Боюсь здесь не все так просто. Все они были выведены из состава ВМФ в 95-98 г.г. Видимо до 2005 г. были доведены до такого состояния, что просто не могли уже быть восстановлены.
К утилизации «Акул». Почему у нас не будет самых больших подлодок в мире
Подводные лодки «Архангельск» и «Северсталь», которые были выведены в резерв семь и девять лет назад соответственно в связи с отсутствием боекомплекта – всё же будут утилизированы. Информация об этом появилась на различных новостных ресурсах.
Стоит напомнить, что это два из трёх оставшихся ракетных подводных крейсера стратегического назначения (РПКСН) проекта 941 («Акула») – самых больших подводных лодок из когда-либо построенных в мире. Третья лодка – «Дмитрий Донской» – была модернизирована (фактически перестроена по проекту 941УМ) для испытательных и опытовых нужд. Например, с её борта проводились первые испытательные пуски баллистических ракет морского базирования «Булава». В этом качестве она останется в строю.
Долгое время сохранялась надежда на то, что «Архангельск» и «Северсталь» тоже со временем будут модернизированы под новые задачи или новое оружие. Но теперь уже понятно, что лодки придется списывать. Эту новость трудно назвать радостной. «Акулы» олицетворяли мощь нашего флота и возможности нашего кораблестроения. Шесть огромных атомных подлодок, которые в два раза превосходили водоизмещением американские лодки стратегического назначения «Огайо» – несли по 20 баллистических ракет Р-39 (комплекса Д-19). Каждая из этих ракет могла вывести 10 боевых блоков, способных поразить цели на дальности свыше 8000 км. То есть эти лодки были не просто символом нашей военной мощи, а действительно составляли существенную часть морских стратегических ядерных сил.
Нетрудно предвидеть, что это решение вызовет новую волну обвинений в подрыве обороноспособности. Тем не менее, «Акулы» давно перестали быть частью ядерного щита страны. Это случилось не сегодня, когда озвучено решение об утилизации двух лодок этой серии. И не вчера, когда были списаны (в 1996-97гг) и утилизированы (после 2005 года) первые три. Огромные подводные лодки создавались специально для самых больших из когда-либо размещавшихся на подводных лодках ракет – Р-39. Без этого оружия лодка – не боевая единица. А этого оружия нет. И нет уже давно.
29 апреля 2004 года на совещании у главкома ВМФ Владимира Куроедова было констатировано, что у России больше нет стратегической ракетной системы морского базирования (РСМБ) «Тайфун». «Тайфун» – это система. Она состоит из ракетного комплекса Д-19 с ракетами Р-39, и из его носителей – лодок проекта 941. Тогда лодки-носители – ещё были. А системы – уже не было.
Производство ракет Р-39 было прекращено в 1990 году. Тогда предполагалось, что дальше будет производиться другая модификация этой ракеты (эскизный проект модернизированного комплекса Д-19УТТХ с ракетой Р-39 УТТХ был готов в 1987 г.). Были подготовлены планы конструкторских работ и испытаний. Лодки 941 проекта должны были просто со временем обновить свой ракетный комплекс в ходе плановых модернизаций. Ракеты с истекшими сроками эксплуатации и хранения должны были заменяться новыми, к тому же более совершенными. Но этим планам не суждено было сбыться. Единое государство оказалось разрушено, а некоторые ключевые звенья производственной цепочки оказались за границей, в том числе ПО «Южмаш» и Павлоградский химический завод. Последний вскоре стал выпускать бытовую химию вместо ракетного топлива. К 1998 году, когда все работы по модернизированному комплексу были закрыты – уже невозможно было восстановить производство. С этого момента судьба «Акул» была практически предрешена. В 1991 году имелось около 150 единиц ракет Р-39 с разными сроками хранения и нахождения на боевом дежурстве. В 1997 году было подписано постановление правительства об утилизации твердотопливных ракет, но в документе фигурирует уже только 91 единица. К 2004 году – их оставались единицы. Так «Акулы» остались без оружия.
Не просто и не быстро, но создавался новый стратегический ракетный комплекс – Д-30 с новой ракетой Р-30 «Булава». А для него есть новый носитель – лодки проекта 955 «Борей». Тем не менее надежда на то, что «Акулам» найдется работа – сохранялась. ТК-208 «Дмитрий Донской» всё же стал испытательной лодкой. ТК-17 «Архангельск» в 2002 году прошел восстановительный ремонт на Севмаше (спустя 4 года после закрытия работ по ракете Р-39 УТТХ). Вместе с ТК-20 «Северсталь» они были выведены в резерв, а не списаны. Как то не верилось, что эти уникальные корабли уже отслужили свой век. Ведь переоборудовали же американцы свои четыре свои стратегические «Огайо» в носители крылатых ракет «Томагавк». Этим они не нарушили договоров об ограничении стратегических вооружений, но сохранили подлодки.
Тем не менее, мнение руководства вооруженных сил нельзя назвать необоснованным. Модернизация лодок 941 проекта – действительно обойдется дорого и будет совсем не быстрой. Эти средства и производственные мощности лучше направить на лодки четвертого поколения.
Жаль, естественно, что мы не увидим эти красивые и грозные корабли в боевом составе флота. Но нам нужно думать о будущем, а не сожалеть о прошлом.
Да, написано красиво. Только один вопрос непонятен. На скриншоте выше написано, что все эти подлодки уничтожались при финансовой поддержке США. Если они такие ненужные были, то чего США на них деньги свои тратили?
Они и на Украине их тратили до тех пор, пока российско-украинскую «оборонку» не разорвали по линии границы ДНР и ЛНР. Теперь само пусть все сдыхает на всей Восточной Европе, Прибалтике, Закавказья и Центральной — бывшей советской — Азии
Им теперь обидно, что Россия свой военпром возродила, да еще «Северный поток — 2» с мостом в Крым заканчивает.
Да ну их — заокеанских — в дупло. У них сейчас свои множественные переломы, несовместимые с нормальной жизнью. Вон их Президент как верещит: столицу помойкой м вы гребной ямой назвал. Пусть тужатся или наоборот дрищут от своего несварения новой реальности и многополярного порядка. Нам бы их проблемы.
У нас своих трудностей — выше крыши. Строить надо, социалку поднимать, внуков и детей рОстить. Жить, одним словом. Они нам теперь не помеха, а санкции.
Я так понимаю, были договоры, заключенные еще при Ельцине. Видимо при нем бабки на это дело то ли пропили, то ли скоммунизмили, в общем бабло распилили, а лодки пилить не стали. А тут надо было или договор выполнять либо бабки назад. Посылать америкосов в это время еще не решались.
Офицеры боялись спускаться ниже 4й палубы. А в городе пугали девок, что продадут на кузнецов.
Самостийное государство на основе неуставных отношений?
Ну я там не не был. А, вообще, там какой экипаж огромный.
Вообще, я так понял, что байка старая.
Рота охраны — корабельный ОМОН — была задействована в походе по полной программе. Ребята охраняли белую кость на «острове» (командная надстройка — авт.) и охраняли хорошо. Без ОМОНа никто никуда не перемещался. Только Срезневский — командир БЧ-6 — не боялся спускаться ниже 4-го яруса… Всех остальных офицеров ждала неминуемая расправа. Они, как правило, в темноте бывали раздетыми и ограбленными…».
russiahousenews.info/blogs/istoriya-avianostsa-admiral-kuznetsov
Нельзя относиться к сообщениям на форумах как к достоверным фактам и, тем более, как к историческому источнику. Анонимные корреспонденты безнаказанны в своей писанине. Они говорят то, что хотят. Ответственности никакой. Тем не менее, статистика негативных отзывов о последнем авианесущем крейсере николаевской постройки заставляет задуматься.
Писать о новейшей истории нашего края — дело неблагодарное. Многие участники авианосной эпопеи до сих пор живы и наблюдают агонию судостроительных гигантов в городе. Недавнее прошлое для ветеранов — открытая рана.
Чем то историю с Буранами напоминает.
Я никак не могу взять в толк: зачем Украине с ее закрытым Черным морем корабль, предназначенный для океанской службы?
А чего гадать? Для того, что бы с америкосов снять бабки за его утилизацию
Кастрюльку сними с башки. То, что натворили чубайсята Россия будет расхлебывать и в 2020 и в 2050. Вместо того чтобы поставить эти корпуса лодок на консервацию и тщательную сохранность, чубайсята допустили разграбление их материальной части и фактически отдали их на разграбление охотникам за цветными металлами. У чубайсят считалось победой и выгодной коммерческой сделкой то, что на уничтожение лучших подводных лодок в мире они получили деньги от нашего врага.
Так делают только предатели. Американцы свои линкоры постройки 40-х годов модернизировали до 1985 года и затем ещё долго эффективно эксплуатировали уже с крылатыми ракетами и современными средствам ПВО.
Акулы это подводные линкоры, а не крейсера, как их у нас называют. На флоте все это отлично понимают. Их тоже можно было законсервировать, дождаться благоприятных условий и затем модернизировать.