«Это просто безалаберность ВСУ». 16 лет крушению самолета авиакомпании «Сибирь»

отметили
47
человек
в архиве
«Это просто безалаберность ВСУ». 16 лет крушению самолета авиакомпании «Сибирь»

4 октября 2001 года самолет авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс Тель-Авив — Новосибирск, потерпел крушение над Черным морем. Все 78 человек, находившиеся на борту, погибли. «Газета.Ru» разбиралась, что происходило в тот день, почему расследование крушения вызвало столько споров, а также что могло стать причиной трагедии.

Самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь» вылетел из аэропорта Бен-Гурион (Тель-Авив, Израиль) в 10.00 по местному времени 4 октября 2001 года. Он выполнял чартерный рейс 1812 до Новосибирска. Полет по маршруту проходил без замечаний, в пределах международной воздушной трассы, где не было ни постоянных, ни временных (в связи с учениями ПВО) ограничений. На борту находились 78 человек: 66 пассажиров и 12 членов экипажа. Пассажиры были гражданами России, Израиля, либо имели двойное гражданство.

Через 1 час 45 минут, когда самолет находился над акваторией Черного моря на высоте 11,1 тыс. метров и примерно в 200 км юго-западнее Сочи, диспетчеры зафиксировали звуковой сигнал, который соответствует выходу экипажа на связь, сопровождавшийся криком человека.

В течение следующих 45 секунд поступило еще несколько сигналов от нажатия экипажем кнопки бортовой радиостанции, слышно было шум и крики, в том числе обрывок фразы «куда попала(о)», которые свидетельствовали о том, что в самолете возникла аварийная ситуация. После этого отметка самолета исчезла с радаров, а связь с лайнером пропала.

В это же время командир экипажа Ан-24 Armavia Гарик Ованесян (самолет находился в том же районе) сообщил диспетчерам, что видел вспышку над ним и падающие обломки. Ту-154 рухнул в Черное море в 183 км от аэропорта Сочи. На месте катастрофы были организованы аварийные поисково-спасательные работы, однако найти удалось только 14 тел, останки большинства погибших затонули вместе с обломками самолета. По данным последовавшей экспертизы, причиной их смерти стала баротравма, а, кроме того, в их крови был обнаружен угарный газ, что свидетельствует о пожаре на борту. Место нахождения бортовых самописцев выяснить не удалось.

Версии причин трагедии с самого начала выдвигались разные. По одной из них, это был теракт, тем более, что террористическая атака в США произошла менее, чем месяц назад, 11 сентября. Однако израильская служба безопасности аэропорта утверждала, что после их проверки ни один пассажир или член экипажа не могли пронести с собой взрывное устройство. Рассматривалась и версия взрыва по техническим причинам. Но вариант технических неполадок опровергли уже в авиакомпании: судно, по их словам, находилось в эксплуатации с 1991 года, последний капремонт пережило в 1999 году и находилось в хорошем состоянии.

Впрочем, уже на следующий день появилась версия, позже подтвержденная Межгосударственным авиационным комитетом (МАК). После изучения обломков комиссия пришла к выводу, что лайнер «неумышленно поразила» зенитная ракета С-200 «Земля-воздух», запущенная силами ПВО Украины, которые проводили в тот день военные учения на мысе Опук в Крыму. Предполагалось, что оператор зенитного комплекса, обнаружив несколько объектов в небе, не стал определять расстояние до цели и «подсветил» (для определения ракетой) более мощный объект, которым и оказался Ту-154. А учебная цель в это время была на более близком расстоянии, но менее заметна, чем самолет.

Тогда же появилась информация, что один из спутников Минобороны США зафиксировал пуск ракеты с территории Крыма примерно в то же время, когда Ту-154 упал в Черное море. Глава комиссии по расследованию причин крушения Владимир Рушайло заявил, что, судя анализу обломков самолета и пробоин, ракета взорвалась в 15 м над самолетом. Взрыв, по версии комиссии, вызвал разгерметизацию салона и воспламенение топлива.

При этом министр обороны Украины сначала Александр Кузьмук заявил, что 4 октября учения войск ПВО не состоялись. А в пресс-службе ВМС Украины сообщили, что учения все же проводились, но начались уже после авиакатастрофы, да и украинские ракеты не имеют такой дальности действия. Украинский президент Леонид Кучма и вовсе призвал «не делать трагедию» из крушения.

«Посмотрите, что творится вокруг в мире, в Европе? Мы не первые и не последние, не надо из этого делать трагедию. Ошибки бывают всюду, и не только такого масштаба, а гораздо большего, планетарного масштаба», — заявил он.

Однако вскоре украинская сторона сначала допустила, что версия об украинской ракете «имеет право на существование», а после и признала ответственность за инцидент. «Мы знаем, что причастны к трагедии, хотя ее причины до конца пока не установлены», — сказал Кузьмук. Кучма отправил министра обороны Кузьмука, главкома ПВО Владимира Ткачева и ряд других чиновников в отставку, распорядился приостановить использование ВСУ зенитно-ракетных комплексов «на время выяснения соответствия их технических характеристик», а также провести комплексную ревизию ПВО.

В то же время украинские эксперты в последующие годы утверждали, что зенитная ракета не могла сбить самолет, поскольку не успела бы долететь до воздушного судна с момента запуска. Также указывалось, что характер полученных пассажирами повреждений не совпадал с теми, которые были бы получены при попадании в самолет ракеты. Украинские эксперты выдвинули предположение, что крушение произошло из-за взрывного устройства, которое могло находиться «между потолком внутренней части самолета» и его корпусом.

Генпрокуратура РФ возбудила по факту катастрофы уголовное дело в декабре 2001 года, но оно было передано для дальнейшего расследования украинским коллегам.

Все военные, причастные к учениям, проходили по делу как свидетели. Ни одного виновного установлено не было. В 2004 году авиакомпания «Сибирь» подала иск о взыскании материального ущерба в размере $15,32 млн с Украины за катастрофу лайнера, но Хозяйственный суд страны и последующие инстанции отказался его удовлетворить.

В 2005 году правительство Украины выплатило родственникам погибших компенсации из расчета $200 тыс. за каждого погибшего: $7,8 млн России и $7,5 млн Израилю. В 2015 году родственники жертв крушения направили в Генпрокуратуру РФ и президенту обращение с просьбой возобновить расследование уголовного дела, возбужденного в прежние годы, и установить истинные причины трагедии. Однако их требования до сих пор не удовлетворены.

Вооруженные силы Украины в 2001 году грубо нарушили все положения о проведении боевых стрельб подразделений ПВО, сказал «Газете.Ru» военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал отечества» Виктор Мураховский. Место, где в роковой день проводились пуски С-200, по его словам, не было предназначено для этого полигона. «В современной России такого в принципе быть не может, так как подобные учения проводятся на соответствующих полигонах, причем разных для каждого вида орудий. Например, на полигоне «Ашулук» стреляют системы высокой дальности, поскольку излетное пространство на этом полигоне позволяет безопасно проводить учения. Там никаких летающих объектов быть не может. Это пространство закрыто для полетов как военной, так и гражданской авиации», — отметил он.

Эксперт подчеркнул, что дело не в устаревших технологиях, которые не смогли проконтролировать выстрелы. По его мнению, украинские военные не захотели проводить стрельбы на российских полигонах и решили сэкономить, проведя стрельбы у себя. «При этом полигонов для подобных учений в стране не было. Они думали, что при запуске ракеты в сторону моря опасности не будет. Получилось ровно наоборот», — рассказал Мураховский.

Мураховский сравнил трагедию Ту-154 2001 года с крушением малазийского Boeing на территории Донецкой области в 2014 году. Он добавил, что подобные происшествия чаще всего случаются в период военных конфликтов. «Например, американский ракетный крейсер 3 июля 1988 года сбил мирно летящий иранский пассажирский самолет. Это случилось в период так называемой «танкерной войны», происходящей в Персидском заливе. При этом Иран никак не участвовал в конфликте», — отметил он.

Эксперт уверен, что все эти ошибки объяснимы напряженной обстановкой, царящей во время военных конфликтов и проведения учений. «В случае со сбитым 4 октября 2001 года Ту-154 никакой напряженной обстановки не было. Это просто халатность, безалаберность и безответственность ВСУ», — убежден Мураховский.

Отметим, что похожая трагедия произошла 30 июня 1962 года. Самолет ТУ-104А авиакомпании «Аэрофлот», выполнял рейс из Иркутска в Омск. Через час после благополучного взлета оператор красноярского диспетчерского центра услышал взволнованный голос второго пилота: «Красноярск, сорок два… триста семьдесят, следите за мной, смотрите за мной», на фоне сильного грохота. Через две с половиной минуты самолет рухнул на землю. 84 человека, находившихся на борту, погибли.

Позднее комиссия по расследованию катастрофы выяснила, что причиной крушения самолета стало поражение левого борта зенитной ракетой. Оказалось, что одно из подразделений ПВО в то время проводило учебные пуски зенитных оружий в районе села Маганск. Сообщалось, что одна из ракет из-за грозового фронта потеряла свою цель и перенацелилась на лайнер.

Добавил suare suare 4 Октября
проблема (2)
Комментарии участников:
asterfisch
+8
asterfisch, 4 Октября , url

Хорошая попытка. Но нет :(



asterfisch
+7
asterfisch, 4 Октября , url

По существу это же самое обсуждали год назад:

news2.ru/story/504190/page0/

p.s.

Evhen Marchuk, the chairman of Ukraine's security council, conceded that the plane had probably been brought down by «an accidental hit from an S-200 rocket fired during exercises».

www.telegraph.co.uk/news/worldnews/europe/ukraine/1359353/Ukraine-admits-it-shot-down-Russian-airliner.html

asterfisch
+6
asterfisch, 4 Октября , url

Ну хз. Я б вообще особо не вспоминал такие события :( Это СМИ ленту наполняют потому что работа такая. Минус исправл в другом месте ))

asterfisch
+5
asterfisch, 4 Октября , url

В тот период достаточно хорошие отношения между государствами. Какие-то совместные флотские учения тому пример. Комментарий Путина дан в день трагедии 04.10.2001. В то время как у следствия ещё нет или практически нет материалов для анализа. Теракт весомая весрия, похоже, президент другие версии изначально не рассматривал, по крайней мере публично. Ведь две чеченские войны дали более чем достаточно поводов так думать. Угон Ту-154 весной того же 2001 в Саудовскую Аравию, подрывы авиарейсов 1303 и 1047 в 2004, не считая терактов на земле в те годы.

asterfisch
+3
asterfisch, 4 Октября , url

Безотнсительно слов Путина и компетентности его советников. Там везде политика. Но дело в другом, не нужно усложнять, если можно объяснить проще. Ведь не просто так Украина согласилась заплатить семьям погибших в России и Израиле?

korrespondent.net/ukraine/politics/82798-katastrofa-tu-154-rossiya-i-izrail-soglasilis-na-predlozhennye-ukrainoj-kompensacii

В ноябре 2003 года о суммах и порядке выплаты компенсаций родственникам погибших в катастрофе Украина договорилась с Израилем. В начале следующего года средства из Украины поступили на счет израильского правительства, однако родственники погибших пассажиров Ту-154 положенные им деньги еще не получили. С выплатами тянет Министерство юстиции Израиля, мотивируя это необходимостью внимательного изучения личного дела каждого из претендентов на возмещение, поскольку сумма выплаты будет отличаться для каждой семьи. Только после официального запроса родственников в израильском Минюсте пообещали в скором времени начать выплату украинских компенсаций. В общей сложности 101 родственнику 40 погибших израильтян Украина перечислила 7,5 млн. долларов — в среднем по 200 тысяч долларов.

Еще сложнее дела обстоят с выплатами россиянам. Официальные договоренности по этому вопросу были достигнуты в декабре прошлого года. 112-ти российским родственникам погибших в авиакатастрофе Украина обязалась заплатить всего 7,8 млн. дол. Эти выплаты Украина намерена считать полным и окончательным урегулированием всех претензий. В июне российская и украинская стороны ратифицировали необходимые соглашения. Вместе с тем часть родственников россиян, которые находились на борту самолета авиакомпании «Сибирь», до последнего времени настаивали на продолжении судебного иска против Украины в надежде на то, что, выиграв суд, получат компенсацию, которая в несколько раз превышает сумму, предложенную Украиной.

www.aviation.com.ua/news/672/remote/

В итоге правда на Украине переиграли в 2012 выводы МАК, чтобы защититься от дальнейших компенсаций после чего уже в январе 2013 адвокаты семеей погибших граждан РФ снова подали в суд. К тому моменту Украина по доступной информации успела заплатить по $200 тыс. на каждую семью россиян.

www.vedomosti.ru/business/news/2013/01/10/advokaty_sibiri_obratilis_v_vs_ukrainy_po_delu_o_krushenii

Затем конец 2013 — время подписания Януковичем соглашения об Евроассоциации. РФ в качестве прочих плюшек за отказ влияет на руководство авиакомпании «Сибирь» с насточйчивым предложением отозвать иск, что и происходит в итоге.

asterfisch
+3
asterfisch, 5 Октября , url

Мне видится, Вы наделяете слова Путина излишним значением и влиянием особенно в 2001 году и особенно один комментарий. Тогда можно и слова Кучмы для журналистов напомнить: «Посмотрите, что творится вокруг в мире, в Европе? Мы не первые и не последние, не надо из этого делать трагедию… если мы сами себя не опустим ниже цивилизованного уровня, все будет хорошо. „ Выплаты ex gratia — это способ сохранить лицо и не рыться в грязном белье. Зачем платить, если место трагедии ближе к Сочи, чем к Крыму?! Предполагаю, что возбуждённое уголовное дело изначально классифицровалось по статье терроризм не в последнюю очередь из-за географических данных как наиболее доступных в момент катарстрофы. Дальнейший анализ показал, что причина в другом. А особенно когда в телах нашли поражающие элементы от боевой части ракеты ЗРК и провели расчёты возможных дальностей полёта ракет. При том, что РЛС С-200 светит цели до 400 км. Напомню, что украинские СМИ 10 лет назад на очередную годовщину трагедии: 

 Многие из родственников жертв украинских военных уже отказались от юридических претензий к Украине, получив компенсации. Но все до сих пор держат обиду, поскольку виновные так и не были найдены и наказаны. Кроме «Обозревателя», ни одно СМИ не вспомнило об этой трагедии.

 ..

12 октября оглашаются результаты работы комиссии по расследованию причин катастрофы ТУ-154. То, что было сказано сегодня, вполне можно было предугадать еще за несколько дней до этого: самолет был сбит украинской ракетой. Пресс-секретарь министра обороны Украины Константин Хивренко, комментируя предварительные результаты расследования инцидента, признал, что украинская ракета могла быть причиной гибели Ту-154.

 ..

www.obozrevatel.com/news/2008/10/6/261640.htm

Ну если очень хочется верить, а не искать правды, то можно снова ходить по кругу. Тогда не вижу смысла обсуждать. 

asterfisch
+3
asterfisch, 5 Октября , url

Ну если по существу сказать нечего, на том и закончим.

asterfisch
+3
asterfisch, 5 Октября , url

Если комментатор в Вашем лице начал с того, что посетовал на молчаливые минусы за копипасту с окраин интернета, - по существу никто ничего ответить не может, — а в итоге беседы самым главном доводом смог поставить только три слова из комментария Путина «не могло достать», — таки да минуса было бы достаточно. J Хотя глядишь, другие почитают.

asterfisch
+1
asterfisch, 5 Октября , url

Нифига себе «самый простой вывод» )) Ну если без ссылок генерить текст как это делают на «Мазепе», то да, самый простой.

Год назад обсуждали уже. Не были эти учения с ПВО совместными. Откуда информация о «совместных учениях»?! Во-вторых, поднять основную часть смолёта с самописцами не было возможности: 2001 год, «Курск» спасти не могли в 2000 г., какое там глубоководные аппараты для излечения обломков лайнера из многометрового ила на глубине 2 км. Чего-то тогда Украина в 2002 передумала поднимать? Ну и потратили бы эти $15 млн. на работы по извлечению обломков. А так-то не причём конечно  - ex gratia. Ну давай тогда вспомним очень наглядный пример про ex gratia в случае Иранского А300, сбитого ракетой с крейсера «Vincennes» в уже далёком 1988.

В-третьих, версия про якобы не тот диаметр «некоторых» отверстий и т.п. давайте-ка Вы нам в этой связи приведёте источники этой информации с «Мазепы» — ссылки на СМИ хотя бы, где будут какие-то фамилии, даты, фотографии, общие схемы и т.д. А так «не 6, а 8 мм, нет даже девять с половиной(!)». Какая точность, при разлёте с детонацией! Ну в общем ждём.

asterfisch
+1
asterfisch, 5 Октября , url

Чтобы дойти до ЕСПЧ нужно получить неудовлетворительные решения в судах Украины, включая ВС. Вот это и собирались сделать перед евромайданом в конце 2013. Неужели несколько судов остановили бы подачу иска в ЕСПЧ, куда даже с Донбасса пишут?.

«РФ согласилась» — это родственники жертв в основной массе согласились, а адвовакты остальных таки продолжали вести иски годами.

«Почему расследование не установило объективных причин, которые бы достоверно указывали...» =D А в какой степени данные можно считатать достоверными в достаточной степени и для кого? Для правительства Украины что-ли?! МАК — это общий профильный орган расследования авиа-инцидентов для стран СНГ в отличие от Киевского НИИ судебной экспертизы, который аж 10 лет спустя стал делать какие-то утвреждения. На основе чего? 

 

— Судя по всем исследованиям, в том числе и тем, которые мы проводили за рубежом (некоторые из них нельзя подтвердить)

Ну класс. В 2017 можно что угодно у Гордона завялять. Не называния, где и какие исследования «за рубежом» проводили, который даже подтвердить нельзя.

asterfisch
+1
asterfisch, 5 Октября , url

1. Вы повторяетесь с этой ссылкой. В которой же и написно о «политической подоплёке» отказа. См. мои комментарии по этому поводу сегодня и к новости в прошлом году по ссылке выше, и в сторону новостей о приобретении украинских облигаций на $3 млрд. Так сказать «покупки» лояльности Януковича.

2. Вы повторяетесь, в очередной раз приводя за аргумент комментарии Путина прессе непосредственно в день авиакатастрофы.

Lt Turkish
-4
Lt Turkish, 5 Октября , url

и ещё раз, и ещё раз..

ясно только, что причина не установлена. что не мешает журналядям вкидывать каждый год.

постойте, а может, она утонула?

asterfisch
+2
asterfisch, 5 Октября , url

:(( Зачем приводить те же ссылки, что год назад даже после ответов на них и здесь и даже год назад?

Здесь были приведены слова секретаря СНБиО Марчука, слова пресс-секретаря МО Украины Хивренко, слова экс-президента Украины Леонида Кучмы. Но что всё это против одного комментария Путина… Проведено расследование МАК на основе тех материалов, которые были собраны. Официальное отрицание отвественности на уровне государства обычая практика. Есть примеры подобных инцидентов США и Израиля. Украина не особенная в этом смысле. Официально не признала, но за катастрофу семьям погибших в двух иностранных государствах заплатила. Большего не требовали.

В нормальных СМИ вроде британского «Телеграфа» причина вполне определена ещё 16 лет назад. В помойках вроде «мазепы", которые, надо сказать, периодически выкидывают „опровержения“, где ни автора материала, ни ссылок хотя бы на СМИ, подкрепляющих хоть где-то текст, в котором ставятся совершенно бессмысленные акценты вроде размера отверстий с „разнице“ 2 мм:

В найденных телах были обнаружены слепые раны характерного вида (входное отверстие есть – выходного нет), в которых не были обнаружены поражающие элементы. Такие дела.

Что за бред?! Кем обнаружены, когда обнаружены. И вот на таких отвлекающих фрагментах для манипуляции строится весь текст. На этом фоне украинский „Обозреватель“ образца 10 летней давности выглядит как голос разума.



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать