Пока весь мир обсуждает решение МОК по поводу санкций в отношении российского спорта, где-то в США ликует информатор ВАДА Григорий Родченков. Беглый антидопинговый чиновник успел сообщить столько сведений, что хватит на несколько шпионских романов. Но первый известный «информатор» появился в США в начале «нулевых». Тот случай будто под копирку повторяет сценарий российского. Но с другим исходом. Того информатора в итоге никто так и не послушал. «КП» рассказывает о немного подзабытой истории профессора Экзума Уайда.
На дворе конец 90-х годов. США провели летнюю Олимпиаду-1996 в Атланте, готовились уехать на Игры в Сидней, как вдруг грянула буря. Летом 2000 года профессор Экзам Уайд, который девять лет работал в 90-е годы в Олимпийском комитете США директором управления по контролю за применением запрещенных методов и препаратов, заговорил. Внезапно во всеуслышание он заявил, что американцы долгие годы покрывали тех своих атлетов, которые проваливали допинг-тесты.
Ведомство Уайда подвергало тестам 3-5 тысяч спортсменов, из которых 1-2% в итоге оказывались с положительными пробами. И тогда их попросту никак не наказывали. Тем самым мешая делать свою работу Уайду. Он выступал в ряде американских СМИ, просто говоря о том, что у него есть сведения про покрывательство тысяч спортсменов. Среди них — медалисты и победители Олимпиад с 1984 года. Однако же до поры до времени он их вообще не называл, говоря о самом факте наличия сведений и вынуждая спортивных чиновников дать ход делу. Уайд пытался надавить громкими заявлениями через СМИ. И вскоре он попросту решил подать в суд, дабы наконец-то разбить эту стену молчания.
Представители Олимпийского комитета США выходили на Уайда и попытались договориться, мол, не надо доводить дело до суда. Не вышло. В конце 2002 года Экзум Уайд подал заявление в суд города Денвер. В иске он потребовал раскрытия всех имен спортсменов, которых покрывали в США. Спор закончился весной 2003 года. 14 апреля после долгих разбирательств с олимпийским комитетом США суд не принял сторону информатора. Попросту сказали, что все сведения бездоказательны и не имеют под собой никаких, совершенно, оснований.
Что удивительно, еще до решения этого суда, Международная федерация легкой атлетики попыталась через Спортивный арбитражный суд «выбить» показания из американцев. Однако CAS, ко всеобщему удивлению, в начале 2003 года постановил — США могут и не раскрывать имена своих спортсменов, которые попадались на допинге.
И тогда Экзум Уайд просто взял и передал журналистам те сведения, что были у него на руках. А это — 30 000 документов, в которых были подробности сокрытия допинга в США. Это почти в 30 раз больше сведений, чем у Григория Родченкова. Для сравнения — на специальном сайте с доказательствами от Ричарда Макларена выложено 1 166 документов, полученных от Родченкова. В документах от Уайда говорилось минимум о 19 олимпийских спортсменах-медалистах, которые были «прикрыты».
Среди множества выделялись — легкоатлет Карл Льюис, его напарник по тренировкам Джо ДеЛоач, теннисистка Мэри Джо Фернандес, борец Джо Шульц, футболист Алекси Лалас. За каждым из них — свой «грех». У Льюиса трижды находили допинг — псевдоэфедрин, эфедрин и фенилпропаноламин. В олимпийском комитете решили, что он не виноват в применении запрещенных веществ. У теннисистки Фернандес был псевдоэфедрин. Но чиновники решили, что допинг попал в организм с препаратом от простуды. На Олимпиаде 1992 года она выиграла «золото» и «бронзу».
К тому времени уже несколько лет как существовало Всемирное антидопинговое агентство. Однако после первых заявлений его главы Дика Паунда (в 2015 году он возглавлял комиссию, которая занималась расследованием допинга в российской легкой атлетике) о том, что нужно провести расследование и все изучить, постепенно громкий скандал стал сходить на нет. И о нем начали забывать. Но молчание прервал один из самых титулованных фигурантов списка Экзума Уайда — Карл Льюис.
Легендарный бегун признался, что перед Олимпиадой 1988 года трижды провалил допинг-тест. Но стал давить на то, что, мол, тогда ко всем так относились и таких спортсменов, по его заявлениям, было много, выдав в одном из интервью фразу: «Да и вообще, кого волнует, что я провалил те допинг-тесты?».
Однако же, в итоге золотую медаль, выигранную Карлом Льюисом на 100-метровке на Олимпиаде 1988 года, до сих пор никто так и не посмел отобрать.