За сезон в отечественном прокате прибыльная картина из России была только одна — комедия «Бабушка легкого поведения». Министр культуры Владимир Мединский назвал минувший сезон «провальным»
С начала года за счет проката в кинотеатрах окупились только четыре российских фильма. Летом, в традиционно неудобный для отечественного кино сезон, прибыльная картина была только одна — комедия «Бабушка легкого поведения». Министр культуры Владимир Мединский назвал минувший сезон «провальным» из-за слабого продвижения картин перед выходом в прокат, с этим согласны и участники рынка.
Кассовые сборы в России и СНГ этим летом, за исключением последнего уикенда, то есть с 1 июня по 20 августа, составили 11,185 млрд руб., посещаемость кинотеатров — 47,544 млн зрителей, подсчитал «Бюллетень кинопрокатчика». Из них отечественное кино собрало 399 млн руб. при посещаемости 1,781 млн зрителей — 3,6% и 3,7% от общих показателей соответственно. С начала года сборы составили 38,28 млрд руб.— на 7,1% больше к аналогичному периоду 2016-го, из них отечественное кино собрало 6,997 млрд руб. (рост на 13,2%).
Так, летом 2016 года на российские фильмы пришлось всего 2% киносборов, или около 250 млн руб. В целом сборы тем летом были чуть больше: 11,6 млрд руб., посещаемость — почти 49 млн зрителей. Но последняя неделя августа еще может дать небольшой рост, отмечает руководитель отдела аналитики «Бюллетеня кинопрокатчика» Андрей Белый.
На коллегии Минкультуры на прошлой неделе итоги сезона раскритиковал министр Владимир Мединский. «Почему рост доли российских фильмов находится в противоречии с содержанием? Какой смысл снимать фильмы, которые никто не видит? — заявил он.— У нас провальный сезон. Вышел фильм “Холодное танго”, плохо прошел. Или “Большой” — прокатался неплохо, но мог бы собрать больше». Причина в слабом продвижении картин, считает министр. «Холодное танго» при заявленном бюджете в 250 млн руб. собрало 24 млн руб., а снятый за 370 млн руб. «Большой» — 234 млн руб.
По подсчетам kinodata.pro, единственный российский фильм, окупившийся летом, причем в первый уикенд,— комедия «Бабушка легкого поведения» (прокатчик «Каропрокат») режиссера и продюсера Марюса Вайсберга с сопродюсером Александром Реввой в главной роли. Фильм собрал 130 млн руб. в России и СНГ при бюджете 90 млн руб. В промо и маркетинг вложили около 40 млн руб., что «достаточно бюджетно по сегодняшнему времени», говорит президент «Каропроката» Алексей Рязанцев. «“Бабушка” прошла по фарватеру “Жениха” (комедия 2016 года, собравшая 482,3 млн руб.— “Ъ”), к чему мы собственно и стремились. К сожалению, конкурентное окружение оказалось выше наших ожиданий»,— отмечает он. Итоговый результат окажется не хуже, чем у «Жениха», надеется господин Рязанцев: «сарафанное радио» должно привлечь на фильм россиян, возвращающихся из отпуска.
Это четвертый российский фильм в этом году, получивший прибыль в кинотеатрах. Уже окупились блокбастер Art Pictures «Притяжение» (прокатчик WDSSPR), комедия Yellow Black & White «Гуляй, Вася» («Централ партнершип») и хоррор «Невеста» студии «10/09» («Каропрокат»). Они получили господдержку от Фонда кино. Поддержанные фондом летние релизы «Блокбастер» (сборы 11 млн руб. при бюджете 50 млн руб.) и «Сказ о Петре и Февронии» (сборы 49 млн при бюджете 140 млн руб.) за счет проката не окупились.
По данным Kinodata.pro, последний раз летом российский фильм окупался в 2015 году — это была малобюджетная бурятская драма «Решала 2» (прокатчик «Арена/Байкал кино»). В июне 2014-го прибыль получила комедия «Все и сразу» («Централ партнершип»), в июне 2011-го — комедия «All inclusive, или Все включено» («Парадиз»). Продюсеры мало внимания и денег уделяют раскрутке фильмов, сетовал на коллегии владелец киносетей «Синема парк» и «Формула кино» Александр Мамут. «Если никто про ваш фильм не слышал, то почему на него пойдут? Нам приносят картины, у которых в группе в соцсетях нет подписчиков»,— соглашается источник “Ъ” в крупной киносети, подчеркивая, что при распределении госсредств денег на кино бокс-офис и окупаемость «вообще не существуют как параметр этого бизнеса».
Анна Афанасьева, Елизавета Макарова