Украину не простят
Как сообщило министерство финансов Украины, государственный долг Украины в июле вырос на 1,39%, составив 76,06 млрд долларов. То есть сейчас уровень госдолга страны по отношению к ВВП достиг уже порядка 80%, а на каждого украинца приходится примерно по 1760 долларов госдолга. При этом, уверены эксперты, это только начало тяжелого периода выплат для Украины. И надеяться на списание долгов Киеву рассчитывать не стоит.
Государственный и гарантированный государством долг на конец июля составил 1,971 трлн гривен (76,06 млрд долларов) против 1,957 трлн гривен (75,01 млрд долларов) месяцем ранее. Общий размер прямого госдолга по состоянию на 31 июля составил 1,659 трлн гривен (64,04 млрд долларов) против 1,651 трлн гривен (63,26 млрд долларов месяцем ранее). При этом прямой внешний долг за месяц увеличился на 0,19 млрд долларов — до 37,44 млрд долларов, тогда как прямой внутренний долг вырос до 689,42 млрд гривен (26,60 млрд долларов). Гарантированный государством долг на 31 июля составил 311,46 млрд гривен (12,02 млрд долларов).
Как разъяснил украинский Минфин, сообщает ТАСС, увеличение суммы госдолга в долларовом эквиваленте при ее снижении в гривне является следствием изменения официального курса гривны. 31 июля официальный курс гривны к доллару по данным Нацбанка Украины составил 25,91 гривны за доллар, тогда как 30 июня — 26,09 гривны за доллар. В 2016 году общий госдолг Украины увеличился с 65,51 млрд долларов до 70,97 млрд долларов.
Украина тратит на обслуживание внешнего долга 4% ВВП, что превышает 3,8 млрд долларов ежегодно. При этом на обслуживание кредита в 2017 году уйдет 111,3 млрд гривен, а на погашение основной суммы долга — 129,6 млрд гривен (около 5 млрд долларов). Через два года Украине придется вернуть 11 млрд долларов внешних кредитов.
Украине пока не удастся отказаться от кредитов МВФ, считает старший аналитик ИК «Фридом Финанс» Богдан Зварич. В той сложной экономической ситуации, которая сейчас сложилась в стране и, учитывая, что долг достиг 80% ВВП, данные кредиты понадобятся хотя бы для рефинансирования внешних заимствований, то есть возвращения основной части долга. Плюс к этому, стране нужны средства на проведение экономических реформ.
Да, признает эксперт, если бы долг был номинирован в гривнах, Украина могла бы пойти на девальвацию национальной валюты, однако подобный шаг не улучшит ситуацию с внешним долгом. В результате, кредиты МВФ необходимы стране на поддержание своей платежеспособности. Также стоит отметить, что бюджет Украины дефицитный (по требованиям МВФ дефицит не должен превысить 3%, однако он может оказаться больше, чем запланировано), а значит, нужны источники средств для покрытия этого дефицита. При этом в сложившихся условиях Украине не приходится рассчитывать на другие источники кредитных средств, так как страна уже проводила реструктуризацию своего долга. И на таком фоне инвесторы не готовы давать в стране в долг.
В ситуации с украинским долгом опасен даже не сам его размер, а тот факт, что возможности по его возврату день ото дня сокращаются, указывает независимый аналитик Дмитрий Адамидов. Разрыв кооперационных связей с Россией и планомерное уничтожение промышленного производства делают ситуацию на Украине похожей на греческую. Которую в итоге пришло решать де факто списанием большей части долга. Но Греция – член ЕС и европейской бюрократии приходилось в числе прочего спасать и собственный мундир.
В случае с Украиной такой необходимости нет, считает эксперт, поэтому можно сказать, что дефолт практически неизбежен. Вопрос только в сроках и готовности МВФ как системообразующего кредитора рефинансировать долговую пирамиду Киева. А действия МВФ — это всегда больше политика нежели экономика. Поэтому конкретные сроки падения украинского долгового рынка определяются сегодня прежде всего в Вашингтоне.