WSJ: Доллар превратился в мирового тирана
Один из парадоксов мирового финансового кризиса, который произошел 10 лет назад и начался именно в США заключается в том, что доллар стал более важной валютой для всего остального мира, чем это было прежде, пишет Wall Street Journal.
Другие претенденты на мировой трон — евро, китайский юань — так и не получили всеобщего признания. Доллар остается доминирующей силой в мировой торговле. Медленное, многолетнее снижение доли долларов в запасах центральных банков мира прекратилось. А долларовые обязательства коммерческих банков Японии, Германии, Франции и США превосходят их позиции в собственных национальных валютах.
Доминирующее положение доллара снова проверяет мир на прочность: из-за правил, направленных на повышение безопасности финансов, доступ к валюте стал сложнее. Усугубляет ситуацию тот факт, что Федрезерв сейчас выкачивает доллары из мировой финансовой системы и ужесточает свою монетарную политику.
«Наша валюта – ваша проблема», — охарактеризовал эту политику аналитик Credit Suisse и гуру денежного рынка Холтан Поцсар.
Со времен финансового кризиса рынки подавали сигналы тревоги о дефиците долларов. Спреды по контрактам с производными инструментами или так называемые кросс-валютные базисные свопы, которые инвесторы и компании используют для покупки долларов, резко выросли. По словам экономистов, если бы доллары можно было свободно заимствовать и одалживать, спред был бы равен нулю. Всякий раз, когда в конце квартала и года банкам нужно привести в порядок свои балансы, закрывая возможности для заимствования в долларах, этот разрыв увеличивается. По мере приближения конца 2017 года, трехмесячный спред взлетел до 1-летнего максимума.
Борьба за доллары может нанести ущерб банкам, не связанными с США, поскольку дефицит валюты делает их заимствование более дорогим. В декабре 2016 года он загнал французского кредитора Société Générale SA в худший торговый день года — единственный, когда в годовом отчете статистические оценки потенциальных потерь банка были превышены. Тогда же вышел за пределы статистической модели прибыли швейцарский UBS Group AG. По словам кредитора, это произошло из-за резких изменений ставок по франку и евро.
Сейчас Société Générale работает над созданием собственных контрмер путем диверсификации источников долларового фондирования на рынках и поиска альтернативных инвесторов.
«Мы очень осторожно подходим к этому вопросу, — отметил Стефан Ландон из Sociеtе Gеnеrale. – У нас действительно ограниченный доступ к розничному долларовому финансированию. Поэтому мы решили расширить доступ к оптовым продуктам в целом».
По подсчетам Поцсара из Credit Suisse, каждые $100 млрд, перекрываемые американским Центробанком, приведут к расширению спредов по кросс-валютным базовым свопам на 0.1%.
С октября Федрезерв ежемесячно сокращает свой $4.5-трилионый баланс на $10 млрд, накопленный в рамках программы покупки активов после финансового кризиса, тогда как Министерство финансов сокращает объем ликвидности в банке, а налоговая реформа, как ожидают аналитики, заставит американские компании репатриировать свою наличность из-за рубежа. Все это означает, что доллары утекают из остальных стран мира.
Исследователи из швейцарского Банка международных расчетов обнаружили, что по мере ограничения объема долларов возможности кредитования во всем мире будут ужесточаться.
Многие экономисты давно предсказывают прекращение господства доллара, отмечает WSJ. Создание евро в 1999 году и стремительный рост китайской экономики побудили многих аналитиков говорить о том, что доллар поделится властью сдругими валютами.
Но евро стал политически непопулярным во время европейского долгового кризиса, а юань для глобальных инвесторов неприемлем из-за неподконтрольного движения китайского капитала. Между тем, доля официальных резервов в долларах, в последнее время остановила свой многолетний спад, и во втором квартале 2017 года этот объем вырос до рекордного уровня в 8,6 трлн. долларов, согласно данным BIS.
«Тенденция к снижению курса доллара последних 40 лет закончилась», — сказал Пареш Упадхая, менеджер фонда Amundi Pioneer.
Доминирование на мировых рынках одной валюты бросает вызов принципу, когда инвестор не может получить преимущество от того, в какой денежной единице он торгует. В реальности происходит все наоборот. Продолжает действовать своеобразная пирамида — миллиарды долларов заимствуются для инвестиций в более бедные страны с помощью популярной стратегии carry-trade.
При этом, по оценкам эксперта Commerzbank Джессики Джеймс, на рынках производных инструментов инвесторы, которые имеют возможность продавать доллары сейчас и покупапать их в будущем, остаются в плюсе, а те, кому срочно нужны доллары, теряют в среднем 0,9% каждый квартал.