Американская газета Politico сообщает, что США намереваются создать новый тип ядерного оружия — миниатюрные боеприпасы малой мощности. Технические характеристики не разглашаются, но известно, что оно должно быть компактным, недорогим в производстве и приносить сравнительно небольшой ущерб в случае использования. То есть, судя по всему, это оружие должно иметь меньшую мощность, чем тактические ядерные боеприпасы. Предполагается доставка к месту активации при помощи самолетов, крылатых ракет или же военнослужащими.
По данным Politico, задачи, которые возлагают на «ядерную малютку», заключаются в предоставлении военным больше возможностей по сдерживанию вероятных противников, владеющих ядерным оружием. Называются, естественно, КНДР, Россия и «пр». Именно так формулирует поставленные цели источник газеты, близкий к Белому дому.
Что настораживает?
Во-первых, существует общепризнанное в мировом сообществе определение ядерного сдерживания: владение ядерным оружием громадной мощности, угроза применения которого сдерживает страны, обладающие таким же оружием, от его применения. Но то, что намереваются разрабатывать в США, снижает «порог страха» перед применением ядерных микрозарядов. После обмена такими ударами, которые не причинят непоправимого вреда двум противоборствующим странам, «порог страха» снизится еще больше. И дело может дойти до обмена ударами тактическим ядерным оружием, мощность которого не превышает двух-трех десятков килотонн. В конце концов, есть вероятность того, что в ход будут пущено стратегическое ядерное оружие. То есть затея Белого дома может иметь совершенно противоположные результаты.
Во-вторых, компактное ядерное оружие, которое способен приводить в действие один человек без особой подготовки, вполне может достаться террористам. Такой «пояс шахида» может стать ужасом для жителей крупных европейских городов. Впрочем, и Америка с Азией в стороне не останутся.
В-третьих, объявление о намерении разработать сверхмалый боевой ядерный заряд лет 20 назад вызвало бы крупный скандал. И не только в ООН, но и в самих Штатах. Дело в том, что в 1994 году Конгресс США принял закон, запрещающий создание так называемой «чемоданной бомбы», то есть ядерного заряда сверхмалой мощности. Сделано это было с целью пресечения возможности расползания «террористического атома» по Земному шару. В новом веке уровень безответственности и авантюризма в высших политических кругах США возрос по отношению к ХХ веку.
Правда, окончательное решение, одобряющее проект, пока еще не принято. На следующей неделе, судя по умонастроениям американских политиков, проект будет одобрен в Сенате США.
С политическим аспектом все как будто бы ясно. Но существует и техническая сторона вопроса. Создание устройства, в котором мощность ядерного взрыва не будет превышать, скажем, 0,001 килотонны или 1 тонну тротилового эквивалента, дело если и возможное, то чрезвычайно сложное. Такого пока еще никто не делал. Несмотря на множество слухов и легенд, посвященных теме «ядерного чемодана».
Самый мощный всплеск всякого рода фантазий возник в конце 90-х годов, когда заговорили о том, что Советский Союз тайно разместил на территории США почти сотню «ядерных чемоданов». И что они дожидаются часа, когда поступит команда на их подрыв. Эти разговоры спровоцировал в 1997 году отправленный в отставку с поста секретаря Совета Безопасности России генерал Александр Лебедь, заявивший о потере в стране этой самой сотни «чемоданов». Разумеется, потеря (неизвестно где и когда зафиксированная кроме как в высказываниях опального Александра Ивановича) вскоре была трансформирована в «минирование Америки».
Надо сказать, что о портативных российских ядерных зарядах, которые существенно меньше вполне реальных боеголовок тактического ядерного оружия, известно лишь в связи с «минированием Америки». То есть их можно отнести к жанру легенд и мифов.
Самый маломощный и компактный ядерный заряд имел ныне снятый с вооружения американский снаряд W54 SADM, разработанный в конце 50-х годов в Национальной лаборатории в Лос-Аламосе. Существовало несколько вариантов, имевших различную мощность, — от 10 тонн до 1000 тонн в тротиловом эквиваленте. Снаряд весил 30 кг, имел диаметр 27 см, длину — 40 см. Заряд — плутониевый.
Минимизация размеров ядерного устройства привела к сложности и разработки, и изготовления, и испытаний. W54 испытывался на полигоне в Неваде больше, чем любое предыдущее ядерное устройство. Причем было изготовлено почти десять различных прототипов, прежде чем удалось добиться надежного протекания цепной ядерной реакции.
Тактические ядерные заряды — от пары килотонн и выше — создавать было значительно проще.
Что же касается советских тактических боеголовок, то они имеют примерно те же параметры, что и американские. Используются в ракетах, бомбах, в снарядах для обладающих большой дальностью стрельбы гаубиц.
Уменьшение размеров ядерного взрывного устройства со снижением при этом энергии, выделяющейся при взрыве, — задача чрезвычайно сложная в техническом отношении. Для того чтобы началась цепная реакция необходимо иметь минимальную — критическую — массу радиоактивного изотопа урана или плутония. Для урана-235 это шар диаметром около 20 см и весом в 50 кг. Для плутония-239 соответственно — 12 см и 11 кг. При этом имеются в виду идеально чистые вещества, без примесей. Наличие примесей и их концентрация увеличивают критическую массу.
Но для гарантированного развития цепной реакции необходимо превысить критическую массу. Чем больше будет превышение, тем с большей вероятностью это приведет к ядерному взрыву. Если же «плясать» где-то поблизости от критической массы, то это будет похоже на поджигание отсыревших спичек — какие-то загораются, какие-то пшикают едким дымом.
При создании ядерной бомбы конструкторам приходится решать массу проблем, находя компромиссные решения. Тут масса нюансов. Две половинки вещества необходимо с громадной скоростью соединить, для чего используется имплозия — сжатие вещества при помощи подрыва обычного взрывчатого вещества, равномерно расположенного по внешней поверхности «ядерного топлива».
При незначительном превышении критической массы радиоактивного изотопа его окружают отражателями, которые возвращают обратно покинувшие кусок изотопа нейтроны. Именно они и «дробят» атомы урана или плутония в процессе цепной реакции. Тщательно просчитываются и реализуются температурные режимы, при которых плутоний не расплавляется и не разбрызгивается, в противном случае подрыв ядерного заряда был бы невозможен.
Со всем этим столкнулись ученые и инженеры Национальной лаборатории в Лос-Аламосе, создавая самый маленький в мире ядерный заряд. И долго решали эту задачу. В результате получили бомбу вполне «чемоданных» габаритов. Однако она не подходит к тем требованиям, которые сейчас предъявляют американцы к «ядерной малютке» по мощности.
Существует еще и термоядерная реакция синтеза изотопов легких атомов — дейтерия и трития. Она обладает большей удельной мощностью. При этом тут существует такое ограничение, как критическая масса реагирующего вещества. Казалось бы, можно взять сколь угодно талое количество реагентов и получить необходимую мощность. Однако для того, чтобы поджечь реакцию термоядерного синтеза необходимо создать температуру в десятки миллионов градусов. Это возможно лишь подорвав урановый или плутониевый ядерный заряд, который является неотъемлемой частью термоядерной бомбы. То есть к дозированной термоядерной энергии добавится еще и ядерная, которая эквивалентна как минимум 10 тоннам тротила.
Ну, и чтобы расставить все точки над i, необходимо упомянуть о достаточно распространенном поверье, согласно которому в Советском Союзе была создана страшно засекреченная ядерная пуля калибра 7,62 мм. Данную «информацию» журнал «Популярная механика» опубликовал 1 апреля. После чего ее начали перепечатывать во все остальные дни года.
Необходимо добавить, что затеваемое в США оружие не удовлетворяет и еще одному критерию: оно никак не может быть недорогим в производстве. Если, конечно, американцы не задумали сделать «грязную бомбу».
Последствия ее применения могут быть ужасающими, поскольку радиоактивное загрязнение накрывает большую территорию. Еще более страшными, чем результаты массированного сброса американской авиацией в 60-е-70-е годы на Вьетнам дефолиантов.