Более того, угроза санкций не мешает «Газпрому» получать валютное финансирование. Как сообщил сам газовый гигант в своем квартальном отчете, в ноябре этого года он получил кредит на один миллиард евро на пять лет по ставке EURIBOR+1,85%, причем в роли агента синдицированного банковского кредита выступил американский банк JP Morgan. Все это наводит на мысль о том, что европейские нефтегазовые компании и американские банкиры очень скептически относятся к санкционным угрозам Госдепартамента США.
Конечно, с учетом токсичной политической обстановки в Вашингтоне есть риск того, что Госдеп отменит собственные разъяснения, а администрация Трампа попробует ввести санкции против «Северного потока — 2». Однако в этом случае США столкнутся с возвращением в повестку дня тех рисков, которые и заставили изначально отказаться от плана подвести партнеров «Газпрома» под американские санкции. Стоит напомнить, что в разгар антироссийской истерии в Сенате, как раз во время принятия нового пакета санкций, несколько влиятельных европейских чиновников, среди которых отметились глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер и министр экономики Германии Бригитта Циприс, угрожали США ответными европейскими мерами.
Маловероятно, что администрация Трампа захочет довести ситуацию до полноценной санкционной войны между США и ЕС. Но с другой стороны, Вашингтон не может себе позволить открыто признать, что попытки экономического и дипломатического давления на партнеров «Газпрома» фактически провалились. Именно по этой причине американские дипломаты предпочитают вбрасывать в инфополе намеки на возможность каких-то неопределенных санкций в неопределенном будущем.
В качестве альтернативного, то есть экономического, «плана по подавлению российского газа в Германии», западной аудитории был представлен план строительства СПГ-терминала в Гамбурге.
Суть «плана» сводится к тому, что три голландские компании, Nederlandse Gasunie NV, Koninklijke Vopak NV и Oiltanking GmbH, построят на Эльбе терминал, который за счет географической близости к немецкому рынку и передовых технологий позволит снизить стоимость импортируемого из США СПГ для конечного потребителя. Конечная цель проекта, как утверждают в агентстве Блумберг и намекают в кулуарах Еврокомиссии, уже поддержавшей проект, заключается в том, чтобы снизить зависимость немецкого газового рынка от российского трубопроводного газа.
Проблема в том, что если отбросить пиар и взять в руки калькулятор, то СПГ при любом сценарии будет дороже, чем российский газ. Более того, даже если американские дипломаты смогут выкрутить руки немецким покупателям и заставят их закупать американский СПГ, то новый терминал сможет обеспечить объем поставок, равный всего 10 процентам немецкого импорта российского газа. По факту «план по подавлению российского газа в Германии», о котором с таким восторгом пишут американские журналисты, является просто планом по принуждению части немецких потребителей к оплате барышей американских нефтегазовых компаний под предлогом борьбы с вездесущей российской угрозой.
Ну а смелая попытка властей Дании заблокировать строительство «Северного потока — 2» в датских территориальных водах привела лишь к тому, что проект газопровода пришлось изменить и его предполагаемая длина увеличилась на 10 километров. Сама Дания, скорее всего, потеряет доходы от газового транзита. В целом практика показывает, что страны, которые очень активно выступают против российского трубопровода, наносят экономический ущерб себе, а не России.
Несмотря на то что перспективы строительства «Северного потока — 2» смотрятся очень неплохо, скептики указывают: сама компания в своих официальных отчетах перечисляет многочисленные политические риски и санкции США, которые могут затронуть «Северный поток — 2», «Турецкий поток» и даже обслуживание действующих газопроводов. Аналитики, склонные к пессимистическим или паническим интерпретациям, видят в этом подтверждение того, что российская компания негативно оценивает собственные перспективы и уязвимость перед американскими мерами воздействия.
Но при анализе подобных документов (официальных отчетов компаний-эмитентов или «облигационных проспектов») следует учитывать, что к ним предъявляются очень строгие нормативные требования. И их составители, во избежание последующей юридической и материальной ответственности, предпочитают перестраховаться, перечисляя все возможные риски, включая те, которые не являются особо вероятными. Для сравнения: в аналогичных материалах компании Shell, которая является партнером «Газпрома» по «Северному потоку — 2», в качестве серьезных рисков перечислены, среди прочего, «налоги на сверхдоходы», гражданские войны и даже масштабная эпидемия лихорадки Эбола, но не стоит считать, что британские нефтяники ожидают именно такого развития событий.
Если отбросить медийную шелуху, то можно констатировать, что события в Европе и США развиваются в пользу «Газпрома». Провал коалиционных переговоров в Германии обеспечил непопадание в немецкое правительство представителей партий, которые открыто выступали против «Северного потока — 2», а возможный успех переговоров по воссозданию «большой коалиции» между немецкими христианскими демократами и социал-демократами обеспечит усиление «газпромовского лобби» в Берлине. Как заявил вице-премьер Аркадий Дворкович после закрытого заседания с участием вице-канцлера, министра иностранных дел ФРГ Зигмара Габриэля в рамках Российско-германского сырьевого форума, «Северный поток — 2» «обсуждался на встрече общей, конечно, у нас (с немецкими коллегами. — Прим. ред.) одинаковые позиции, мы считаем, что надо реализовывать этот проект».
Впрочем, следует ожидать, что медийное и дипломатическое давление со стороны США будет продолжаться в максимально демонстративном формате. Американская империя стареет и дряхлеет, но имперская гордость заставляет администрацию Трампа скрывать за громкими заявлениями и пиар-акциями свою политическую импотенцию. По мере появления все более очевидных симптомов этого институционального бессилия Вашингтон будет все сильнее озабочен демонстрациями собственного могущества. Однако даже самым упорным американофилам скоро будет трудно сохранять веру во всесильного Дядю Сэма.
США опасаются «доминирования» России в Европе за счет газовых проектов
05:23 01.12.2017
В Госдепе США выразили обеспокоенность в связи с реализацией российских газовых проектов в Европе. Американские дипломаты считают, что «Северный поток — 2» и «Турецкий поток» позволят России усилить свое доминирование на энергетических рынках европейских стран, что приведет к снижению энергетической независимости Европы, рассказала официальный представитель американского внешнеполитического ведомства Хезер Науэрт.
«Мы считаем, что „Северный поток-2“ и „Турецкий поток“ будут способствовать усилению доминирования России в Европе и понизят энергетическую независимость Европы», — сказала она.
Представитель Госдепа также выразила мнение, что реализация этих газовых проектов «позволит
России подрывать позиции Украины» путем сокращения поставок топлива в Европу через эту страну.
Она также выразила опасения, что по завершении «Северного потока — 2» Россия сконцентрирует в одном направлении около 75% всего объема импорта газа в Европу.
«Северный поток — 2»
Газовый проект стоимостью 9,5 миллиарда евро подразумевает строительство двух ниток газопровода от российского побережья до Германии транзитом через Балтийское море. Общая мощность — 55 миллиардов кубометров газа в год. Данный трубопровод планируется проложить рядом с уже действующим «Северным потоком».
Морская часть газопровода пройдет через территориальные воды и исключительные экономические зоны России, Дании, Германии, Швеции и Финляндии.
Ряд государств, включая Украину и США, выступают против реализации проекта. Украинские власти опасаются, что строительство «Северного потока — 2» приведет к потере доходов от транзита российского газа, в то время как США намерены поставлять в Европу сжиженный природный газ.
Накануне власти Дании одобрили законопроект, позволяющий запретить прокладку «Северного потока — 2».
«Турецкий поток»
Газопровод «Турецкий поток» также предполагает строительство двух ниток мощностью по 15,75 миллиарда кубометров каждая. Первая ветка, которая, как ожидается, будет введена в эксплуатацию в 2018 году, предназначена для поставок газа в Турцию через Черное море. По второй нитке будет осуществляться транспортировка «голубого топлива» в страны Южной и Юго-Восточной Европы. Ожидается, что строительство второй ветки завершится в 2019 году.
В начале ноября «Газпром» сообщил, что строительство морских участков газопровода на территории России завершено. Компания намерена продолжить строительство первой нитки в исключительной экономической зоне Турции.