[Новая метла по-новому метёт?] На телеканале РБК появились «стоп-листы» экспертов для комментариев
Новое руководство телеканала РБК ввело для журналистов «стоп-листы» экспертов, которые не могут давать комментарии, а также обязало журналистов показывать перед отправкой все запросы на комментарии в органы власти и отчитываться о своих страничках в соцсетях. О новой инициативе руководства телеканала РБК Дождю рассказал источник в холдинге РБК и подтвердил сотрудник телеканала.
По словам собеседников Дождя, на прошлой неделе новый руководитель продюсерской службы телеканала РБК Кристина Филипповская объявила коллективу, что ждет от всех списки экспертов по внутренней и внешней политике и по силовым структурам.
Она объяснила, что сделает сводный список, который скорректируют: внесут каких-то спикеров, а каких-то уберут. В дальнейшем нельзя отходить от этого списка, подчеркнула Филипповская, добавив, что тем экспертам, «кто будет в стопе», нельзя звонить «ни при каких условиях». Всех новых экспертов необходимо согласовывать с руководством, добавила руководитель продюсерской службы.
В сводном списке контактов экспертов, копия которого есть у Дождя, встречаются телефоны экспертов с пометками «очень хороший», «можно, но аккуратно», «только по согласованию со Штейнбухом». Например, у контакта ветерана спецподразделения «Вымпел» Анатолия Ермолина стоит пометка «ЭХО МОСКВЫ!!! Белая ленточка», у политолога, журналиста Дождя Константина Эггерта — «осторожно», у прокремлевского политолога Алексея Чеснакова — «очень хороший!!!», а у полковника ФСБ в отставке Владимира Тихоненко — «строго по согласованию со Штейнбухом!!!!!» По словам одного из сотрудников телеканала, эти пометки делал Алексей Штейнбух.
Алексей Штейнбух перешел на РБК вслед за новыми руководителями канала и возглавил недавно созданный на телеканале аналитический отдел. До этого Штейнбух работал военным корреспондентом на ВГТРК, где вел программу «Совбез».
На «Радио России», где Штейнбух вел программу, его представляют как «историка по образованию, в прошлом сотрудника одной из российских спецслужб». «Принимал участие в проведении специальных операций. Уже долгое время занимается кинодокументалистикой. Соавтор большого количества документальных фильмов и телевизионных программ, посвященных наиболее злободневным темам, а также работе правоохранительных и специальных служб, в том числе в горячих точках», — говорится в информационной справке о журналисте.
По словам собеседников Дождя, Филипповская объявила о введении еще одного правила — «обязательного» предварительного согласования вопросов для интервью в федеральные ведомства с Алексеем Штейнбухом. Кроме того, корреспонденты обязаны будут подписывать запрос на комментарий в любые органы власти у нового управляющего директора телеканала РБК Игоря Полетаева или его заместителя Ильи Доронова, отметила она.
Игорь Полетаев, Илья Доронов и Алексей Абакумов перешли на телеканал РБК в июле, вскоре после того, как Михаил Прохоров продал холдинг РБК Григорию Березкину. Еще одно нововведение, о котором объявили коллективу телеканала, — необходимость прислать руководству ссылки на свои страницы в соцсетях Facebook и Вконтакте. Если журналистов нет в соцсетях, их обязали в них зарегистрироваться.
Филипповская сказала Дождю, что не делала таких объявлений коллективу телеканала и что никаких «стоп-листов» на канале нет. На вопрос, правда ли, что нужно предварительно согласовывать вопросы с руководством телеканала, она ответила, что «лично она не в курсе», перенаправив корреспондента Дождя к руководству канала.
Заместитель Филипповской Ольга Красноногая сказала Дождю, что не знает о введении стоп-листов и посоветовала обратиться к руководству канала.
Сам Полетаев, чей комментарий предоставила пресс-служба РБК, сказал, что на телеканале «нет цензуры и не существует стоп-листов ни экспертов, ни ньюсмейкеров». «Как и прежде, мы обращаемся за комментариями ко всем источникам информации и планируем так поступать и впредь», — подчеркнул Полетаев. Базу данных экспертов «актуализировали», чтобы расширить список и повысить качество экспертного мнения, говорится в ответе пресс-службы.
За синхронизацию запросов отвечает аналитическая группа в составе Алексея Штейнбуха, Александра Бирмана и Эдуарда Семенова, подтвердили в РБК. Для того, чтобы оперативно получать комментарии у очевидцев, продюсерская служба решила завести официальную группу в соцсетях «Продюсерская служба телеканала РБК», в которую войдут все продюсеры телеканала. Так они смогут запрашивать мнения под брендом телеканала, а не в форме запроса от частного запроса», — добавили в пресс-службе.