«Кузнецов» «Вашингтону» не товарищ (Сколько стоит ремонт и модернизация авианосца в России и США)
Бюджет предстоящих масштабных работ на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» урежут вдвое: в Министерстве обороны России приняли решение скорректировать объем финансирования за счет модернизации корабля. «Газета.Ru» сравнила, как проводится аналогичный ремонт и модернизация американских авианосцев.
источник: palacesquare.rambler.ru
Военное ведомство России отказалось от планов выделить 50 миллиардов рублей на ремонт и модернизацию нашего единственного авианосца. Вместо этого предусмотрено выделить примерно половину от ранее заявленной суммы. Экономия в основном произойдет за счет модернизации, а ремонт профинансируют в соответствии с планом. Об этом рассказал осведомленный источник «Интерфаксу».
А тем временем военно-морские силы США и американская судостроительная компания «Huntington Ingalls Industries» начинают масштабную модернизацию авианосца «George Washington», относящего к классу «Nimitz». Срок службы корабля предполагается увеличить на 25 лет. В состав авиагруппы авианосца планируется включить истребители пятого поколения F-35. Модернизация корабля затронет главную (атомную) энергетическую установку, системы вооружения корабля, компьютерные системы авианосца, причем все будет осуществлено с учетом новейших цифровых технологий.
Этот процесс рассчитан на 48 месяцев (против ориентировочно двухлетнего срока ремонта «Кузнецова»). Он получил в США название «Refueling Complex Overhaul» (RCOH). Дословный перевод — «замена топлива и комплексный ремонт». Обычно термин RCOH в ВМС США используют в отношении кораблей с ядерной энергетической установкой и предполагает замену израсходованного ядерного топлива, обслуживание, реконструкцию и зачастую существенную модернизацию корабля.
Иными словами, в середине жизненного цикла «George Washington» будет проведена весьма масштабная модернизация и ремонт авианосца.
«На корабле будут основательно модернизированы полетная палуба, катапульты и аэрофинишеры. Даже палубные надстройки авианосца подвергнутся очень серьезным изменениям», — рассказал Крис Майнер, вице-президент по программам модернизации авианосцев судостроительной компании «Huntington Ingalls Industries» (HII).
Кроме того, будет проведена замена ряда элементов на генераторах и турбинах. Все электрические системы корабля, включая дверные блокировки, генераторы, датчики и средства вычислений, будут окончательно переведены в «цифру».
Программа RCOH также включает замену противоскользящего абразивного покрытия полетной палубы.
Главные компоненты аэрофинишеров будут заменены или реконфигурированы с учетом последних технологических новаций. «Механизмы аэрофинишеров будут в полном объеме демонтированы, доставлены в Лейкхерст (предприятие ВМС США в Нью-Джерси). Там их сделают как новые. Затем они будут переустановлены на корабле, чтобы прослужить еще как минимум 25 лет», — добавил Майнер.
Процесс RCOH также включает окраску корабельного днища несколькими слоями специальной краски, предназначенной для предотвращения коррозии и обрастания стали корпуса авианосца микроорганизмами и водорослями.
Кроме того, будут существенно модернизированы каюты для размещения личного состава авианосца. Они получат дополнительные удобства для матросов и офицеров.
«Множество отсеков и помещений на корабле будут восстановлены таким образом, как будто они после ремонта и модернизации стали абсолютно новыми», — пояснил один из руководителей подрядчика.
В целом программа RCOH предполагает выполнение обширной программы модернизации в 2300 отсеках корабля, 600 заправочных емкостей и сотен других систем авианосца «George Washington», говорится в официальном заявлении компании «Huntington Ingalls».
В настоящее время большинство американских авианосцев оснащено системами ПВО НАТО «Sea Sparrow» и 20-мм автоматическими 6-ствольными пушками «Вулкан-Фаланкс» с индивидуальной системой наведения. «Вулканы» предназначены для решения разнообразных огневых задач, в том числе борьбы с быстроходными торпедными катерами.
В ходе модернизации «George Washington» получит новые и серьезно модернизированные системы оружия. На авианосце будут установлены корабельный зенитный ракетный комплекс RIM-116, получивший название RAM – «Таран» (акроним от «Rolling Airframe Missile»), модернизированный вариант ЗРК НАТО «Sea Sparrow», 25-мм автоматические пушки Мк38 и самые современные системы противоторпедной защиты.
Новая система защиты от торпед будет также установлена в ходе реализации программы RCOH. В полном объеме система противоторпедной защиты SSTD сочетает в себе возможности по обнаружению торпед противника, определению их типа, сопровождению и дальнейшему уничтожению с помощью миниатюрных антиторпед. Военно-морские силы США планируют оборудовать все авианосцы и другие дорогостоящие надводные корабли американского флота системой защиты от торпед SSTD к 2035 году. Будут существенно обновлены и другие системы самообороны корабля.
Программа RCOH составляет 35% затрат на все обслуживание и модернизацию в 50-летнем сроке службы авианосца.
После завершения всех предусмотренных планом работ в 2021 году авианосец «George Washington» будет одним из самых современных и технологически продвинутых авианосцев «Nimitz»-класса в ВМС США, утверждают должностные лица судостроительной компании HII.
Несмотря на модернизацию, «George Washington» все же будет уступать в плане генерирования электрической энергии новым авианосцам класса «Форд». Эта серия американских авианосцев спроектирована с учетом производства электроэнергии, достаточной для обеспечения функционирования перспективных систем вооружения типа рельсовых пушек и лазерного оружия.
Программа RCOH была недавно формализована через соглашение стоимостью 2,8 миллиардов долларов (около 160 миллиардов рублей) между ВМС США и компанией HII. Одно из главных мероприятий программы RCOH на авианосце «George Washington» — подготовка к размещению на борту корабля истребителей пятого поколения F-35C.
Появление первого в своем роде самолета F-35C в палубном варианте сулит немало преимуществ ВМС США в вопросах боевого применения авианосцев.
Это позволит, по мнению американских экспертов, атаковать цели, прикрытые современной эшелонированной противовоздушной обороной.
В недалеком будущем авиагруппы на авианосцах ВМС США будут состоять из истребителей F-35C, F/A-18E/F «Super Hornet», самолетов РЭБ EA-18G «Growler», самолетов ДРЛОиУ Е-2D «Hawkeye», вертолетов MH-60R/S и конвертопланов «Navy Osprey», предназначенных для решения вопросов материального обеспечения.
Палубные самолеты F-35C, имея низкую радиолокационную заметность, оснащенные самыми современными системами разведки и искусственным интеллектом, в состоянии выполнить более широкий спектр боевых задач, не будучи обнаруженными врагом.
Подобный самолет рассматривается специалистами ВМС США как средство реализации расширенной морской стратегии, позволяющей участвовать в крупной войне против почти равноправного противника, такого как Россия, Индия или Китай, имеющих на вооружении современные системы ПВО и истребители-перехватчики.
Полный комплект вооружений для F-35C предполагает применение лазерных боеприпасов, управляемых с помощью системы GPS, высокотехнологичных бомб малого диаметра (использующих для наведения на цели миллиметровый, лазерный и инфракрасный диапазоны волн), бомб типа JDAM, скорострельной пушки калибра 25-мм для непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск и атак вражеских кораблей.
Во время недавних испытаний F-35C совершил вылет на боевое применение с одной лазерной бомбой типа GBU-31, двумя ракетами «воздух-воздух» AIM-120 и четырьмя бомбами типа GBU-12.
На этом фоне усилия по модернизации тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» выглядят весьма и весьма скромно. В частности, 50 млрд рублей — это немногим более 800 млн долларов. Если сумма будет в ближайшем будущем «уполовинена», то это составит на выходе уже менее 400 млн долларов. Подобного финансирования будет явно недостаточно, чтобы довести уже сравнительно немолодой корабль до уровня высоких требований XXI-го века.
Причем речи о том, чтобы менять в ходе предстоящей модернизации устаревший ракетный комплекс «Гранит» нашего единственного авианосца на современный «Калибр-НК», похоже, уже не идет. Что касается базирования на «Адмирале Кузнецове» истребителей пятого поколения, то это, видимо, уже совсем далекая перспектива.