Завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) Ямал СПГ произвел отгрузку 1й партии СПГ на танкер-газовоз Кристоф де Маржери.
Торжественная церемония отгрузки СПГ, как и планировалось, прошла 8 декабря 2017 г.
На церемонии присутствовали министр энергетики РФ А. Новак, министр природных ресурсов и экологии РФ С. Донской, министр экономического развития РФ М. Орешкин, министр промышленности и торговли РФ Д. Мантуров, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) Д. Кобылкин.
Среди зарубежных гостей были китайские партнеры Ямал СПГ, глава Total П. Пуянне, министр энергетики Саудовской Аравии Х. аль-Фалих.
Гости напряженно ожидали прилета президента РФ В. Путина.
Зима на Ямале суровая — в Сабетте было -17оС, но по ощущениям — все -30оС, гостей разместили в теплом шатре.
Напомним, что глава НОВАТЭКа Л. Михельсон пригласил В. Путина на заливку 1го танкера в Сабетту в конце 2016 г.
Я всех поздравляю, кто работал над этим проектом. С 1й отгрузкой на танкер, который назван в честь нашего друга Кристофа де Маржери, сказал В. Путин.
Строительство арктического производственного комплекса с морским портом Сабетта началось в июле 2012 г.
Работа велась при активном участии зарубежных компаний, но привлекались и российские производители и поставщики — почти 700 предприятий из 60 регионов России.
Уровень, которого мы добились в совместной работе, будет и дальше способствовать совместной эффективной деятельности на благо и компаний, которые принимают в этом участие, на благо наших стран, сказал В. Путин.
Заявленные сроки строительства были соблюдены — завод Ямал СПГ начал производство сжиженного природного газа на 1й технологической линии мощностью 5,5 млн т/год СПГ 5 декабря 2017 г.
В целом мощность завода составит 16,5 млн т/год (3 линии мощностью 5,5 млн т/год каждая).
Планируется 4я опытно-промышленная линия мощностью 1 млн т/год, построенная по российской технологии, которая позволит снизить себестоимость СПГ.
2ю и 3ю линию НОВАТЭК рассчитывает запустить с опережением графика.
Изначально запуск 1й, 2й и 3й линий Ямал СПГ в конце 2017 г, 2018 г и 2019 г соответственно.
Учитывая высокую степень законтрактованности будущих объемов СПГ, строительство ускоряется — 2ю линию Ямал СПГ планируется ввести на 3 месяца раньше срока, 3ю — на 6-9 месяцев.
Проект Ямал СПГ реализуется на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения, доказанные и вероятные запасы газа которого по стандартам PRMS составляют 926 млрд м3.
Стоимость проекта Ямал СПГ оценивается в 26,9 млрд долл США.
1я партия СПГ из порта Сабетта, как и планировалось, направляется в Китай.
Это очень символично, учитывая серьезное участие в проекте китайских партнеров.
Акционерами Ямал СПГ являются НОВАТЭК (оператор с долей участия 50,1%), Total (20%), CNPC (20%), Фонд Шелкового Пути (9,9%).
Уникален в своем исполнении танкер-газовоз Кристоф де Маржери ледового класса Arc7, ставший 1м подобным судном в мире.
В разработке танкера принимали участие российские и зарубежные классификационные общества и ведущие проектные и конструкторские институты, судоверфи и компании-судовладельцы.
Танкер обладает системой двойного действия — носовая часть приспособлена для навигации в открытой воде и в условиях тонкого льда, а кормовая оптимизирована для самостоятельной навигации в сложных ледовых условиях.
Всего планируется серия из 15 арктических ледокольных газовозов, которые будут задействованы для обслуживания проекта Ямал СПГ и круглогодичной транспортировки СПГ в сложных ледовых условиях Карского моря и Обской губы.
Благодаря Ямал СПГ в ЯНАО уже формируется производственно-логистический хаб с перспективной долей на мировом рынке более 15%, отметил Д. Кобылкин.
Следующие шаги в этом направлении уже определены — это будут новые СПГ-заводы. Ресурсы для этого есть и на полуострове Ямал, и на Гыданском полуострове, сообщил глава ЯНАО.