Репарации в обмен на санкции или "Судный день" в Польше
Уже ни для кого не является новостью то, что в Польше партия Ярослава Качиньского «Право и Справедливость» (PiS) пытается протолкнуть реформу, отменяющую независимость польских судов. На этой почве развернулось масштабное противостояние. В самой Польше проходят массовые протестные митинги. Европейские чиновники вещают о нарушении Варшавой правовой концепции ЕС с попранием европейских ценностей и колотят метафорическим ботинком по метафорической трибуне с требованиями показать Польше «кузькину мать». Причем, громче всех звучат голоса польских представителей в европейском правительстве. Так, еврокомиссар Эльжбета Беньковска потребовала от вице-президента Еврокомиссии Франса Тиммерманса не просто введения санкций, а «радикального лечения» «с активным вмешательством со стороны Еврокомиссии во внутреннюю политику страны».
источник: i.imgur.com
Лидеры ЕС не остались равнодушными к таким призывам. Они настолько убедительно пригрозили Варшаве разбирательством в суде ЕС с последующим наложением санкций в виде отказа в дополнительных субсидиях и лишением Польши права голоса в Совете министров Евросоюза, что президент страны Анджей Дуда наложил вето на два закона о реформах, принятых Сеймом.
Польские политики отреагировали на такое давление не менее эмоционально. Высказывания некоторых из них послужили импульсом для нового этапа антиевропейских контрмер. Так, министр обороны Антоний Мачеревич заявил, что Германия должна выплатить Польше репарации за потери, понесенные во время второй мировой войны. Его мысль тут же была подхвачена чиновниками из PiS. В Сейме уже готовится доклад международно-правовых обоснований возможных официальных претензий Польши в адрес Германии. Лидер партии Качиньский назвал начатый процесс «историческим контрнаступлением», а депутат Европарламента адвокат Рышард Чарнецкий вообще высказался в местных СМИ в духе «чем мы хуже евреев?»
Похоже, польские политики уже вообразили себя на пороге нового великого противостояния и настроились на долгую продолжительную войну. Принимая во внимание тот факт, что партия Качиньского составляет большинство в Сейме и проголосует за любой инспирированный им законопроект, Польша запускает спорный хронический процесс. Понадобятся неимоверные усилия, чтобы попытаться доказать законность требований Варшавы, от которых она уже официально отказывалась в далеком 1953 году.
Судя по упорству продолжающих гнуть свою линию поляков, по мере припоминания других старых обид, в дальнейшем их «контрнаступление» будет проходить глобальнее, касаясь не только флагмана ЕС.
Евросоюз, в свою очередь, уже настаивает на санкциях не только из-за судебной реформы, но и польской миграционной политики. Слово за Польшей.