Крупнейший в мире суверенный фонд — норвежский Government Pension Fund Global (GPFG) — планирует радикально изменить свой стратегический портфель долговых инвестиций. В частности, пишет РБК, это коснется российских активов – ОФЗ и рубля. ЦБ Норвегии, управляющий фондом, предложил отказаться от текущего индекса-бенчмарка облигаций, включающего 23 валюты (в том числе рубль), и заменить его индексом облигаций только в трех валютах — доллар, евро и британский фунт.
Согласно рекомендациям ЦБ Норвегии, которые изложены в письме Минфину страны, предлагаемые изменения будут внесены в парламент (стортинг) и вступят в силу по итогам консультаций с парламентом. Пока же норвежский суверенный фонд является одним из крупнейших держателей российских ОФЗ среди нерезидентов. На конец 2016 года ему принадлежали бумаги на 2,21 млрд долларов, следует из годового отчета фонда. Для сравнения: на тот момент номинальный объем ОФЗ, принадлежавших иностранцам, составлял 25 млрд долларов, а весь рынок ОФЗ достигал 93 млрд долларов.
GPFG, аккумулирующий все нефтегазовые доходы Норвегии и инвестирующий их в международные активы, опирается в своей стратегии на индексы-бенчмарки. Такой индекс для вложений в облигации сейчас состоит из 23 валют, включая валюты развивающихся стран — южнокорейскую вону, мексиканское песо, польский злотый, российский рубль и др. Доля рублевых облигаций в индексе составляет 0,6% — такая же, как для тайского бата и датской кроны. Она близка к фактической доле рублевых бумаг в облигационном портфеле GPFG по итогам 2016 года — 0,7%, или 2,2 млрд долларов по рыночной стоимости. Все эти бумаги — российские государственные.
Рубль как был валютой развивающейся экономики сырьевого типа, живущей в условиях жестких санкций, так ею и остался, констатирует старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. Временное затишье в геополитическом плане ничего не значит: инвесторы интересуются экономикой РФ, но поток денег в реальные активы не расширяется из-за «спящих» рисков. В глобальном плане очень настораживает отсутствие резервов: после объединения мощностей Резервного фонда и ФНБ создается иллюзия, что расходным статьям ничто не угрожает, но это совсем не так.
Суммарных резервов хватит месяцев на восемь, но что будет с госрасходами после президентских выборов, большой вопрос. Тем более что деньги внутри ФНБ заранее были распределены по ключевым направлениям, а обслуживание дефицита бюджета никто не отменял. Получается, что в моменте рубль смотрится неплохо, но в долгосрочной перспективе ничего радужного для российской валюты нет. На это и опираются стратегические инвесторы.
В прошлую среду мы уже стали свидетелями возврата иностранцев в российский государственный долг впервые после введения последних санкций, напоминает аналитик eToro в России и СНГ Михаил Мащенко. Как итог объем торгов ОФЗ превысил 7,4 млрд рублей, бумаги подорожали на 2% до максимальной с июня цены, а рубль укрепился выше 57,50 за доллар и ничто не мешает ему оставаться в диапазоне 57,50 -58,50 в течение ближайших недель. Тем не менее, считает аналитик, можно ожидать, что долго новый раунд инвестиций не продлится.
Во-первых, объясняет он, через две недели состоится заседание ЦБ РФ, на котором регулятор вполне может решиться на очередное снижение процентных ставок, руководствуясь низкой официальной инфляцией, что сделает покупку ОФЗ менее выгодной. Во-вторых, к началу октября правительство США должно принять решение о повышении допустимого с точки зрения законодательства максимального объема государственного долга, что всегда сопровождается серьезной нервозность, в результате чего индекс волатильности (он же индекс страха) существенно возрастает за две недели до даты Х, а инвесторы закрывают рискованные позиции и вкладываются в “безопасные” вроде золота.
В-третьих, к концу года США намерено привлечь 500 млрд долларов — максимальный объем привлекаемых обязательств с кризиса 2008 года, что должно серьезно сократить долларовую ликвидность в мировой финансовой системе, а учитывая трудности с ней, которые присутствуют в российской экономике и сейчас, то рубль будет одним из основных “пострадавших”.
Надо понимать, добавляет Михаил Мащенко, что панические настроения у крупных игроков присутствуют уже достаточно давно: мало какие “мусорные” облигации развивающихся рынков приносят сейчас больше 6% дохода и, особенно если учитывать крайне рискованный характер инвестиций, более не устраивают “умные деньги”. Мы, заключает эксперт, вполне можем стать свидетелями коррекции как по государственным бумагам, так и по валютам стран EM, в рамках которой нацвалюта вполне может вернуться к отметке в 60 рублей за доллар к концу года.