Демарш не прошел: почему Порошенко передумал саботировать саммит «Восточного партнёрства»
Евгения Кондакова
23.11.2017, 16:03источник: ukraina.ru
Несмотря на желание добиться от ЕС признания европейских перспектив, президент Украины Пётр Порошенко не готов ставить вопрос ребром
24 ноября в Брюсселе состоится саммит «Восточного партнёрства», однако в нём примут участие не все главы государств-участников. Президент Белоруссии Александр Лукашенко, которого европейцы пригласили впервые за долгие годы, поблагодарил за предложение, но отказался, передав право возглавить делегацию страны главе МИД. Вчера Польское радио сообщило, что на саммит может не приехать и украинский лидер. Почему в администрации президента страны, полностью лояльной и более того — зависимой от Запада, думали проигнорировать главную площадку для диалога с этим самым Западом — разбиралась Ukraina.ru.
«Пётр Порошенко предупредил, что не прилетит в столицу Бельгии, если проект декларации, подготовленный к саммиту «Восточного партнёрства», не изменят», — уточнили журналисты.
По имеющейся информации, главные претензии Киева связаны с тем, что в документе говорится о признании европейских стремлений стран этого объединения, но ничего не сказано о европейской перспективе для Украины, а также содержится ссылка на декларацию о внесении ограничений в Соглашение об ассоциации и Украиной, согласно которым ассоциация не гарантирует Украине членства в ЕС.
Как сообщило Польское радио, европейские дипломаты навряд ли будут редактировать текст подготовленного проекта декларации, более того, они не восприняли всерьёз угрозы Порошенко саботировать саммит.
Спустя сутки пресс-секретарь украинского президента Святослав Цеголко сообщил через Twitter, что глава государства отправился в Брюссель для участия в саммите и проведения переговоров с коллегами из ряда стран. Министр иностранных дел Украины Павел Климкин написал в своём микроблоге, что выполнение соглашения об ассоциации должно быть для ЕС политическим приоритетом, а не делом техники, поэтому отношения Украина-ЕС не могут и не будут оставаться только в рамках «Восточного партнёрства».
«Порошенко решил, что лучше не хлопать дверью, это может дороже обойтись Украине. Украина достаточно зависима от ЕС, поэтому не нужно вступать в конфликт. Президент обозначил, что может проявить охлаждение в отношениях, и дал повод подумать. Возможно, он решил какие-то частные задачи», — предположил в интервью изданию Ukarina.ru эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии Алексей Попов.
За последнее время сотрудничество Киева и с Евросоюзом в целом, и с отдельными её членами осложнилось. Поводом, но не причиной для охлаждения отношений, прежде всего, послужил принятый украинским парламентом закон «Об образовании», который дискриминирует учеников по языковому принципу, сокращая, а впоследствии полностью отменяя обучение на языках национальных меньшинств. Лидер фракции «Оппозиционный блок» Юрий Бойко предупредил, что этот документ создаёт пояс конфликтов со странами ЕС. И его опасения вполне оправданы; например, президент Румынии Клаус Йоханнис заявил, что совершить визит в Киев только после отмены скандального закона, а министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто пообещал блокировать все инициативы украинских дипломатов в международных организациях, в том числе направленные на евроинтеграцию.
По словам Попова, конфликт между Украиной и Польшей исторический, и ЕС в нём не участвует, а игнорировать все мероприятия ЕС только из-за разногласий с Венгрией и Румынией по поводу закона «Об образовании» Порошенко не может.
Политолог оценил жизнеспособность «Восточного партнёрства» с учётом нынешних реалий: «Сейчас страны, которые участвуют в проекте, находятся в разном положении. Для ЕС интереснее работать с каждой из стран отдельно, а не подгонять их под общую гребёнку. «Восточное партнёрство» было способом привлечения к ассоциации с ЕС Украины, Молдавии, Грузии. С Арменией, как и с Азербайджаном, не получилось, теперь есть ассоциированные и не ассоциированные члены, политика по отношению к этим категориям должна быть разной».
Еврокомиссар по политике соседства и расширению ЕС Йоханнес Хан отметил, что среди стран-членов «Восточного партнёрства» только Украина, Грузия и Молдавия чётко выражают своё стремление к европейской интеграции, и сегодня пользуются безвизовым режимом и ассоциацией с ЕС.
«Если вы говорите: «Мы станем немедленно членами ЕС», — это нереалистично. Но люди хотят услышать, верить, что это случится через три года», — подчеркнул политик.
Четыре года назад желание украинцев получить доступ к благам и высокому уровню жизни европейцев сыграло злую шутку со страной. Большая часть местного населения была уверена, что подписание Соглашения об ассоциации с ЕС гарантирует им повышение зарплат до стандартов ЕС и позволит им официально трудоустроиться в более развитых государствах. Неудивительно, что люди, полные надежд на светлое будущее, восприняли в штыки решение Виктора Януковича, возглавлявшего тогда Украину, отложить подписание этого документа, чтобы тщательнее просчитать все риски. А церемония заключения соглашения должна была состояться именно на саммите «Восточного партнёрства» в Вильнюсе 28-29 ноября 2013 года. Вскоре массовые акции протестов против действий президента вылились в государственный переворот, в результате которого к власти пришло нынешнее руководство Украины, при любой удобной возможности скандировавшее лозунг «Україна — це Європа». Однако спустя четыре года после Майдана жизнь украинцев не только не приблизилась к уровню Европы, а, наоборот, стала хуже даже по сравнению с временами Януковича. Традиционное оправдание всех внутренних проблем «агрессией России» уже не столь эффективно — доверие к власти и политика в целом у граждан Украины стремительно падает, что демонстрируют упрямые социологические опросы.
Даже если европейцы не включат в текст итоговой декларации саммита пункт о признании европейских перспектив Украины, а так скорее всего и будет, то Порошенко навряд ли пойдёт на обострение отношений с Западом. Ярким примером стал саммит ЕС-Украина, который прошёл в Киеве в июле. Тогда украинская сторона отказалась подписать итоговый документ из-за нежелания Нидерландов, Германии и Франции включить в него фразу из преамбулы Соглашения об ассоциации: «Европейский союз признает европейские стремления Украины и приветствует её европейский выбор, в том числе её обязательства развивать развитую и устойчивую демократию и рыночную экономику». Как мы видим, четыре месяца спустя, Киев не отказался от сотрудничества с Европой.