источник: im9.kommersant.ru
Неожиданное сокращение выпуска бензинов на Московском НПЗ «Газпром нефти» привело к крайне необычной ситуации, когда рекорды оптовой цены на бензин устанавливаются в середине ноября. Компания называет работы плановыми, ФАС обвиняет в росте цен трейдеров, тогда как последние апеллируют к сократившимся поставкам бензина с НПЗ.
Оптовые цены на бензин АИ-92 с 7 по 13 ноября выросли на 2,3%, до 42,85 тыс. руб. за тонну, на АИ-95 — на 1,7%, до 44,99 тыс. руб. за тонну, свидетельствуют данные биржи СПбМТСБ. Это рекордный уровень в этом году, что нехарактерно для сезонного российского рынка, на котором уже в октябре, как правило, наступает снижение оптовых цен. Однако только в понедельник цены выросли на 0,4% и 0,2% соответственно.
Причина такого нестандартного поведения рынка в неожиданной остановке одной из ключевых установок (каталитического крекинга) на Московском НПЗ «Газпром нефти» на прошлой неделе. По словам собеседников “Ъ” на рынке и среди трейдеров, одновременно компания сократила отгрузки бензинов на рынок, а также начала скупать партии бензина на бирже. Это совпало с ростом цен на нефть и, соответственно, экспортного паритета, из-за чего спрос резко вырос в ожидании повышения цен на внутреннем рынке.
«Газпром нефть» поясняет, что «в результате промышленного пробега (с мая по ноябрь) были выявлены новые возможности для повышения эффективности работы установки каталитического крекинга» и для «оптимизации технологического режима работа установки была планово приостановлена», ее работу планируется возобновить в середине ноября. Между тем, по данным “Ъ”, остановка не была включена в программу плановых ремонтов, утверждаемую Минэнерго, в компании это не стали комментировать. В пресс-службе заявили, что отгрузка топлива «осуществляется по графику», однако не сообщили числовых значений. По мнению собеседников “Ъ”, остановка каткрекинга привела к выбытию примерно 50 тыс. тонн бензина в неделю. Один из источников “Ъ” сообщил также, что «Газпром нефть» ведет переговоры о закупке бензина у «Роснефти».
источник: im4.kommersant.ru
Начальник профильного управления ФАС Дмитрий Махонин заявил, что причиной роста цен стала «реакция трейдеров» и что недостающие объемы будут перенаправлены с других НПЗ Центральной России, а также Омского НПЗ «Газпром нефти». При этом он упомянул, что трейдеры «Солид» и РУАН совершили по бензинам сделку по цене на 5 тыс. руб. выше рынка, что сейчас расследуется на предмет манипуляций и возможного разгона цен. Гендиректор «Солида» Илья Мороз заявил «Интерфаксу», что сделка была совершена из-за технической ошибки покупателя, выставившего заявку выше рынка, и в любом случае не должна учитываться в расчете индекса (отклонение от рыночной цены более 10%). Собеседник “Ъ” на рынке указал, что сделка всего на 300 тонн, так что не могла существенно повлиять на индекс.
Ситуация с сокращением предложения бензина из-за остановки каткрекинга на Московском НПЗ выгодна нефтяным компаниям, отмечает Михаил Турукалов из «Аналитики товарных рынков». Из-за этой встряски на рынке производители могут гораздо быстрее реализовать эффект от роста мировых цен на нефть и нефтепродукты и, соответственно, экспортных цен на бензин, не дожидаясь фактического перенаправления бензина на экспорт. Другой собеседник “Ъ” отмечает, что игроки всегда остро реагируют на любые новости о функционировании МНПЗ, особенно сейчас, когда динамика цен на бензины очень отличается от исторической.
Юрий Барсуков, Ольга Мордюшенко
В Топливном союзе объяснили рекордное повышение цен на бензин
Глава Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша в разговоре с RT объяснил рекордное повышение цен на бензин в России.
В частности, эксперт не согласился с одной из выдвигаемых причин повышения цен — остановкой ключевой установки (каталитического крекинга) на Московской нефтеперерабатывающем заводе.
«Московский завод повлиял сиюминутно. Остановка такого крупного завода и выпадающие, как нам заявило его руководство, 50 тыс. тонн естественно подтолкнули. Но стратегически главное другое. У нас цены растут из года в год, это ни для кого не секрет. Влияют на это два основных фактора: инфляция и рост налоговой нагрузки. Ежегодно растут акцизы на топливо, растёт налог на добычу полезных ископаемых. И естественно, эти налоги переносятся на потребителя. Плюс ещё резко выросли мировые цены на нефть, из-за чего обычно курс рубля укрепляется, но в этом году курс рубля остался на старом уровне», — объяснил он.
Эксперт подчеркнул, что в 2018 году розничные цены на бензин снова вырастут.
«К сожалению, рост оптовых цен, существенно опережающий рост розничных, не даёт возможность снизить розничные цены. В следующем году очередной рост акцизов, ожидается двухразовое повышение: с 1 января и с 1 июля», — добавил он.
Ранее газета «Коммерсантъ» сообщила о рекордно высоких ценах на бензин в России.
Рейтинг стран Европы по ценам на бензин – 2017
06.02.2017
Стоимость бензина в странах Европы – 2017 (рейтинг)