[Пантеон] Герои Путина неправдоподобно хороши. «Героетворчество» времён последнего покорения Крыма
Большую часть своего 17-летнего правления президент России Владимир Путин идеологом не был: основное внимание он уделял экономике и восстановлению централизации власти. Но в свой последний президентский срок — и особенно после аннексии Крыма в 2014 году — Путин пытается создать идеологическую основу для своей недавно занятой твердой и непреклонной позиции на мировой арене. При этом он создает пантеон героев, чтобы им соответствовать. В основе этого, как это часто бывает в России, — попытки пересмотреть историю.
источник: inosmi.ru
В минувшую субботу Путин принял участие в церемонии открытия памятника царю Александру III в Крыму. Этот памятник — лишь последний из серии бронзовых символов того, что, по мнению Путина, составляет великое прошлое России. Среди других открытых недавно памятников — памятник князю Владимиру в Москве, Ивану Грозному в Орле, создателю автомата Михаилу Калашникову в Москве, и Ивану III, бывшему до 1505 года великим князем Московским, — в Калуге. Последние два памятника открывал министр культуры Владимир Мединский, который называет себя историком, несмотря на серьезные сомнения в научности его докторской диссертации. На открытии памятника Ивану Грозному Мединский еще и выступил с официальным обращением.
источник: inosmi.ru
Участие Путина в открытии памятника придает Александру III особое место в пантеоне — рядом с князем Владимиром, благодаря которому, как гласит легенда, восточные славяне, которыми он правил, приняли христианство. Путин выступил на открытии этого памятника с речью.
В своем субботнем выступлении Путин объяснил, почему ему нравится предпоследний российский царь. Никаких серьезных войн он не вел, но в отношениях с другими странами отличался непоколебимой твердостью. Он «делал все для развития и укрепления державы, для того, чтобы сберечь ее от потрясений, внутренних и внешних угроз». Он «считал, что сильное, суверенное, самостоятельное государство должно опираться не только на экономическую и военную мощь, но и на традиции».
Путин явно хотел бы, чтобы о нем вспоминали с такой же любовью, с какой вспоминал Александра III его двоюродный брат, великий князь Александр Михайлович Романов, в своих мемуарах. Описав смятение и нервное потрясение, охватившие российскую элиту после того, как социалистсты-террористы убили Александра II, который отменил крепостное право в России и либерализовал страну, великий князь охарактеризовал наследника убитого царя, написав о нем следующие слова:
«К счастью для России, Император Александр III обладал всеми качествами крупного администратора. Убежденный сторонник здоровой национальной политики, поклонник дисциплины, настроенный к тому же весьма скептически, Государь вступал на престол предков, готовый к борьбе. Он слишком хорошо знал придворную жизнь, чтобы не испытывать презрения к бывшим сотрудникам своего отца, a основательное знакомство с правителями современной Европы внушило ему вполне обоснованное недоверие к их намерениям. Император Александр III считал, что большинство русских бедствий происходило от неуместного либерализма нашего чиновничества и от исключительного свойства русской дипломатии поддаваться всяким иностранным влияниям».
Как и Александр III, Путин, унаследовавший власть от первого президента России Бориса Ельцина, непредсказуемого, но в целом либерального, свел на нет «неуместный либерализм», краеугольным камнем своей политики сделал недоверие к Западу, стремился назначать министрами технократов и приступил к реализации грандиозных проектов (Александр III приказал построить Транссибирскую железнодорожную магистраль). Александр II, чей вклад в российскую историю был гораздо весомее, был бы не самым подходящим героем — не в последнюю очередь из-за того, как он умер.
Но в поисках героев Путин не просто забывает, что в числе основных событий в годы правления Александра III был голод 1891-1892 годов, от которого погибло почти 500 тысяч человек. И что с этим голодом так неумело боролись, что все это подпитывало жестоко подавляемое движение социалистов. Путин еще и готов одобрить ту версию истории, в которой правление Александра III неверно преподносится как золотой век искусства и наук. В Крыму на рельефе горизонтальной стеллы, установленной за памятником царю, изображены предполагаемые достижения и ключевые фигуры той эпохи. Среди выдающихся деятелей того времени — Федор Достоевский, умерший до того, как царь взошел на престол; Лев Толстой, написавший «Войну и мир» и «Анну Каренину» при Александре II; и Дмитрий Менделеев, открывший периодический закон во время правления Александра II. Судя по изображениям на стелле, Александру III приписывается еще и создание старейшего в России музея изобразительных искусств — Третьяковской галереи. На самом же деле музей этот открылся, когда будущему царю было 11 лет. Даже Транссибирская железная дорога, которая тоже изображена на рельефе, в действительности не была достижением Александра III: она была достроена в 1916 году, спустя более двух десятилетий после его смерти.
источник: inosmi.ru
Участники крестного хода в Москве к памятнику князя Владимира в День крещения Руси. 28 июля 2017
Это характерно для того поспешного «героетворчества», которое наблюдается в последние годы. Внезапно начавшееся поклонение Путина князю Киевскому Владимиру основано на спорной легенде о том, что языческий князь крестился в Крыму, в результате чего аннексированный полуостров, согласно выступлению Путина в 2014 году, является для россиян таким же сакральным, как Иерусалим для мусульман и евреев. Правда, в этой истории не учитывается то, что Владимир правил восточнославянскими землями из Киева, столицы современной Украины, и не упоминается, что он пришел в Крым как беспощадный захватчик.
Салавата Щербакова, скульптора, создавшего памятник Калашникову в Москве (и автора памятника князю Владимиру), после открытия памятника уличили в досадной ошибке. Один военный историк заметил, что на постаменте памятника изображен чертеж не автомата Калашникова АК-47, а «примерно совпадающей» с ним штурмовой винтовки StG 44, которая была на вооружении немецких войск во время Второй мировой войны. Неудивительно, что Щербаков смутился: Калашников, по мнению некоторых историков, при создании своего автомата многое позаимствовал у создателя штурмовой винтовки StG 44 Хуго Шмайсера, немецкого конструктора огнестрельного оружия. Шмайсер был арестован советскими военными и принудительно вывезен на работу в Ижевск, где Калашников провел большую часть своей жизни.
После того, как ошибка стала достоянием общественности, Щербаков заставил рабочих спилить фрагмент постамента, ставший причиной скандала. А вот скульптора Андрея Ковальчука — создателя памятника Александру III — «измененные» исторические факты, которые отражены в его работе, не смущают. «Я уверен, что ошибок нет, и ничего менять не собираюсь, — сказал он журналистам РИА Новости. — У меня нет никаких сомнений, что все, что создано, соответствует эпохе Александра III».
Плохо исполненные, неуклюжие памятники — не имеющие ничего общего с тем величественным стилем, которого придерживались коммунисты, чтя память своих героев — являются бронзовыми свидетелями лихорадочных попыток Путина найти российскую идентичность, историческую и культурную основу того, что он сделал для страны. Жестокий военно-феодальный правитель времен раннего средневековья, массовый убийца, заслуживший прозвище «Грозный»; создатель самого смертоносного в мире оружия; царь, который своей реакционной непримиримостью спровоцировал большевистскую революцию — все эти исторические фигуры призваны определять славное прошлое страны и подкреплять ее вызывающее настоящее.
Но вполне возможно, что на самом деле россияне склонны ассоциировать Путина не с этими личностями. В Астрахани скульптор-самоучка недавно создал бронзовый образ Путина вполне в духе безумной эклектики идейных поисков президента. Существо с головой Путина и туловищем крылатого медведя сжимает в когтях осетра. И уж в этой скульптуре никто никаких ошибок не найдет.
В Астрахани скульптор-самоучка недавно создал бронзовый образ Путина вполне в духе безумной эклектики идейных поисков президента. Существо с головой Путина и туловищем крылатого медведя сжимает в когтях осетра. И уж в этой скульптуре никто никаких ошибок не найдет.
Железную скульптуру медведя с головой президента России Владимира Путина и осетром в лапах выставили в одном из астраханских дворов, сообщил портал kaspyinfo.ru.
Автор композиции — местный житель Виктор Кропачев — назвал ее «Ум, сила и душа». Скульптор-самоучка намерен отправить свою работу в подарок лидеру страны.
По замыслу Кропачева, скульптура представляет собой образ современной России, борющейся со внешним врагом, которого здесь символизирует орел: левой ногой железный медведь наступает на птицу, крылья которой находятся за его спиной.
Осетр — ценная промысловая рыба, символ Астраханской области. Кроме того, осетр в этой композиции обозначает доброту и душевность Путина, выпускавшего несколько лет назад молодь этой рыбы в Волгу, поясняет автор.
Образ скульптуры пришел в голову Кропачеву еще шесть лет назад. Работа над кованной композицией заняла несколько месяцев.
Виктор Кропачев занимается художественной ковкой с 2009 года, несколько лет назад он получил от региональной службы занятости субсидию на развитие собственного дела. Скульптор участвовал в нескольких местных выставках, а в 2014 году показывал в Ростове композицию под названием «Плод страстей».
Астраханский умелец, сделавший скульптуру крылатого медведя с головой Путина, символизирующую Россию, проснулся знаменитым после публикации на сайте КаспийИнфо. Виктора Корпачева атакуют федеральные каналы, снимки его работы разошлись по социальным сетям, блогам и хостингам. Астраханский скульптор-самоучка весьма стоически воспринял славу, которая столь неожиданно на него свалилась. Он так и не изменил своему решению подарить необычную скульптуру Владимиру Путину, хотя многие уже интересуются, не хочет ли автор продать работу, которая сделала его знаменитым.
Астраханцем Виктором Корпачевым заинтересовались многие журналисты, в том числе из федеральных СМИ. Без всякого преувеличения можно сказать, что скульптура астраханского автора после публикации на сайте КаспийИнфо стала новостью дня. Сначала она «прогулялась» по крупным федеральным изданиям, а потом триумфально прошлась по социальным сетям. Снимок работы астраханского автора комментировали не только обыватели из разных городов страны, но и именитые художественные деятели.
«Как вылитый», «псевдоискусство», «образность, пластика, немного юмора», «патриотично», «ужас». Шквал комментариев, репостов, лайков, дизлайков и просмотров. А это, как ни крути, успех. Конечно же, подключились федеральные телевизионщики, некоторые из которых уже дали в эфир интервью с астраханцем по скайпу. Будем ждать, когда астраханского героя дня пригласят на какое-либо федеральное ток-шоу.
Между тем Виктор скромно заявляет, что в его жизни ничего не изменилось. Интересоваться стали чаще, но жизнь идет своим чередом, говорит он. Не поменялись и его планы: автор все еще планирует подарить свою работу Владимиру Путину. Хотя, по словам художника, многие начали любопытствовать, не хочет ли он продать скульптуру в свете сложившего ажиотажа. Не хочет! И вообще Виктор говорит, что не продаст свою работу ни за какие деньги.
Напомним, астраханский скульптор-самоучка Виктор Кропачев сделал железную кованую скульптуру, изображающую крылатого медведя с лицом президента РФ, которую собирается подарить президенту. Сейчас автор выставил работу на всеобщее обозрение в одном из астраханских дворов. Скульптура, по замыслу автора, — своего рода образ России в виде медведя, во главе которой находится Путин. Левой ногой медведь наступает на орла, крылья которого находятся за спиной скульптуры. Орел, по словам автора, это внешние враги России. В лапах медведь держит символ Астраханской области — осетра. По словам Виктора Корпачева, рыба символизирует доброту и душевность Владимира Путина, который несколько лет назад в Астраханской области выпускал в Волгу молодь осетра.
Астраханский скульптор-самоучка Виктор Кропачев сделал железную кованую скульптуру, изображающую крылатого медведя с лицом президента РФ Владимира Путина. В перспективе скульптор хочет отправить композицию в подарок президенту, но для начала автор выставил работу на всеобщее обозрение в одном из астраханских дворов.
Медведь с осетром
Автор скульптуры «Ум, сила и душа» планировал выставить свою работу в одном из учреждений культуры в Астрахани. Однако, как рассказал КаспийИнфо сам Виктор Кропачев, организовать подобную выставку ему не удалось. Поэтому скульптуру он выставил в палисаднике частного дома в Трусовском районе. Затем автор собирается подарить скульптуру Владимиру Путину.
Скульптура, по замыслу автора, — своего рода образ России в виде медведя, во главе которой находится Путин. Левой ногой медведь наступает на орла, крылья которого находятся за спиной скульптуры. Орел, по словам автора, это внешние враги России. В лапах медведь держит символ Астраханской области — осетра. По словам Виктора Корпачева, рыба символизирует доброту и душевность Владимира Путина, который несколько лет назад в Астраханской области выпускал в Волгу молодь осетра.
Скульптуру медведя астраханский умелец задумал еще 6 лет назад, тщательно все обдумывал, ждал вдохновения. Работа же над проектом заняла несколько месяцев. По словам Виктора, кованная скульптура — довольно сложный вид творчества из-за самого материала: железо надо постоянно разогревать.
«Плод страстей» и журавли
Виктор Корпачев отмечает, что художественной ковкой занимается с 2009 года. Даже несколько лет назад получил от региональной службы занятости субсидию на развитие собственного дела. Увлечение ковкой стало не только способом заработать, но и творческой отдушиной астраханского умельца.
Это не первая скульптура астраханца. Он несколько лет участвовал в местных выставках декоративно-прикладного искусства. На одной из них представлял композицию с журавлем и лешим. В Ростове в 2014 году выставлял скульптуру «Плод страстей», которая удивила многих посетителей.