Речь идет о фактической монополизации всей финансовой системы страны. Пользуясь терминологией 90-х годов прошлого века, это можно назвать финансово-экономическим режимом «пятибанкирщины». Под интересы этой группы Центробанком, похоже, и зачищается соответствующий сектор экономики.
Почему «свои пацаны» ЦБ покинули АРБ? С формальной точки зрения, из-за «диктаторских замашек» президента Ассоциации Гарегина Тосуняна, что является ложью по своей сути.
АРБ – общественная организация, где нет единоначалия по принимаемым решениям. Там действует коллегиальный орган управления, где «сбежавшие» банки имели достаточно весомый голос. Если же говорить о реальной подоплеке, речь идет о попытке заткнуть рот тем в профессиональном сообществе, кто ставит под сомнение правильность принимаемых Центробанком решений. Тосуняна «наказали» за то, что он посмел публично задать очень важный вопрос: несет ли руководство материальную ответственность за принимаемые решения?
Чтобы вам было понято о чем идет речь, приведу конкретный пример: предприятия малого бизнеса в результате «оздоровления банковской системы» лишились 500 миллиардов рублей. Вдумайтесь, те, кто работал «в белую», потерпели полное фиаско по сравнению с теми, кто работает по «серым схемам». По логике команды Эльвиры Набиуллиной работать в рамках закона, проводить операции через банки, — ужасная глупость. Если вы такие честные, значит, можно вас и пощипать!
Для кого-то это управляемое «оздоровление», а для кого-то — управляемое банкротство конкурентов с перспективами расширения чьего-то бизнеса. Пять банков, вышедшие из АРБ, вскоре эксклюзивно будут использовать не только средства «физиков», перетекающие к ним из-за созданной ЦБ общей нервозности, но и государственными средствами. Так распорядилось федеральное правительство, выпустившее новый документ о размещении бюджетных средств в кредитных учреждениях. Кто там ранее ратовал за либеральный рынок и честную конкуренцию?!
Право на хранение и обслуживание бюджетных средств получили лишь банки с кредитным рейтингом не ниже А+ и собственным капиталом не менее 250 млрд рублей. По данным за июль 2017 года в России таких банков немного. Это Сбербанк, группа ВТБ (банки ВТБ, ВТБ-24 и Банк Москвы), Россельхозбанк, Газпромбанк и Альфа-банк. Таким образом, банковский рынок фактически монополизирован и делится под интересы тех структур, которые представлены в указанных организациях.
Ранее эта же группа получила от ЦБ РФ почти триллион рублей бюджетных средств на «поддержку ликвидности». По некоторым данным, деньги пошли не на кредитование реального сектора российской экономики, а на спекулятивные операции на Московской бирже. И именно эти банки покинули Ассоциацию российских банков. Совпадение? Нет, это осознанный шаг, этакий «подарок» Эльвире Сахипзадовне.
Получается так, что в российской «рыночной экономике» регулятор кого-то спасает за государственный счет, а кого-то топит, зачищая «поле» для расширения чьего-то бизнеса.
Олигархия? Да, это и есть олигархические методы выживания в условиях кризиса. «Мы будем рулить, а все остальные пусть идут лесом». Страна на очередном историческом витке в экономике и финансах вернулась в 90-е. Наступили «тяжелые времена» и сильные (обладающие большим административным ресурсом в ЦБ) стали пожирать слабых. Таковы правила игры «рыночной олигархии». Рынок все уравновесит и расставит.
«Семибанкирщина» 90-х сменилась на «пятибанкирщину».