Что происходит с авиакомпанией "ВИМ-Авиа"
Авиакомпания объявила о прекращении чартерных перевозок пассажиров. ТАСС рассказывает, почему это произошло и как авиационные власти будут решать проблему возврата на родину клиентов «ВИМ-Авиа»
«ВИМ-Авиа» занимает десятое место среди авиакомпаний России по пассажиропотоку. В прошлом году, по данным Росавиации, она перевезла 2,08 млн человек. В январе—августе 2017 года количество пассажиров выросло на треть — до 1,8 млн человек.
Что случилось с «ВИМ-Авиа»?
Авиакомпания «ВИМ-Авиа» решила полностью прекратить чартерные перевозки пассажиров к местам отдыха, сообщила вечером 25 сентября Росавиация.
На наиболее социально значимых направлениях на Дальний Восток к перевозкам пассажиров «ВИМ-Авиа» могут подключиться другие российские авиакомпании.
Кто будет вывозить клиентов «ВИМ-Авиа» из других стран и регионов РФ, пока не ясно. Как пишут «Ведомости», другие авиакомпании предупредили Росавиацию о нежелании перевозить пассажиров «ВИМ-Авиа» на совещании в ведомстве вечером 25 сентября.
Компания сообщила, что не может осуществлять полеты без дополнительного финансирования и планирует введение внешнего антикризисного управления.
По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), «ВИМ-Авиа» задолжала за обслуживание ее самолетов в общей сложности более 1 млрд рублей. Половину этой суммы, накопившейся за 4 месяца, предприятие должно своему базовому аэропорту Домодедово.
Пока попытки урегулировать кризис неплатежей успехом не увенчались.
Фиансовые организации пока не хотят давать гарантии лизингодателям «ВИМ-Авиа» (им авиаперевозчик не платит также 4 месяца). Это значит, что авиакомпании грозит лишение главных активов – воздушных судов.
Как сообщили в Росавиации, собственник «ВИМ-Авиа» в ходе совещания по вопросам операционной деятельности компании заявил, что у перевозчика нет ни оборотных, ни заемных финансовых средств для продолжения перевозок пассажиров собственными силами. По данным АТОР, общая кредиторская задолженность предприятия оценивается в 3-10 млрд рублей.
Примечательно, что ранее «ВИМ-Авиа» сдавала в Росавиацию отчетность, которая свидетельствовала о благополучном состоянии авиакомпании.
Когда и почему начались задержки рейсов?
Еще 20-22 сентября около двух десятков рейсов «ВИМ-Авиа» были задержаны в аэропорту Домодедово. В последующие три дня не смогли вовремя вылететь еще несколько десятков рейсов.
Причина была в том, что перевозчик своевременно не платил за топливо. После того как задолженность за заправку самолетов «ВИМ-Авиа» перед аэропортом достигла 0,5 млрд рублей, Домодедово отказался обслуживать рейсы в долг, написали «Ведомости». Самолеты были обеспечены топливом лишь до конца дня 25 сентября.
В Росавиации подтверждали, что ситуация связана с неурегулированной задолженностью перевозчика перед топливозаправочными организациями.
Сама авиакомпания сообщала на своем сайте, что «временные трудности с расписанием вызваны традиционным сезонным спадом, что привело к спорам хозяйствующих субъектов и задержкам ряда рейсов». Перевозчик принес извинения пассажирам за задержку рейсов и написал, что провел переговоры с партнерами и чиновниками, которые совместно с финансовыми организациями готовят план урегулирования ситуации. «В ближайшее время расписание рейсов нормализуется», — обещала авиакомпания.
Тогда же перевозчик обратился к властям с просьбой предоставить госгарантии по кредитам.
Как реагируют власти на проблемы авиаперевозчика?
Из-за массовой задержки рейсов Росавиация 25 сентября инициировала внеплановую проверку авиакомпании «ВИМ-Авиа», сообщил официальный представитель ведомства Сергей Извольский.
Минтранс при этом прорабатывал вопрос о предоставлении гарантий по кредитам «ВИМ-Авиа», сообщала ТАСС пресс-служба министерства.
Минтранс планировал также провести оценку потенциальных финансовых рисков авиакомпании по перевозке пассажиров до конца текущего года. При необходимости Росавиации было поручено ввести ограничение глубины продаж «ВИМ-Авиа».
Одновременно из-за задержки рейсов доследственную проверку начало Московское межрегиональное следственное управление на транспорте СК. По данным следствия, «ВИМ-Авиа» продавала билеты, зная о невозможности перелета в указанные в них сроки.
Кроме того, в воскресенье Приволжская транспортная прокуратура сообщила о возбуждении административных дел в отношении компании и ее руководства в связи с долгами по зарплате, превышающими 206 млн рублей.
В чем Следственный комитет подозревает руководство авиакомпании?
СК возбудил уголовное дело о мошенничестве должностных лиц авиакомпании «ВИМ-Авиа»в связи с задержками рейсов «ВИМ-Авиа»..
Следствие установило, что не позднее 22 сентября у руководства авиакомпании возник преступный умысел, направленный на хищение денежных средств пассажиров путем обмана в особо крупном размере, сообщила официальный представитель Следственного комитета РФ Светлана Петренко. «Заведомо зная о том, что денежных средств авиакомпании недостаточно для закупки топлива, в том числе в аэропорту Домодедово, не имея договоров на поставку топлива с иными поставщиками и не имея таким образом возможности выполнить обязательства по перевозке пассажиров, должностные лица продолжали реализовывать авиабилеты на рейсы, получив за это путем обмана денежные средства в размере свыше 1 млн рублей», — пояснила представитель СК.
Сейчас следствием проводится сбор доказательственной базы. Гендиректор компании уже опрошен, направлены запросы в адрес поставщиков топлива, истребована документация.
Стали ли неожиданностью проблемы «ВИМ-Авиа»?
Нет, проблемы у авиакомпании начались довольно давно.
Еще летом 2016 года Южная транспортная прокуратура проводила проверку в связи с многочасовой задержкой вылета пассажиров из Симферополя в Санкт-Петербург.
В июле 2016 года перевозчик не только задержал вылет двух самолетов из Крыма в Москву, но и отменил семь рейсов.
Из-за систематической задержки рейсов от услуг авиакомпании планировали отказаться власти Колымы.
В апреле 2017 года лишь после вмешательства Приволжской транспортной прокуратуры авиаперевозчик выплатил 1,1 тыс. своих сотрудников долг по зарплате 38 млн рублей.
В конце мая 2017 года задержки рейсов на десять и более часов приобрели массовый характер. Так, 28 мая авиаперевозчик задержал вылет большинства своих чартеров из Домодедова. В последующие дни десятки вылетов были задержаны и отменены. Туроператоры вынуждены были искать самолеты на замену «ВИМ-Авиа», чтобы доставить туристов на курорты.
Компания объясняла задержки несвоевременным возвращением самолетов с процедуры техобслуживания.
Туроператоры уже начали искать возможности перевезти туристов, имеющих на руках билеты «ВИМ-Авиа». Так, 23 сентября 2017 года крупнейший туроператор на греческом направлении Mouzenidis Travel из-за задержек рейсов «ВИМ-Авиа» начал вывозить своих туристов бортами Ellinair.
Сколько пассажиров могут пострадать?
Около 100 тыс. туристов могут пострадать в связи с решением «ВИМ-Авиа» прекратить чартерные перевозки к местам отдыха. Речь и о тех, кто не улетел, и о тех, кто ждет бортов для возвращения домой. Об этом говорится в сообщении, опубликованном на сайте Ассоциации туроператоров России (АТОР).
26 сентября руководитель Ростуризма Олег Сафонов сообщил ТАСС, что уход «ВИМ-Авиа» с рынка чартерных авиаперевозок не вызовет коллапса на туристическом рынке РФ. Организацией возвращения из-за рубежа клиентов данного авиаперевозчика занимается сейчас Минтранс, Росавиация и Ростуризм, отметил он.
Но дело в том, что, по оценке АТОР, авиакомпания до конца летнего сезона взяла на себя обязательства перевезти около 200 тысяч пассажиров. То есть половина из них — организованные туристы, а еще около 100 тысяч — пассажиры без турпутевок.
АТОР направила обращение в адрес вице-премьера правительства РФ Виталия Мутко с просьбой вмешаться в ситуацию с авиакомпанией «ВИМ-Авиа».
26 сентября «ВИМ-Авиа» прекратила оформление возврата уже купленных авиабилетов, сообщил гендиректор одного из крупнейших в РФ агентств по продажам авиабилетов Pososhok.ru Кирилл Фаминский. «В настоящий момент в системе бронирования „Сирена“, откуда происходит выписка авиабилетов на „ВИМ-Авиа“, закрылся доступ для оформления возвратов», — сообщил он.