Из всех россиян, обвиненных в докладе Макларена в применении допинга, комиссия МОК, возглавляемая швейцарцем Денисом Освальдом, пощадила лишь победительницу Игр-2014 в фигурном катании Аделину Сотникову, а по остальным прошлась бульдозером.
Расследование, если так можно назвать эту разрушительную деятельность комиссии, еще не закончено. А сколько еще неприятностей на олимпийском горизонте. Да и будет ли он олимпийским? Впрочем, ясно, что при таком раскладе команда наша уже будет ослаблена — и не только психологически. Времени на апелляции мало. Да, не зря вынесение «приговоров» так затянули.
Многократный призер Олимпиад в спринте Фрэнки Фредерикс из Намибии был самым симпатичным и прислушивающимся к нам членом комиссии Международной Федерации легкой атлетики (ИААФ), которой еще перед Играми в Рио предстояло решить, выполнила ли Всероссийская Федерация легкой атлетики требования по допуску. Я был членом комиссии с российской стороны. Мы общались долго, и не раз. И с каждой встречей список невыполненных требований все сокращался: наши делали все что могли, шли почти на любые уступки.
И мне казалось, что темнокожий Фрэнки — один из немногих в этой команде ИААФ, кто был бы не против поездки легкоатлетов России на Игры-2016. Зная, что я председатель российского Комитета Фэйр Плей, задавал мне вопросы, прямо-таки наводящие. Объясняем ли мы нашим принципы честной игры, согласны ли россияне с ее основами? Я старательно объяснял, а Фрэнки одобрительно кивал головой. Уже хорошо. Потому что все остальные люди из комиссии, кроме ее руководителя и юриста, игравших главные партии, вообще молчали. А Фредерикс все-таки кидал реплики, и совсем незлобные.
Тем сильнее было мое удивление, и даже некоторое недоумение, когда я узнал о проступке темнокожего экс-чемпиона и бизнесмена. Милый Фрэнки оказался замешанным в крупном скандале. По странному совпадению мистер Фредерикс получил около 300 тысяч долларов, как раз в те веселые дни, когда Рио вырвал право проведения Олимпиады. Перевел их на счет фирмы неприятнейший персонаж, которого прямо обвиняли в коррупции. Фредерикс, что делает ему честь, временно отказался от членства в МОК и заодно в комиссии ИААФ, выяснявшей, насколько честны российские легкоатлеты. А как быть с его советами о Фэйр Плей?
Я не собираюсь раскрывать сути ни единой обсуждавшейся проблемы. Просто привожу собственные впечатления о расследователях. Руководитель комиссии ИААФ норвежец Руне Андерсен был сух, вежлив, но суров. Он хотел знать все и обо всех. Никак не мог смириться с тем, что среди российских легкоатлетов было мало осведомителей. Примером доблести ему виделась нарушительница допингового кодекса Степанова, тайно заснявшая и записавшая общение «подруг» по сборной. Те праздновали день рождения одной из бегуний, расслабились и заболтались, не предполагая, что приверженка принципов высокой морали (только не с нашей точки зрения) Степанова их записывает. Объяснения, что хотя бы в силу исторических причин такое поведение у нас не приветствуется, Андерсен не принимал. Он был настроен на свое, в которое нашему никак не вписаться.
Джонатан Тейлор — профессиональный адвокат из Великобритании. Сложилось впечатление, будто он заранее предвидел — или знал — исход бесконечных обсуждений. Они вовсю идут и сейчас, когда легкоатлетам России на этой неделе в очередной раз было отказано в праве выступать под собственным флагом, в своей форме и слушать в случае победы родной гимн. Признаюсь, что и летом 2016-го мне откровенно не верилось в допуск сборной легкоатлетов к Рио: надо было ждать до ноября 2016-го. Ожидание здорово затянулось. И жесточайшее, вырубающее под корень решение, вновь проштампованное в ноябре — уже 2017-го, — стало нежданным, огорчительным. Что еще надо?
ИИХФ призвала МОК допустить Россию до Олимпиады
Тейлор и в 2016-м вел расследование по-своему. И когда все пункты требований, они деликатно именовались «критериями», были выполнены, возникло еще одно. Зарубежные вершители наших судеб «не почувствовали изменения духа отношений россиян к допингу». Все же было сделано, выполнено и перевыполнено, а вот как почувствовать, да еще иностранцу, некий дух? Тейлор же не Пушкин, который писал стихи об этом духе и чуял его как никто другой Ну, ей-богу, не знаю. Наши, к примеру, решили отстранить от Игр легкоатлетов, хоть раз допустивших малейшие допинговые нарушения. А на чемпионате мира этого года американец Гатлин обыграл на 100-метровке великого Усейна Болта, хотя дважды дисквалифицировался, признавался виновным, и тут же получил право выйти на дорожку.
Явный двойной стандарт. Мы вовсе не за это. А за справедливость. Но не в том виде, в котором она видится Тейлору. Но именно он решает теперь эти же вопросы российского допуска и в ВАДА. Совет руководителей ВАДА отказал РУСАДА в восстановлении прав, осложнив, что бы ни говорили, вопрос допуска России к зимним Играм в Корее. И кто в ВАДА отвечал за соответствие? Этот орган ВАДА возглавил тот же Тейлор. Господа, у вас что, не хватает юристов? Или вы твердо решили пользоваться лишь услугами тех, в чьих пристрастиях не сомневаетесь?
Ситуация сложнаОчень серьезный российский чиновник высказал свое авторитетное мнение, с которым полностью соглашусь. Власть в международных спортивных организациях — у англосаксов. Какие у нас с ними сегодня отношения — комментировать не стоит. И когда оппоненты получили повод прижать нас в спорте, где престиж России по-прежнему высок, поднялась умело спланированная возня. Нет, не всемирный заговор, а стремление унизить, спровоцировать, отстранить от большого спорта.
Не случайно вновь возник перебежчик Родченков, теперь уже с обвинениями в адрес футболистов. А что если вдруг удастся доказать вопреки всему, что все наши футболисты только и живут на допинге? Блеф, чепуха.
Конечно, но МОК признал Родченкова свидетелем, которому доверяет. И тот расшири, л поле деятельности. Что от него и требовалось. Беглец обосновался в США, жует бургеры. Нельзя, чтоб в Штатах о нем забывали в период, когда чемпионат мира по футболу принимает Россия, вступающая в президентскую кампанию. Не думаю, что мощнейшая ФИФА в отличие от МОКа, во многом зависящего от американских спонсоров, заглотит такую отравленную наживку. Но поднимут шум англосаксонские газеты. Выдумают, будто выборы страны-организатора проходили нечестно, да и вообще попортят нам немало кровушки. Что удалось накануне Олимпиады в Сочи. Тогда за неимением более подходящего повода принялись муссировать тему несоблюдения в России прав геев и лесбиянок. Уж как далеко до олимпийской темы, но покричали, пошумели, вот уж на пару дней до Игр действительно хоть на час, но испортили атмосферу праздника.
Между тем вопрос участия России в Играх в Пхенчхане будет решаться на Исполкоме МОК в Лозанне 5-6 декабря. Наше Олимпийское собрание, которое должно было состояться в Олимпийском комитете России 7 декабря, перенесено на 12-е. Месяц обещает быть горячим. Только не надо паники.