Люблю жанр артистического чёса. Каждый, кто жил в провинции, знает, что это такое. Это когда господа столичные артисты приезжают на заработки в места, где от одного их вида живьём публику берёт оторопь. И потом уже подступает волна народной благодарности. Цветы, реки бухла и лучшие девочки на выбор. Теперь, наверное, и мальчики, но неважно. Главное — приехал жрец, любимец Рабиндраната Тагора. И он несёт в серые массы замученных осенней путиной рыбаков и их жён свет великого искусства.
За великое искусство обычно на просторах нашей родины, предназначенных для чёса, канает любая халтура, может быть, даже незаметная, если участники агитбригады достаточно профессиональны. Главное — наличные в портфеле у директора. Но на столичной сцене за это можно получить и помидор.
Но это тоже неважно. Просто интересно, как в новом качестве этот жанр возродил актёр Дмитрий Дюжев, прибывший в Латвию и получивший прекрасный шанс высказаться на канале LTV.lv. Звезда была в ударе. Освободившись от тяжких оков московоцентризма, Дюжев нёс высокое искусство в телевизионные массы. Боже, что он нёс, на самом деле. Воздух свободы коварно ударил Плейшнеру в плешь.
Нет, конечно, интересно слушать про то, что актёр мечтает умереть на сцене, и про то, что сложней и опасней работы во всём мире не сыскать, судя по пафосу, изложенному красивым голосом Дмитрия Петровича. Срочно все пошли в Интернет гуглить, кто именно из актёров за последние лет пятьдесят умер на сцене. Кто-то остановился на сыне Брюса Ли, и то это была съёмочная площадка, да и киношка была совсем не «Гамлет». Остальные юные актёрские трупы что-то всё больше от кокса и героина. Особо пытливые вспомнили-таки Андрея Миронова. Но где великий Миронов, а где уважаемый Дмитрий Петрович?!
Но Петровича было уже не остановить. Остапа несло.
«Эта профессия с какой-то периодичностью и довольно часто заставляет тебя играть со смертью» (тут у шахтёров на шахте имени Завойко запершило в горле от приступа эмпатии. — ИМ). «Ради чего? Ради того, чтобы увлечь, заинтересовать зрителя. Чтобы удивить зрителя. Чтобы показать ему кино или спектакль. Чтобы развлечь, доставить зрителю досуг, интересное времяпровождение (стилистка авторская. — ИМ). Я не люблю глупости и пошлости, и я радуюсь, когда мы проводим свой досуг с каким-то интеллектуальным э… любопытством. А в жизни, когда ты сталкиваешься лицом к лицу с этим зрителем…»
И дальше звезда начинает излагать свои претензии к зрителю, который почему-то решил, что он пытается встать поперёк всей очереди на самолёт на каких-то гастролях. Судя по всему, зритель был из простых, и даже где-то региональных, и был он коллективный, и, несмотря на билет в бизнес-класс, звезду попросили встать в очередь, как все.
Странная, конечно, ситуация — ни разу не видел, чтобы очередь в экономкласс стояла там же, где и бизнес-класс. И тем более что за странная авиакомпания, которая не удосужилась пригласить пассажиров особо, тем более со всенародным любимцем во главе. И это нанесло неизлечимую душевную травму исполнителю главной роли в телесериале «Бригада». Видимо, что-то изменилось в обществе и актёр уже не рассматривается как Данко-Прометей, несущий веру, надежду и любовь. А рассматривается как просто член общества, который по профессии несёт пургу той или иной степени фана. Во всём виноваты соцсети, конечно, и лично Марк Цукерберг, который создал иллюзорное ощущение свободы, равенства и панибратства. Ну и хреновые авиакомпании тоже.
Но наш герой всё воспринял всерьёз. Всю оставшуюся программу он переживал и делал трагическое лицо. «О чём мне с вами? Какой может быть диалог „артист и зритель“, „политик и избиратель“ — о чём вообще мне говорить с вами? Я ради вашего досуга жизнью рискую. (Тут заплакали канатоходцы в цирке на Цветном.) Сколько было случаев! Мы чуть не разбились на самолёте! Шрам у меня на руке — вот он шрам, потому что в болоте был жестяной штырь. Это всегда с риском для жизни. (Тут нервно закурили лётчики полярной авиации и подводники.)Живешь той идеей… что Димка? Что — тебе холодно? Страшно? Зыбко? Трясёшься? Забудь — тебя люди любят, они ждут твоего выхода на экраны. Или порви свою грудь. Погибни сейчас, но будь лучшим, будь на высоте, не допускай фальши! А потом я оказываюсь среди вас, этих сраных зрителей (орфоэпия оригинала. — ИМ), и место моё в последнем вагоне?»
Насчёт «люди ждут твоего выхода на экран» для Дмитрия Петровича у меня плохие новости. Если они чего-то и ждут, так это выхода очередной серии «Игры престолов» на экраны и «Карточного домика», и, насколько мы помним, актёр Дюжев там не задействован. Наверное, по ошибке. Потому что, по мнению Дмитрия, такой вот зритель, который не хочет ощутить разницу между бизнес-классом и эконом, он заслуживает тех сериалов, которыми его пичкает телевидение.
«Это правильно, что для вас делают такую лабуду, туфту, сериалы дешёвые и бездарные. Вы этого заслуживаете. Я-то думал, что вы порядочные, культурные образованные люди. Россияне.» Ну, короче, парни. Вы расстроили отличного актёра, из-за вас он разочаровался в русском зрителе как в классе. Совсем беда. В следующий раз пропустите его согласно купленному организаторами гастролей билету в любой класс, какой он захочет. Иначе мы потеряем талант. Духовный ориентир. И будем мыкаться во мраке, как стадо. Стыдно господа. Немирович-Данченко бы не одобрил. И Станиславский. Вас бы даже Кевин Спейси, и тот бы не одобрил. Хотя, конечно, он нынче жизнью рискует. Почти как актёр Дюжев.