Министерство юстиции Соединенных Штатов Америки опубликовало Меморандум о законодательной защите религиозных свобод для всех административных учреждений и исполнительных органов государства. Подписанный генеральным прокурором США документ содержит 20 принципов защиты свободы вероисповедания. Подход администрации президента США Дональда Трампа к обеспечению прав американских верующих существенно расширяет их права и свободы – в том числе возможность влияния на политику государства.
Например, 3-й принцип меморандума распространяет право на свободный выбор вероисповедания не только на индивидов, но и на организации – и это не только религиозные объединения, но и коммерческие предприятия. 4-й, 5-й и 6-й пункты устанавливают, что во взаимодействии с государственными институтами ни граждане, ни организации не обязаны отказываться от своих убеждений, а государство, в свою очередь, не имеет права применять к ним санкции ни из-за убеждений, которые они разделяют, ни по причине ограничений, которые на них накладывает религия. Так, согласно им, религиозные учебные заведения не могут быть исключены из программ государственного финансирования только на основании их конфессиональной направленности, даже если их учебный план содержит религиозные элементы.
В 7-м пункте сказано, что правительство не вправе требовать от религиозных организаций и юридических лиц исполнения «нейтральных, общеприменимых законов», если их исполнение будет дискриминирующим. Кроме того, вводится ряд уточнений к Акту о религиозной свободе 1993 года (Religious Freedom Restoration Act, или RFRA): государство не может вмешиваться в автономию религиозных организаций (9-й пункт) или препятствовать любым видам религиозных практик вне строгого контроля (10-й). RFRA, устанавливает меморандум, должен применяться даже в тех случаях, когда приверженец какой-либо религии стремится освободиться от юридических обязательств, требующих от него действовать в пользу третьих лиц. Наконец, 19-й пункт содержит заявление о том, что религиозные работодатели не обязаны нанимать на работу тех, чьи убеждения они не разделяют. Последний, 20-й пункт исключает кадровые предпочтения организаций из числа причин, влияющих на возможность получения ими правительственных грантов.
Нормотворчество подразделений Минюста, согласно опубликованному отдельно руководству по имплементации меморандума, отныне должно будет согласовываться с Управлением правовой политики и Отделом гражданских прав на предмет того, не противоречат ли эти акты RFRA. Любопытной деталью публикации является приведенная генеральным прокурором цитата из выступления Дональда Трампа в Национальный день молитвы – 4 мая с.г., предваряющая на сайте ведомства оба документа: «Вера глубоко укоренена в истории нашей страны, духе ее основателей и душе нашего народа… Эта администрация больше не позволит заглушать голос верующих и делать их мишенью для издевок». В том же духе президент высказался 13 октября с.г., выступая на ежегодном саммите ценностноориентированных избирателей в Вашингтоне: «Мы знаем, что семье и церкви, а не чиновникам, виднее, как нужно создавать крепкие и любящие общины. И прежде всего, мы знаем: в Америке мы славим не правительство — мы славим Бога».
В мае Трамп пообещал вернуть Церквам их голоса, и назначенный им генеральным прокурором Джефф Сешнс (который еще в 2007 году, согласно рейтингу National Journal, вошел в пятерку самых консервативных сенаторов), похоже, приступил к выполнению президентского обещания.
источник: ng.ru
Генпрокурор Джефф Сешнс помогает Дональду Трампу выполнять предвыборные обещания, данные религиозным консерваторам. Фото Reuters
Принципы обеспечения свободы вероисповедания уже вызвали резкую критику со стороны представителей секулярных кругов. Среди ее основных пунктов – то, что поправка Джонсона от 1954 года, запрещающая освобожденным от налогов организациям (в том числе и религиозным) участвовать в избирательных кампаниях кандидатов на государственные должности, нивелируется 7-м пунктом меморандума. Напомним, ее отмена стала одним из пунктов предвыборной программы Трампа (подробнее в «НГР» от 15.02.17). Вмешательство в автономию религиозных организаций противоречит новым принципам Минюста, и применить поправку Джонсона к религиозным организациям, не дискриминируя их, нельзя – таким образом, решение о том, подчиняться или не подчиняться этому закону, они смогут принимать самостоятельно. Кроме того, 12-й пункт меморандума гласит, что критиковать религиозные каноны правительство также не вправе. Учитывая, что меморандум предусматривает право работодателя отказывать в трудоустройстве по религиозным мотивам, эта причина становится универсальным инструментом против неугодных служащих.
Наиболее резко встречают меморандум представители меньшинств и секулярные правозащитные организации. Так, Американский союз защиты гражданских свобод (ACLU) опубликовал заявление, осуждающее меморандум 6 октября. «Это руководство, – гласит оно, – сводится к искажению понимания религиозной свободы. Оно не только допускает дискриминацию из религиозных соображений, но и рассматривает принцип отделения Церкви от государства как малозначимую формальность». Объединение американцев за отделение Церкви от государства (AU) назвало меморандум лицензией на дискриминацию. «Продолжая свое давнее стремление поставить религию выше закона, генеральный прокурор сегодня помог президенту и вице-президенту добиться того, что, как они давно надеялись, станет новой «американской мечтой», которая поднимет религиозные убеждения некоторых людей выше свободы всего общества – особенно самой уязвимой его части, – заявил исполнительный директор Секулярной коалиции во имя Америки (SCA) Ларри Деккер. – С этим меморандумом религиозным организациям все сойдет с рук, им позволено оправдывать неповиновение любому закону, с которым они не согласны, независимо от вреда, который это причиняет окружающим. Религиозные правые больше не могут утверждать, что хотят только защиты от вмешательства правительства во внутренние дела религии – сегодня им было предоставлено законное право на дискриминацию». Критически в отношении меморандума высказался даже Объединенный баптистский комитет по религиозной свободе (BJC), назвавший его чрезмерно упрощающим сложные вопросы.
«Религиозные организации в Штатах всегда участвовали в выборах, это очевидные вещи, – считает главный редактор журнала «Религия и право» (Россия) Анатолий Пчелинцев. – Республиканская партия считается «своей» в среде американских христиан. Традиционно христиане в США голосуют за консервативные ценности, но в настоящее время там идет либерализация религиозной жизни, наблюдаются разные точки зрения, и среди христиан появляется множество демократов – хотя преимущество остается за республиканцами».
В отличие от BJC, президент Управления по этике Южной баптистской конвенции (ERLC) Рассел Мур расценил меморандум как серьезное развитие религиозных свобод в соответствии с Первой поправкой к Конституции США. С ним солидарен католический архиепископ Балтимора и председатель Комиссии по религиозной свободе (CRL) при Епископской конференции США Уильям Лори. По мнению архиепископа, документ подтверждает, что закон защищает право религиозных организаций действовать в соответствии с их миссией.