается — то такое внимание можно назвать «происками» и «очернением»). Это, в свою очередь, порождает снижение масштабов государствен­ных усилий, направленных на преодоление реальных, а не иллюзорных, проблем, которые стоят перед российским обществом.

Сегодня можно констатировать, что ориентация на «духовность» не принесла в России ожидаемых результатов — и, наверное, следует пойти по пу­ти, более привычному для цивилизованных стран. В США, где в 2015 году было выявлено 39,5 тыс. случаев заражения ВИЧ, на борьбу с этой болезнью выделяется $27,4 млрд. в год — сравнение с 86,6 тыс. выявленных новых случаев заражения в России в 2016 году и $600 млн. финансирования говорит само за себя. Необходимо не сни­жать, а привлекать возможно большее внимание к проблемам домашнего насилия, считая его наиболее противоестественным и потому опасным из всех видов насилия, существующих в обществе. Следует, скорее всего, перенимать европейский опыт работы с наркозависимыми, сбивая ажиотаж вокруг потребления легких наркотиков, одновре­менно усиливая борьбу с героиносодержащими и синтетическими субста­нциями.

Можно предложить и многие другие меры — но совершенно оче­видно, что если Россия хочет выжить, следует перестать считать храмы и молитвы самым действенным средством противодействия негативным тенденциям, и полагать любую объективную инфор­мацию о существующих проблемах происками врагов. Да и умиляться нашей «духовности» пора заканчивать — просто потому, что таковой ну как-то совершенно не наблюдается…

Добавил suare suare 25 Июля 2017
проблема (6)
Дополнения:

Работающим пенсионерам выплатят в августе «максимальную прибавку» Добавил Катерина Евстратова 4 часа 49 минут назад

Пенсии работающих пенсионеров повысят с 1 августа Добавил precedent 8 часов 14 минут назад

Добавил suare suare 25 Июля 2017
Комментарии участников:
i16chatos
+3
i16chatos, 25 Июля 2017 , url

Байстрюк мерзавца Чубайса РБК льёт крокодиловы слёзы? Людоеды-либерасты о социальной политике, ага. Актуальненько.

suare
+2
suare, 25 Июля 2017 , url

suare
+1
suare, 25 Июля 2017 , url

LaRuss
+10
LaRuss, 25 Июля 2017 , url

Какая интересная взаимосвязь «Матильда», ВИЧ и русская духовность.
Ну «Матильда» точно не имеет отнощения ник русской духовности, ни к русским.
ВИЧ конечно понижает уровень русской духовности если ею болеют только русские.
Например туберкулёз, которым болели такие бездуховные люди как Белинский или Чехов и который в их время был болезнью смертельной.

Всё это написал д.э.н., политик из «Правого дела», В. Иноземцев.
В марте 2010 года Владислав Иноземцев подписал обращение российской оппозиции «Путин должен уйти». Видимо продолжение этого лозунга звучит как «Иноземцев должен придти».
Как много узких специалистов, но плохих граждан считают себя великими политиками.

Цитата В.И. — «Ожесточенные споры о фильме «Матильда», посвященном событиям более чем столетней давности из жизни наследника престола, высвечивают одну из главных проблем страны — катастрофическую лукавость рассуждений о «духовности», якобы составляющей основу нашей национальной идентичности.»
Это весьма примечательная особенность, белоруса Иноземцева, говорить о русской духовности приплетая сюда в качестве примера к/ф «Матильда» не имеющего отношения ни к русской духовности, ни к русской культуре.



bee_e
+2
bee_e, 25 Июля 2017 , url

извините, я не понял, почему матильда не имеет отношение к русской духовности?

manson
+5
manson, 25 Июля 2017 , url

Потому что что на одной стороне Матильды, что на другой стоят люди не имеющие отношения к русскости. Странные они люди, сумсшедшие, больные на голову. Вместо-мы. К нам они не имеют отношения. Развели информационый повод и вовлекают в него нас и говорят от нашего имени. Что с одной стороны, что с другой. Давно пора оставить последнего царя на страницах учебника истории и сделать так, чтобы ничто оттуда не влияло на нашу жизнь...

bee_e
+1
bee_e, 26 Июля 2017 , url

что на другой стоят люди не имеющие отношения к русскости.

 Это оценочное суждение или ваше утверждение? Потому что например вроде бы Поклонская — русская, но тогда почему она не имеет отношение к русскости. Спасибо.

<b>Давно пора оставить последнего царя на страницах учебника истории и сделать так, чтобы ничто оттуда не влияло на нашу жизнь</b>

Но разве так бывает в жизни?? Именно исторические процессы и их результаты собственно и влияют на жизнь последующих поколений. Иначе говоря, не бывает следствия без причины. Кажется так.

manson
+2
manson, 27 Июля 2017 , url

Потому что например вроде бы Поклонская — русская, но тогда почему она не имеет отношение к русскости

 Потому что есть национальность — «русский» и понятие (духовное, смысловое, ментальное) «русский». Можно быть русским по национальности, но не русским по духу. Тот пацан кореец, что стоял с пулеметом против колонны грузин — русский. Соловьев, Сванидзе, Чубайс — не русские. Можно быть евреем, но русским, а можно быть русским жидом. Недавно в магазине таджик через голову очереди спрашивал-отвлекал продавщицу какие сигареты есть, и она в сердцах ему сказала «ну подожди ты своей очереди, не русский что ли?». Он помолчал и удивленно ответил «нет». А вот продавщица воспринимала его как русского. Не по национальности. Да осетин на работе моей намного более русский, чем Горбачев или Ельцин. 

 Причем можно быть русским не признавая этого и считая, что ты самый натуральный негр или еврей.

Кто такая Поклонская — я уже не знаю. Нет, бывают русские с замороченными мозгами, они обычно балансируют на грани понятий, а Поклонская кто  - не знаю. Похоже тоже на грани балансирует...

bee_e
0
bee_e, 28 Июля 2017 , url

со многими вашими словами можно вполне согласиться. Однако насчет Поклонской как раз не совсем известно: например, можно ли исключать вариант, что она — настоящий русский человек, но несколько необычный для восприятия, а отказывая ей в русскости мы совершим ошибку непонимания...

manson
0
manson, 28 Июля 2017 , url

Хорошо, договоримся пока до позиции, что она просто глупая, раз считает, что ее мнение самое главное и подходит для всех русских

LaRuss
+2
LaRuss, 26 Июля 2017 , url

Во-первых, копание в грязном белье не имеет отношение к истории.
Во-вторых, Кшесинская это муха на картине истории и никакого влияния на исторические процессы она не оказала.
В-третьих, те, кого интересуют физиологические потребности исторических персон вряд ли можно назвать людьми глубокими, духовными или здоровыми.
В четвёртых, фильмы Учителя почему-то снимаются на государственные деньги, т.е. на ваши и мои.
В пятых — если внимательно посмотреть на «духовность» самого Учителя то надо будет взять микроскоп. Я не буду писать о его личной жизни, но приведу только один пример его «духовности».  Он собирался снять фильм о публичном доме в котором работали агентки-комсомолки для иностранцев, который был якобы создан по приказу Сталина. К его огорчению деньги (государственные!) выделены не были.
Мало называть себя русским — надо им быть.

LaRuss
+3
LaRuss, 26 Июля 2017 , url

Еще один примечательный факт об Учителе, надо же какая русская фамилия -

В роли царя Николая Второго, канонизированного Русской православной церковью, Алексей Учитель снял… немецкого порноактёра. Ещё одна демонстративная провокация!

bee_e
+2
bee_e, 26 Июля 2017 , url

Где-то я читал, что Учитель — еврейская фамилия. Но в данном случае это не важно.

bee_e
+2
bee_e, 26 Июля 2017 , url

приведу только один пример его «духовности». Он собирался снять фильм о публичном доме в котором

погодите. бывает ведь разная духовность, ну как например заряд: отрицательный и положительный. Может у него отрицательная духовность, например?!

Мало называть себя русским — надо им быть

А что значит быть им? Можете дать исчерпывающее определение, на уровне необходимых и достаточных условий?!

LaRuss
+2
LaRuss, 26 Июля 2017 , url

Отрицательная духовность или духовность с отрицательным знаком?
Отрицательная духовность — это бездуховность. Такие вещи пора бы понимать.
Быть русским — это в первую очередь знать свой язык, свою историю и быть гражданином своей страны.
Это необходимое условие. Достаточность заканчивается вместе с жизнью.
Однажды к Бунину пришел некий гимназист, который  писал заумные стихи и был в восторге от своих стихов. Бунин прочел его стихи и сухо заметил: — Это не ко мне.
Покрасневший гимназист важно его спросил: — Вы отрицаете роль заумного в искусстве?
Бунин ответил: — Заумное это то, что по другую сторону ума, то есть глупость.

bee_e
+1
bee_e, 28 Июля 2017 , url

Быть русским — это в первую очередь знать свой язык, свою историю и быть гражданином своей страны/\

 

это недостаточно! вы забыли самое главное. У Достоевского можете найти это главное!

LaRuss
+1
LaRuss, 29 Июля 2017 , url

Этого недостаточно — пишете вы. Это по крайней мере смешно.
Сначала, вы «наивно» спрашиваете меня, используя математическую терминологию о необходимости и достаточности быть русским. Когда же, я, также используя ваш же стиль изложения, пишу о «необходимости» и пишу, что «достаточность» занимает всю остальную жизнь, то есть остальные компоненты надо развивать в себе самому и зависят от условий жизни индивидуума, вы с апломбом пишете мне, что этого «недостаточно».  И надо бы мне почитать Достоевского..
К вашему сведению я знаю точку зрения Достоевского, но это не значит, что у меня нет своего собственного мнения. К тому же, я живу в другое время и в другом государстве, не говоря уже об условиях жизни.
С таким же успехом, я тоже могу сказать вам, что этого недостаточно, тем более своей позиции у вас нет. Это очень удобно: критиковать других не имея собственного мнения.

«Родина не просто место на земле, где я родился, произошел на свет от отца и матери, или где я «привык жить»; но то духовное место, где я родился духом и откуда я исхожу в моем жизненном творчестве. И если я считаю моей родиной — Россию, то это означает, что я по-русски люблю, созерцаю и думаю, по-русски пою и говорю; что я верю в духовные силы русского народа и принимаю его историческую судьбу своим инстинктом и своею волею. Его дух — мой дух; его судьба — моя судьба; его страдания — мое горе; его расцвет — моя радость».
И.А.Ильин «Манифест Русского Движения»

bee_e
+1
bee_e, 30 Июля 2017 , url

прошу меня простить!

Stopor
+10
Stopor, 25 Июля 2017 , url

Примечательно, что фразу «почём опиум для народа» произносит хоть и обаятельный, но все же жулик и проходимец Остап, занимающийся тем же — поиском чужих стульев.

Интересно, какие стулья ищет этой статьёй РБК.

suare
+2
suare, 25 Июля 2017 , url

занимающийся тем же — поиском чужих стульев

 

lxson
0
lxson, 25 Июля 2017 , url

Консервативная политика, при которой деньги налогоплательщиков не выбрасываются на лечение нариков, и меня бы устраивало, и было бы не так все плохо, если бы эти все деньги не оседали у коррупционной мафии

Flinky
+6
Flinky, 25 Июля 2017 , url

Автор Иноземцев? Сразу в шлак. Это ещё тот спекулянт.

Юлька с н2
0
Юлька с н2, 26 Июля 2017 , url

Авторов Мандельштама и Бродского тоже в шлак кидали. Вы на фамилию смотрите, в смысл не вникаете?

Flinky Flinky, как тебя вообще назначили министром Культуры News2.ru с такими совковыми взглядами? :)))

Flinky
+4
Flinky, 26 Июля 2017 , url

Бредней Иноземцева я прочитал уже достаточно, чтобы составить мнение о качестве продуцируемого им контента — шлак полный. Это личное мнение, не навязываю никому.

Спекульнуть на модной нынче теме «Матильды» любой идиот может. И да, беда, коль пироги начнёт печи сапожник. Доктор экономических наук должен писать об экономике.

LaRuss
+2
LaRuss, 26 Июля 2017 , url

Честно говоря уж не в первый раз пишу, что мысль Маркса звучит так: «Религия опиум народа.»
Многие не понимают разницы. Вероятно и деятели нашего искусства просто его не читали.



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать